Лермонтов Михаил Юрьевич

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:34, биография

Описание работы

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Работа содержит 1 файл

Лермонтов Михаил Юрьевич.docx

— 22.01 Кб (Скачать)

Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - великий русский поэт. 

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии  Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и  наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его  воспитанием, полностью отстранив  отца. 

Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил  столичное домашнее образование, с  детства свободно владел французским  и немецким языками. Летом 1825 бабушка  повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов  остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья  переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов  зачисляется полупансионером в 4-й  класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в  Тарханах определился острый интерес  Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два  брата" (опубликованы посмертно), "Последний  сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон". В центре байронической  поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся  в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание. 

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был  преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов  увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после  сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится  первое сильное юношеское увлечение  Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой  он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног  твоих не забывал..."), "Я не люблю  тебя: страстей ..."]. По-видимому, несколько  позднее Лермонтов переживает еще  более сильное, хотя и кратковременное  чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения  являются во многом попыткой личностного  самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает  у него в системе философских  и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской  лирике начала 1830-х гг. Московский университет  жил философскими и политическими  интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг. 

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось  самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних  произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине  Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад. 

После 1832 Лермонтов  обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" - "Отворите мне  темницу", 1832; "Русалка", 1832) и  прозе. 

В поэмах Лермонтова в это время определяются как  бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833). 

В 1832 Лермонтов оставляет  Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском  университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров и проводит два года в  военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо  натуралистичном виде отразился  в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен  корнетом в лейб-гвардии Гусарский  полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит  поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление  Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без  ведома автора). Лермонтов отдает в  цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня  Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским  кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов  впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена. 

В период 1836-1837 гг. Лермонтов  создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать  исторический характер - феодала эпохи  Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю  годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812. 

В 1835-1836 Лермонтов  еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о  гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов  был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет  несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный  мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный  рыцарь" (оба - 1840) и другие. 

В феврале 1837 был  отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский  драгунский полк на Кавказ; в марте  он выехал через Москву. Простудившись  в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал  в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах  Терека", "Казачьей колыбельной  песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с  Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому  пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с  А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830). 

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства  увлекавшегося живописью. Ему принадлежат  акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и  карикатуры; лучшие из них связаны  с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки  через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем  в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й  пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени". 

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее  большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое  общество молодежи, частью из военной  среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его  поэзии и прозе словно оживают  пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы  и поэтика "гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с  пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают  в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся  московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским  основам их учения ("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются  у Лермонтова с журналом "Отечественные  записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а  также "Бэла", "Фаталист", "Тамань". 

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном  французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой  был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального  достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов  тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под  арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан  приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию  на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует  в стычках с горцами и в  кровопролитном сражении при р. Валерик. 

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов  приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая  получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся  на Кавказе; в нескольких своих произведениях  он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает  в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных  водах. Здесь он пишет целый ряд  стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская  царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних  знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

Информация о работе Лермонтов Михаил Юрьевич