Лермонтов Михаил Юрьевич

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:38, биография

Описание работы

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Работа содержит 1 файл

Лермонтов Михаил Юрьевич.docx

— 20.42 Кб (Скачать)

Лермонтов Михаил Юрьевич

(15.10.1814 - 27.07.1841).

Биография 

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии  Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и  наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его  воспитанием, полностью отстранив  отца.

     Детство  поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее  образование, с детства свободно  владел французским и немецким  языками. Летом 1825 бабушка повезла  Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской  природы и быта горских народов  остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы  Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется  полупансионером в 4-й класс  Московского университетского благородного  пансиона, где получает гуманитарное  образование. Уже в Тарханах  определился острый интерес Лермонтова  к литературе и поэтическому  творчеству. Уже в пансионе определяется  преимущественная ориентация Лермонтова  на А. С. Пушкина, байроническую  поэму. Байроническая поэма становится  основой раннего творчества Лермонтова. В 1828—1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".

     В центре  байронической поэмы — герой,  изгой и бунтарь, находящийся  в войне с обществом и попирающий  его социальные и нравственные  нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное  тайной и внешне предстающее  как страдание.

     В марте  1830 Московский пансион по указу  Сената он был преобразован  в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется  "по прошению" и проводит  лето в подмосковной усадьбе  Столыпиных Середниково; в том  же году после сдачи экзаменов  зачислен на нравственно-политическое  отделение Московского университета. К этому времени относится  первое сильное юношеское увлечение  Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с которой он познакомился  у своей приятельницы А. М.  Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].

     По-видимому, несколько позднее Лермонтов  переживает еще более сильное,  хотя и кратковременное чувство  к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери  драматурга Ф. Ф. Иванова.

     В эти  годы (1830—1832) идет формирование личности  поэта, и сменяющиеся любовные  увлечения являются во многом  попыткой личностного самоутверждения.  Возникает жанр "отрывка" —  лирического размышления, в центре  которого определенный момент  непрерывно идущего самоанализа  и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830—1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа "Вадим" (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.

     Адресатом  лирических стихов Лермонтова  в этот период была В. А.  Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

     После  1832 Лермонтов обращается к балладе  ("Тростник", 1832; "Желанье"  — "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.

     В поэмах  Лермонтова в это время определяются  как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой  русской истории ("Последний  сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая — к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

     В 1832 Лермонтов оставляет Московский  университет и переезжает в  Петербург, надеясь продолжить  образование в Петербургском  университете; однако ему отказались  зачесть прослушанные в Москве  курсы. Чтобы не начинать обучение  заново, Лермонтов принимает совет  родных избрать военное поприще;  в ноябре 1832 сдает экзамены в  Школу гвардейских подпрапорщиков  и кавалерийских юнкеров и  проводит два года в военно-учебном  заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не  оставляли времени для творческой  деятельности (быт школы в грубо  натуралистичном виде отразился  в так называемых юнкерских  поэмах — "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" — все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835—1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

     В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает "Боярина  Оршу" (1835—1836), первую оригинальную  и зрелую поэму. Орша — первая  попытка Лермонтова создать исторический  характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести.  Эта тема была продолжена в  "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — "микро-эпос" о народной войне 1812. 

     В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в  ближайший пушкинский круг; с  Пушкиным он также незнаком. Тем  более принципиальный характер  получает его стихотворение "Смерть  Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное  сразу же по получении известия  о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось  политическое дело о "непозволительных  стихах". Под арестом Лермонтов  пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был  ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу"  его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба — 1840) и другие.

     В феврале  1837 был отдан высочайший приказ  о переводе Лермонтова прапорщиком  в Нижегородский драгунский полк  на Кавказ; в марте он выехал  через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).

     Во  время ссылки и позднее особенно  раскрылось художественное дарование  Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.

     Кавказская  ссылка была сокращена хлопотами  бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838—1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

     Наследие  Лермонтова к 1840 г. включало  уже около 400 стихотворений, около  30 поэм, не считая драм и неоконченных  прозаических сочинений. Подавляющее  большинство произведений Лермонтова  опубликовано посмертно.

     В 1838—1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати"  — аристократическое общество  молодежи, частью из военной среды,  объединенное законами корпоративного  поведения и политической оппозиционностью  участников.

     В этот  период в его поэзии и прозе  словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и  поэзии) Лермонтова, во многом противоположны  пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841).

     Наиболее  прочные отношения устанавливаются  у Лермонтова с журналом "Отечественные  записки".

     Именно  там появляется большинство прижизненных  и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

     В феврале  1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

     В начале  февраля 1841, получив двухмесячный  отпуск, Лермонтов приезжает в  Петербург. Его представляют к  награде за храбрость, но Николай  I отклоняет представление. Поэт  проводит в столице 3 месяца  окруженный вниманием; он полон  творческих планов, рассчитывая  получить отставку и отдаться  литературной деятельности. Его  интересует духовная жизнь Востока,  с которой он соприкоснулся  на Кавказе; в нескольких своих  произведениях он касается проблем  "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

Информация о работе Лермонтов Михаил Юрьевич