Лермонтов Михаил Юрьевич
(3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года)
- великий русский поэт.
Родился в Москве
в семье армейского капитана
Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831)
и Марии Михайловны Лермонтовой
(1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной
дочери и наследницы пензенской
помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845).
Брак, заключенный против воли
Арсеньевой, был неравным и несчастливым;
мальчик рос в обстановке семейных
несогласий. После ранней смерти
матери Лермонтова бабушка сама
занялась его воспитанием, полностью
отстранив отца.
Детство Лермонтова
прошло в имении Арсеньевой "Тарханы"
Пензенской губернии. Мальчик получил
столичное домашнее образование,
с детства свободно владел
французским и немецким языками.
Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова
на воды на Кавказ; детские
впечатления от кавказской природы
и быта горских народов остались
в его раннем творчестве ("Кавказ",
1830; "Синие горы Кавказа, приветствую
вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает
в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется
полупансионером в 4-й класс
Московского университетского благородного
пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах
определился острый интерес Лермонтова
к литературе и поэтическому
творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова
на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится
основой раннего творчества Лермонтова.
В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой,
изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные
и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное
тайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830
Московский пансион по указу
Сената он был преобразован
в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется
"по прошению" и проводит
лето в подмосковной усадьбе
Столыпиных Середниково; в том
же году после сдачи экзаменов
зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского университета.
К этому времени относится
первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868),
с которой он познакомился
у своей приятельницы А. М.
Верещагиной. С Сушковой связан лирический
"цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен
взор..."), "Ночь", "Подражание
Байрону" ("У ног твоих не забывал..."),
"Я не люблю тебя: страстей ..."]. По-видимому,
несколько позднее Лермонтов переживает
еще более сильное, хотя и кратковременное
чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832)
идет формирование личности поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом
попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр "отрывка" - лирического
размышления, в центре которого определенный
момент непрерывно идущего самоанализа
и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831
содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка;
социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе
философских и психологических размышлений.
Это особенно заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг. Московский университет
жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки
и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена,
В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции
и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора
М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение
еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям
1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской
революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831)
и эпохе пугачёвщины ("Предсказание",
1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова
- романа "Вадим" (1832-1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775
гг.
Адресатом лирических
стихов Лермонтова в этот период
была В. А. Лопухина (1815-1851), в
замужестве Бахметева, сестра товарища
по университету Лермонтова. Чувство к
ней Лермонтова оказалось самым сильным
и продолжительным. Лопухина была адресатом
или прототипом как в ранних стихах ["К
Лермонтов" ("У ног других не забывал...",
1831), "Она не гордой красотою...", 1832,
и другие], так и в поздних произведениях:
"Валерик", посвящение к VI редакции
"Демона"; образ ее проходит в стихотворении
"Нет, не тебя так пылко я люблю", в
"Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831
раннее лирическое творчество поэта достигает
вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов
обращается к балладе ("Тростник",
1832; "Желанье" - "Отворите мне
темницу", 1832; "Русалка", 1832) и
прозе.
В поэмах Лермонтова
в это время определяются как
бы две тематические группы: одна
тяготеет к средневековой русской
истории ("Последний сын вольности",
1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим
кавказским темам ("Измаил-Бей",1832;
"Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек",
1833).
В 1832 Лермонтов
оставляет Московский университет
и переезжает в Петербург, надеясь
продолжить образование в Петербургском
университете; однако ему отказались
зачесть прослушанные в Москве
курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет
родных избрать военное поприще;
в ноябре 1832 сдает экзамены в
Школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров и
проводит два года в военно-учебном
заведении, где строевая служба,
дежурства, парады почти не
оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо
натуралистичном виде отразился
в так называемых юнкерских
поэмах - "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" - все 1834).
Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был
выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский
полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит
поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление
Лермонтов в печати (по преданию, рукопись
была отнесена в журнал без ведома автора).
Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию
драмы "Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно
о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими к формирующимся
славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением,
которое он считал достойным обнародования,
трижды подавал в драматическую цензуру
и дважды переделывал; драма, однако, была
запрещена.
В период 1836-1837
гг. Лермонтов создает "Боярина
Оршу" (1835-1836), первую оригинальную
и зрелую поэму. Орша - первая
попытка Лермонтова создать исторический
характер - феодала эпохи Грозного,
живущего законами боярской чести.
Эта тема была продолжена в
"Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"
(1838). Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского
сражения (1837) - "микро-эпос" о народной
войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов
еще не входит в ближайший
пушкинский круг; с Пушкиным он
также незнаком. Тем более принципиальный
характер получает его стихотворение
"Смерть Поэта" (1837; опубликовано
1858), написанное сразу же по
получении известия о гибели
Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов
был арестован; началось политическое
дело о "непозволительных стихах".
Под арестом Лермонтов пишет
несколько стихотворений: "Сосед"
("Кто б ни был ты, печальный
мой сосед"), "Узник", положивших
начало блестящему "циклу" его
"тюремной лирики": "Соседка",
"Пленный рыцарь" (оба - 1840) и
другие.
В феврале 1837
был отдан высочайший приказ
о переводе Лермонтова прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк
на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге,
был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования
в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был
в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый
по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает
народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора
Вернера в "Княжне Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым,
В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым)
и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки
и позднее особенно раскрылось
художественное дарование Лермонтова,
с детства увлекавшегося живописью.
Ему принадлежат акварели, картины маслом,
рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты
и карикатуры; лучшие из них связаны с
кавказской темой. Кавказская ссылка была
сокращена хлопотами бабушки через А.
X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан
приказ о переводе Лермонтова в Гродненский
гусарский (в Новгородской губернии), а
затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший
в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов
возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы
его литературной славы. Он сразу же попадает
в пушкинский литературный круг, знакомится
с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым,
В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных.
У Карамзиных Лермонтов накануне последней
ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге
отдельными изданиями выходят единственные
прижизненные сборники "Стихотворения"
и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова
к 1840 г. включало уже около
400 стихотворений, около 30 поэм, не
считая драм и неоконченных
прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова
опубликовано посмертно. В 1838-1840
поэт входит в "Кружок шестнадцати"
- аристократическое общество молодежи,
частью из военной среды, объединенное
законами корпоративного поведения
и политической оппозиционностью
участников. В этот период в
его поэзии и прозе словно
оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии)
Лермонтова, во многом противоположны
пушкинским; ему не свойственны лаконизм
пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений
с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко
не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов
(А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине"
(1841) балладу "Спор", но остался холоден
к социально-философским основам их учения
("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения
устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки". Именно
там появляется большинство прижизненных
и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале 1840
на балу у графини Лаваль у
Лермонтова произошло столкновение с
сыном французского посланника Э. Барантом;
непосредственным поводом было светское
соперничество - предпочтение, отданное
Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой
был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные
рамки и получила значение акта защиты
национального достоинства. 18 февраля
состоялась дуэль, окончившаяся примирением.
Лермонтов тем не менее был предан военному
суду; под арестом его навещают друзья
и литературные знакомые. Под арестом
состоялось новое объяснение Лермонтов
с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле
1840 был отдан приказ о переводе поэта в
Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь,
в главную квартиру командующего войсками
Кавказской линии генерала П. X. Граббе,
а в июле уже участвует в стычках с горцами
и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля
1841, получив двухмесячный отпуск,
Лермонтов приезжает в Петербург.
Его представляют к награде
за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит
в столице 3 месяца окруженный
вниманием; он полон творческих
планов, рассчитывая получить отставку
и отдаться литературной деятельности.
Его интересует духовная жизнь
Востока, с которой он соприкоснулся
на Кавказе; в нескольких своих
произведениях он касается проблем
"восточного миросозерцания" ("Тамара",
"Спор"). 14 апреля 1841, не получив
отсрочки, Лермонтов возвращается
на Кавказ. В мае он прибывает
в Пятигорск и получает разрешение
задержаться для лечения на
минеральных водах. Здесь он
пишет целый ряд стихотворений:
"Сон", "Утес", "Они любили
друг друга...", "Тамара", "Свиданье",
"Листок", "Выхожу один я на дорогу...",
"Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество
прежних знакомых, и в том числе своего
товарища по Школе юнкеров Мартынова.
На одном из вечеров в пятигорском семействе
Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова.
Ссора повлекла за собой вызов; не придавая
значения размолвке, Лермонтов принял
его, не намереваясь стрелять в товарища,
и был убит наповал. Похоронен в фамильном
склепе в Тарханах.