Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:21, реферат
Непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”.
ЛИРИКА ПУШКИНА
Вспомним, как определил
Пушкин сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств
и дум.
Непременным
условием творчества поэт считает свободу.
Пушкин уже к семнадцати годам был вполне
сложившимся поэтом, способным соперничать
с такими маститыми светилами, как Державин.
Поэтические строки Пушкина в отличие
от громоздких строф Державина обрели
ясность, изящество и красоту. Обновление
русского языка, столь методично начатое
Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин.
Его новаторство нам потому и кажется
незаметным, что мы сами говорим на этом
языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество
холодно и тенденциозно. Другие слишком
много внимания уделяют форме. А вот лирике
Пушкина присуща гармоничность. Там все
в норме: ритм, форма, содержание.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Так начинается
одно из самых блистательных
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Исключительное
художественное чутье Пушкина руководило
им в выборе ритма, размера. Удивительно
точно воспроизводится тряска дорожного
экипажа:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то
пешком?
Пушкин, как
никто, умел радоваться красоте и
гармонии мира, природы, человеческих
отношений. Тема дружбы - одна из ведущих
в лирике поэта. Через всю свою
жизнь он пронес дружбу с Дельвигом,
Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся
еще в лицее. Многие вольнодумные стихи
Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.
Таким является стихотворение “К Чаадаеву”.
В строках, лишенных всякой иносказательности,
поэт призывает друга отдать свои силы
освобождению народа.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные
порывы!
Столь же недвусмысленный
призыв к восстанию содержится и
в знаменитой оде Пушкина “Вольность”.
Главная мысль оды в том, что “вольность”
возможна и в монархическом государстве,
если монарх и народ строго следуют законам,
в том числе и моральным. Пушкин призывает
к этому, но вместе с тем звучит предупреждение
тиранам.
Одной из отличительных
особенностей Пушкина как поэта была необыкновенная
разносторонность его дарования. Много
своих творческих сил Пушкин отдал созданию
глубоко искренней, реалистической лирики.
Современники воспринимали Пушкина как
отца русской реалистической лирики. Лирика
была дорога поэту, как возможность непосредственно
высказать свои мысли, раздумья о жизни,
передать свои чувства и настроения, участвовать
в общественно-политической и литературной
жизни России. В лирической поэзии Пушкина
с особенной полнотой и яркостью отразилась
светлая личность поэта.
Белинский
особенно ценил гуманизм Пушкина. Он
писал: «К особенным свойствам его
поэзии принадлежит его способность
развивать в людях чувство
изящного и чувство гуманности, разумея
под этим словом бесконечное уважение
к достоинству человека как человека».
Лирика Пушкина с необычайной широтой
и правдивостью осветила все стороны и
явления современной ему действительности.
Но, являясь живым откликом поэта на современную
ему жизнь, лирика Пушкина в то же время
перерастает его время и не теряет своего
значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина
полноту восприятия и ощущения жизни,
жизнерадостность, свободолюбие, высокую
гуманность, призыв к служению родине.
Точность, свежесть, меткость слова, сжатость
в выражении мыслей и чувств, поразительное
многообразие интонаций, «союз волшебных
звуков, чувств и дум» отличают стих Пушкина.
Ведущей темой
лирики Пушкина является тема
свободы. Свобода для Пушкина - высшая
жизненная ценность, без нее он уже в юности
не мог представить своего существования.
Свобода - основа дружбы. Свобода - условие
творчества. Жизнь без свободы окрашивалась
в мрачные и зловещие тона. Мотив политической
свободы выражен в стихотворениях "Лицинию"
(1818), "К Чаадаеву" (1818), "Деревня"
(1819). В этих произведениях высказаны идеи,
близкие взглядам декабристов: служение
общественным идеалам, осуждение тирании,
угнетения. Мотив личной свободы звучит
в стихотворениях "Узник" (1822), "Птичка"
(1823). Здесь романтический призыв бегства
из мира - "темницы" и желание дать
освобождение "хоть одному творению"
усиливается образами птиц, олицетворяющих
природное стремление к воле. В стихотворении
"Я вас любил: любовь ещё, быть может…"
(1829) мы встречаемся ещё с одним проявлением
мотива личной свободы - уважение личности
другого человека. Философское осмысление
рабства как противопоставления свободе
ярко видно в стихотворении-притче "Анчар"
(1836). Свобода творческой личности - важнейший
мотив темы проявляется в стихотворениях
"Поэту" (1830), (Из Пиндемонти) (1836). Слово
"свобода" и близкие по смыслу слова
"вольность", "воля" "вольный"
- ключевые слова пушкинского "словаря".
Тема "вольности святой" волновала
А.С. Пушкина всю его жизнь, она проходит
через всё его творчество. В этом отношении
программным произведением поэта является
ода "Вольность". Написана она вскоре
после того, как молодой Пушкин приезжает
из Царскосельского лицея в Петербург.
Василий Львович, его дядя, вводит будущего
великого поэта в столичные литературные
кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми
людьми. Под впечатлением общения с ними
в 1817 году молодой поэт пишет своё первое,
но очень важное стихотворение, пронизанное
свободолюбивыми мотивами.
Тема
дружбы опирается на лирические произведения,
обращенные к лицеистам. "Священный
союз" лицейских друзей для Пушкина
свят и непоколебим. У Пушкина было много
друзей и близких, и не очень близких. Достаточно
широк диапазон его дружеских привязанностей
- от простого и внешнего приятельства
до требовательной, бесстрашной и порой
жертвенной дружбы. Совершенно особое
место среди друзей Пушкина занимал Чаадаев,
который в юные годы был для поэта образцом
высокого гражданского мужества и умного
свободолюбия. Пушкиным написано немало
произведений, обращенных к Чаадаеву,
проникнутых величайшим уважением, доверием
и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для
Пушкина не просто житейской привязанностью,
а, прежде всего символом благородных,
свободолюбивых идей. Это с особой силой
сказалось в одном из ранних стихотворений
"К Чаадаеву" (1818 год). Это послание
для последующих поколений стало символом
высокой дружбы, вдохновленной и скрепленной
общностью политических идеалов. Дружба
- одна из основных тем пушкинской лирики
на всех этапах его творческого пути.
Любовная
лирика Пушкина крайне богата и многогранна.
У неё есть целый ряд особенностей. Одна
из них - внежанровость. Другими словами,
поэт нарушает существовавшие ранее каноны
и полностью подчиняет форму содержанию
(нет четкого разделения на элегию, послание,
романс и так далее). Это касается всей
лирики Пушкина, и в частности любовной
лирики. Например, знаменитое стихотворение
"К***" (Анне Петровне Керн), с одной
стороны является посланием, но с другой
- имеет определенные черты романса и даже
элегии. Помимо новаторства в области
формы, Пушкин создает совершенно новую
систему ценностей, и здесь он в первую
очередь движется в сторону, противоположную
романтизму, отталкиваясь от него и противопоставляя
ему житейскую мудрость и гуманизм. Гуманизм
Пушкина проявляется, прежде всего, в уважении
к предмету своего чувства. Поэт признаёт
за возлюбленной право на выбор, даже если
он не в его пользу. Характерный пример
- стихотворение "Я вас любил…" (1829).
Стандартная ситуация, когда оказывается,
что избранница поэта разлюбила его, освещается
совершенно по-иному, чем у романтиков
(и сентименталистов). Для романтиков подобный
сюжет - источник трагедии, порождающий
целый вихрь страстей, когда противника
закалывают на дуэли, а порой и сами жертвуют
жизнью, и прочее. Совершенно иное освещение
эта ситуация получает у Пушкина. Поэт
не проклинает свою возлюбленную за то,
что она оставила его, он понимает, что
сердцу не прикажешь. Напротив, он благодарен
ей за то светлое чувство, которым она
озарила его душу. Его любовь - это прежде
всего любовь к своей избраннице, а не
к самому себе и своему чувству. В отношении
поэта к своей возлюбленной нет эгоизма,
его чувство настолько сильно, что он согласен
не напоминать о самом себе, так как не
хочет её ничем опечалить. Он желает ей
счастья, желает найти того, кто будет
любить её так же сильно, как он. Любовь
по Пушкину это не аномалия, не психоз
(как это часто бывает у романтиков), но
естественное состояние души человека.
Любовь - это чувство, даже если оно и не
взаимное, приносящее радость, а не страдания.
Пушкин с благоговеньем относится к жизни,
воспринимая её как удивительный божественный
дар, а любовь - как своего рода концентрированное,
обостренное ощущение жизни. Так же как
жизнь движется своими законами, так и
любовь возникает, расцветает и исчезает.
Навсегда
связав свою судьбу с поэзией, Пушкин
с ранних лет задумывался о
назначении поэта и
роли его творчества
в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин
был уверен, что истинным поэтом является
не тот, "кто рифмы плести умеет",
а тот, чьи стихи "питают здравый ум
и вместе учат нас". Связь поэта с миром
более крепка и прочна, чем у обычных людей.
В этом глубоком погружении в жизнь часто
заключена и трагедия избранности - одиночество.
Тема одиночества как платы за талант
и вдохновение раскрывается в стихотворении
Пушкина "Поэт", в котором он определяет
путь избранника судьбы:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград
за подвиг благородный.
Пушкин
утверждает, чтобы стать настоящим
поэтом, нужна высокая цель и идея,
во имя которых поэт и творит, которые
оживляют и придают смысл тому, что он
так чутко и глубоко видит и слышит:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги
сердца людей.
Тема назначения
поэта и его поэзии главенствует
в творчестве Пушкина. Мотив высокого
предназначения поэзии, её особой роли
в обществе слышен в стихотворениях
"Пророк" (1826), "Поэт" (1827), "Поэту",
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"
(1836), как лирическая медитация на
тему бессмертия поэта в мире смерти
и тления, соотношение духовной миссии
Христа, соединяющего в себе пророка,
священнослужителя и царя.
Философская
лирика Пушкина отражает осмысление
поэтом важных тем человеческого существования:
размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении
добра и зла. К философской лирике можно
отнести стихотворения Пушкина о природе,
в которых отражается вечное течение жизни,
неподвластное человеку. В стихотворениях
о природе Пушкин воплощал свое представление
о мировом устройстве. Человек мыслится
у Пушкина как составная часть природы.
Рождение, детство, юность, зрелость, старость
и смерть воспринимаются поэтом как естественные
вещи и не вызывают в нем протеста или
недоумения. В его отношении к природе
нет романтического надрыва, природа у
Пушкина мудра и справедлива. Пушкин преклоняется
перед самим чудом жизни, и она в его лирике
прекрасна в любых своих проявлениях.
К философской
лирике можно отнести стихотворения,
где Пушкин излагает свои воззрения
на устройство человеческого общества.
Например, стихотворение "Анчар"
(1828). Образ анчара, возникающий в
первых строках стихотворения, безусловно,
метафоричен. Анчар - воплощение мирового
зла, его символ.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И торт послушно в путь потек
И к утру возвратился
с ядом.
Пушкин
в этих строках намеренно
Принес - и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям, в чуждые
пределы.
Таким образом, стихотворение превращается в своего рода в философскую аллегорию об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ни чуть не меньше, чем вина властелина. Рабство - лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло.