Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:50, контрольная работа
Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать всё её многообразие – лирику философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Только погружаясь во всё разнообразие лирической стихии, поэт обретает силу, полноту и целостность ощущения жизни. Лиризм – это чудесная способность поэта всякий раз, в неповторимости данного мгновения, увидеть мир как бы заново, почувствовать его свежесть, изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. А именно эти качества присущи женской душе.
Введение……………………………………………………………………...3
Лирика Марины Цветаевой…………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………..7
Библиографический список…………………………………………………8
Содержание
Введение………………………………………………
Лирика Марины Цветаевой…………………………………………………4
Заключение…………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………8
Введение
Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать всё её многообразие – лирику философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Только погружаясь во всё разнообразие лирической стихии, поэт обретает силу, полноту и целостность ощущения жизни. Лиризм – это чудесная способность поэта всякий раз, в неповторимости данного мгновения, увидеть мир как бы заново, почувствовать его свежесть, изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. А именно эти качества присущи женской душе.
Лирика рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления поэта познать самого себя и мир в целом. Но это лишь половина дела. Вторая половина в том, чтобы заразить своим пониманием другого, взволновать и удивить его, потрясти его душу. Таково замечательное свойство лирической поэзии: она служит катализатором чувств и мыслей. Вся гамма чувств доступна женской лирике – любовь и гнев, радость и печаль, отчаяние и надежда.
Поскольку в основе лирической поэзии лежит конкретное личное переживание, её нет и быть не может без личности поэта, без его душевного опыта. Личность поэта должна быть непременно значительной, духовно богатой и тонкой. Только при этом условии лирическая поэзия способна решить свою главную задачу – приобщить читателя к доброму и прекрасному.
Лирика
Марины Цветаевой
Лирика Марины Цветаевой – это целая гамма чувств, которые только способен испытывать человек. Её стихотворения настолько разнообразны по содержанию и значению, что лишний раз показывает насколько богат её внутренний мир, её переживания и, конечно же, нелегкая судьба, которая непременным образом наложила свой отпечаток на творческий путь великой русской поэтессы.
Все циклы стихотворений
Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» (1910), включавший в основном всё то, что писалось ещё на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии.
Одним из первых на «Вечерний альбом» откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: «Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-то реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого».1
В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:
Ты все мне поведал - так рано!
Я все разглядела - так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос ...
Темнеет... Захлопнули ставни,
Над всем приближение ночи...
Люблю тебя призрачно- давний,
Тебя одного - и на век!
В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два. В этом сборнике стихотворений Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях «Вечернего альбома» уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным. Конфликт цветаевской поэзии: быт и бытие.
Стихи
ранней Цветаевой звучали
Я знаю, что Венера – дело рук,
Ремесленных, – и знаю ремесло.
Откроешь любую страницу и сразу погружаешься в её стихию – в атмосферу душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов с окружающим поэта миром. В поэзии Марины Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся в буре, в действии и поступке. Слово Цветаевой всегда свежее, прямое, конкретное, значит только то, что значит: вещи, значения, понятия. Но у неё есть своя особенность – это слово-жест, передающее некое действие, своего рода речевой эквивалент душевного напряжения речи:
Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не там же?
Заготавливайте чан!
Я державную рану отдам до капли!
Зритель – бел, занавес – рдян.
В лирике Марины Цветаевой с начала революции и гражданской войны присутствуют порывы грусти, безнадежности, но вместе с тем – глубокой надежды, ведь вся она была поглощена ожиданием вестей от мужа, который был в рядах Белой Армии.
Стихотворения Цветаевой наполнены массой переживаний, самых разных – от любви и ненависти, от радости до смертной тоски. Как уже упоминалось выше, судьба поэтессы сложилась драматично. И практически всю её жизнь можно прочесть в стихотворениях. В лирических циклах Марины Цветаевой было множество посвящений её друзьям и близким, но среди всех хотелось бы отметить стихотворение, которое она написала о своей младшей дочери, которую ей суждено было потерять. В этом произведении чувствуется грусть и горечь утраты, сквозь которые, кажется, Цветаева укоряет себя в том, что не смогла уберечь младшую дочь. Со старшей Асей у них были особые отношения, которые можно объяснить внутренним сходством матери и дочери. Ася была смышленым ребенком – рано научилась читать и писать, тогда как младшая Ирина в ее возрасте даже разговаривать не умела. Несомненно, Цветаева любила свою дочь, но тем не менее, относилась к ней несколько равнодушнее, чем к старшей.
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
Заключение
Марина Цветаева – большой поэт и вклад её в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики – семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. Её не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна и трудноохватима.
Одним
близка её ранняя лирика, другим – лирические
поэмы; кто-то предпочитает поэмы –
сказки с их могучим фольклорным
разливом; некоторые станут поклонниками
проникнутых современных
Библиографический список