Лев Николаевич Толстой – как детский писатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:05, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Содержание

1.Введение.
2.Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.
3.Детство. Отрочество. Юность.
4.Детские рассказы. Азбука.
5.«Азбука» Л.Н.Толстого глазами художника.
6.Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.
7.Заключение.
8.Литература.

Работа содержит 1 файл

Толстой Лев Николаевич.docx

— 66.54 Кб (Скачать)

     Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

     Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

     В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1875 году он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ. 
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.

     Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.

     Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

     В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта. 
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. Закончив в 1869 году печатание «Войны и мира». Толстой не возвратился к замыслу «Декабристов», который привел его к созданию романа-эпопеи об Отечественной войне 1812 года. Творческое воображение художника волновали другие исторические темы. Постепенно творческие интересы сосредоточиваются на времени Петра I. Но в 1870 году работа над романом была едва начата.

     Социально-философские, этические, эстетические искания, вообще характеризующие творческий путь Толстого, достигают мучительного напряжения в 70-е годы — период, непосредственно  предшествующий перелому в мировоззрении  и творчестве художника. Ощущение творческого  перепутья, овладевшее Толстым в 1870 году, определило характер всей его  деятельности на целое десятилетие.

     В 70-е годы, Толстому становится, вполне ясен, переломный характер современной  ему эпохи. Сознание того, что «все переворотилось и только укладывается», причем неизвестно, как уложится, что это самый важный вопрос для всякого человека думающего и чувствующего, владеет им неотступно.

     «Переворотился» вековой крепостной строй, начал  «укладываться» новый, капиталистический  порядок вещей, но именно в России ему не суждено было уложиться  надолго.

     Перед, самим писателем и его положительным  героем с трагической остротой встает проблема выбора пути; поиски смысла жизни  привадят к пересмотру прежних решений. Одновременно с очевидностью раскрываются неисчислимые бедствия, принесенные  новым временем трудовому народу и прежде всего русскому мужику, судьба которого особенно волновала  Толстого.

     Открывая  вновь свою яснополянскую школу  и содействуя организации школ по всей округе, Толстой мечтал «спасти  тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе»1. Он был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей.

     Убедившись  в том, что за десять лет, протекших  после прекращения журнала «Ясная Поляна», «не вышло ни одной книжки», которую бы можно было дать в руки крестьянскому мальчику»2, Толстой своими детскими рассказами восполнял этот пробел. С «Азбукой» он связывал самые «гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «...Написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть»3,— делился он в 1872 году своими мыслями с А. А. Толстой.

     Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший  способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все  хрестоматии и буквари: «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.

     Писательская  взыскательность к своему труду, вообще в высшей степени свойственная Толстому, в процессе работы над  детскими рассказами привела к тщательному  обдумыванию и взвешиванию буквально  каждого слова. Простота языка и всего художественного рисунка доведена здесь до кристальной ясности.

     Стилевое  богатство последующего творчества Толстого, создателя «Анны Карениной» и «Воскресения», «Смерти Ивана  Ильича» и «Хаджи-Мурата», «Власти  тьмы» и «Плодов просвещения», конечно, не укладывается в рамки  того, по необходимости примитивного художественного строения, какое  являют рассказы для детского чтения.

     Но  художественные принципы, выработанные в рассказах «Азбуки» («надо, чтобы  все было красиво, коротко, просто и, главное,— ясно»), несомненно, оказали  затем воздействие не только на стиль  «народных рассказов», но также на стиль «Анны Карениной», незавершенных  исторических романов и других произведений позднейшего периода деятельности Толстого.

     Заключение.

     Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир  ребенка. Раскрепощенность видения  Толстого создавало условие для  свободы творчества и защищало его  от схематизма и однозначности. Лев  Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и  мироотношения. Это наше большое  счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.

     Задача  школы, семьи, общества - развивать в  человеке гуманистические задатки  и потребность жить согласно идеям  сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального  бытия человека и в то же время  работать на перспективу духовного  обновления. Именно такая возможность  кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

     Согласно  концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни.

     Осмысленный выбор своего жизненного пути - это  ли не основная задача школы?!  Дело не в профориентации, не в перекачке  информации от одного к другому, а  в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.

     Сегодня школа, отражая противоречивость общественного  развития, должна идти несколько впереди  общественного развития. Только тогда  она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески  работающую на будущее.

     Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье  в раскрытии индивидуальности каждого  ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед  судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому  его имя как великого педагога-гуманиста  бессмертно.

 

     

     Литература:

     1. Н.А. Некрасов. Полн.собр.соч.и писем. Т.Х. М. 1952 г.

     2. С.Н.Бычков. Толстой в оценке русской критики. М. “Детская литература” 1984 г.

     3. К.Н. Ломунов . Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М. “Детская литература” 1984 г.

     4. Н.Г.Чернышевский. Письмо Некрасову от 5 ноября 1856 г. М. Гослитиздат, 1949 г.

     5. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., «Правда», 1953

     6. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- , 2002.

     7. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 2003.

     8. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- ,2001.

Информация о работе Лев Николаевич Толстой – как детский писатель