Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:28, доклад
Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах.
Вхождение
Лермонтова в литературу было стремительным.
В дни смерти Пушкина вся Россия
узнала имя его преемника. Лермонтов
как бы подхватил знамя поэзии,
выпавшее из рук Пушкина, когда появилось
в рукописных экземплярах.
Его знаменитое стихотворение “Смерть
поэта”. Но писал Лермонтов уже многие
годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов
боготворил Пушкина как поэта. Он не был
с ним знаком, хотя у них были общие друзья.
Молодой Лермонтов только мечтал о том,
чтобы понести на суд Пушкина свои произведения.
Одним из них было стихотворение “Бородино”.
В стихотворении “Бородино” рассказ
о войне доверен старому солдату. Характерно,
что поэт сумел показать народный взгляд
на войну. И говорит солдат просторечным
языком, с характерными пословицами и
поговорками. Даже неправильность речи
солдата (“Постой-ка, брат мусью”) подчеркивает
взгляд на войну. Напряженность битвы
передается подбором особой лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий повествование, не один,
он только выступает от имени всех. При
этом постоянно подчеркивает общность
патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает отношение
к войне как к серьезному воинскому долгу.
Это, пожалуй, основное в стихотворении:
общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость:
“Уж мы пойдем ломить стеною...”. Основная
мысль стихотворения выражается в словах:
“Да, были люди в наше время, не то, что
нынешнее племя...”. В этих словах жалоба
на настоящее поколение, зависть к великому
прошедшему, полному славы и доблести.
Лермонтов считал, что это стихотворение
не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели
поэта. Мог ли он не откликнуться на это
трагическое событие? Как видим, в первом
же стихотворении, которое стало известно
общественности, проявился его вольнолюбивый-дух.
Для лирики Лермонтова свойственны двойственность
в восприятии мира, такая же, которую он
показал в своем романе.
“Герой нашего времени”. В душе Лермонтова
был свой идеальный, особый мир, который
резко отличался от действительности.
“В уме своем я создал мир иной...”. Необычайно
широка тематика стихотворений Лермонтова.
За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет)
он создал огромное количество философских,
романтических, патриотических стихотворений
о любви и дружбе, о природе, о поисках
смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения,
тебя охватывает странное чувство. В его
стихотворениях такая глубокая горечь
и печаль, что сердце невольно сжимается
от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется не только
на него самого, но и на все поколение (“Дума”).
“Дума” — поэтическая исповедь, чистосердечная
и печальная. Композиция стихотворения
подчинена авторскому замыслу: в первом
четверостишии высказывается общее суждение
о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишия развивают
и доказывают мысль, высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание
окружающего мира, которое обращено и
на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова
огорчает то, что многие его современники
живут “ошибками отцов и поздним их умом”.
Он говорит о декабристах, которые смирились,
прекратили борьбу. С тревожной болью
говорит о том, что у его современников
— образованных людей — нет ни сильных
чувств, ни прочных привязанностей, ни
убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные,
утратившие цельность мировоззрения,
современники поэта не способны ни на
подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение
убийственным выводом, который подготовлен
всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...