Лермонтов Михаил Юрьевич
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Биография
Родился в Москве
в семье армейского капитана Юрия
Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии
Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и
наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой
(1773—1845). Брак, заключенный против воли
Арсеньевой, был неравным и несчастливым;
мальчик рос в обстановке семейных
несогласий. После ранней смерти матери
Лермонтова бабушка сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив
отца.
Детство
поэта прошло в имении Арсеньевой
"Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее
образование, с детства свободно
владел французским и немецким
языками. Летом 1825 бабушка повезла
Лермонтова на воды на Кавказ;
детские впечатления от кавказской
природы и быта горских народов
остались в его раннем творчестве
("Кавказ", 1830; "Синие горы
Кавказа, приветствую вас!..", 1832).
В 1827 семья переезжает в Москву,
а в 1828 Лермонтов зачисляется
полупансионером в 4-й класс
Московского университетского благородного
пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах
определился острый интерес Лермонтова
к литературе и поэтическому
творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова
на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится
основой раннего творчества Лермонтова.
В 1828—1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре
байронической поэмы — герой,
изгой и бунтарь, находящийся
в войне с обществом и попирающий
его социальные и нравственные
нормы; над ним тяготеет "грех",
преступление, обычно облеченное
тайной и внешне предстающее
как страдание.
В марте
1830 Московский пансион по указу
Сената он был преобразован
в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется
"по прошению" и проводит
лето в подмосковной усадьбе
Столыпиных Середниково; в том
же году после сдачи экзаменов
зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского университета.
К этому времени относится
первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868),
с которой он познакомился
у своей приятельницы А. М.
Верещагиной. С Сушковой связан лирический
"цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен
взор..."), "Ночь", "Подражание
Байрону" ("У ног твоих не забывал..."),
"Я не люблю тебя: страстей ..."].
По-видимому,
несколько позднее Лермонтов
переживает еще более сильное,
хотя и кратковременное чувство
к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти
годы (1830—1832) идет формирование личности
поэта, и сменяющиеся любовные
увлечения являются во многом
попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр "отрывка" —
лирического размышления, в центре
которого определенный момент
непрерывно идущего самоанализа
и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831
содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка;
социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе
философских и психологических размышлений.
Это особенно заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг. Московский университет
жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки
и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена,
В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции
и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора
М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение
еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям
1830—1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской
революции ("Из Андрея Шенье", 1830—1831)
и эпохе пугачёвщины ("Предсказание",
1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова
— романа "Вадим" (1832—1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774—1775
гг.
Адресатом
лирических стихов Лермонтова
в этот период была В. А.
Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева,
сестра товарища по университету Лермонтова.
Чувство к ней Лермонтова оказалось самым
сильным и продолжительным. Лопухина была
адресатом или прототипом как в ранних
стихах ["К Лермонтов" ("У ног других
не забывал...", 1831), "Она не гордой
красотою...", 1832, и другие], так и в поздних
произведениях: "Валерик", посвящение
к VI редакции "Демона"; образ ее проходит
в стихотворении "Нет, не тебя так пылко
я люблю", в "Княгине Литовской"
(Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество
поэта достигает вершины; далее начинается
спад.
После
1832 Лермонтов обращается к балладе
("Тростник", 1832; "Желанье"
— "Отворите мне темницу",
1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах
Лермонтова в это время определяются
как бы две тематические группы:
одна тяготеет к средневековой
русской истории ("Последний
сын вольности", 1831; "Литвинка",
1832), другая — к экзотическим кавказским
темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя".
1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832
Лермонтов оставляет Московский
университет и переезжает в
Петербург, надеясь продолжить
образование в Петербургском
университете; однако ему отказались
зачесть прослушанные в Москве
курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет
родных избрать военное поприще;
в ноябре 1832 сдает экзамены в
Школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров и
проводит два года в военно-учебном
заведении, где строевая служба,
дежурства, парады почти не
оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо
натуралистичном виде отразился
в так называемых юнкерских
поэмах — "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" — все
1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов
был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский
полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит
поэма "Хаджи Абрек" — первое выступление
Лермонтов в печати (по преданию, рукопись
была отнесена в журнал без ведома автора).
Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию
драмы "Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно
о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими к формирующимся
славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835—1836), первым
произведением, которое он считал достойным
обнародования, трижды подавал в драматическую
цензуру и дважды переделывал; драма, однако,
была запрещена.
В период
1836—1837 гг. Лермонтов создает "Боярина
Оршу" (1835—1836), первую оригинальную
и зрелую поэму. Орша — первая
попытка Лермонтова создать исторический
характер — феодала эпохи Грозного,
живущего законами боярской чести.
Эта тема была продолжена в
"Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"
(1838). Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского
сражения (1837) — "микро-эпос" о народной
войне 1812.
В 1835—1836
Лермонтов еще не входит в
ближайший пушкинский круг; с
Пушкиным он также незнаком. Тем
более принципиальный характер
получает его стихотворение "Смерть
Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное
сразу же по получении известия
о гибели Пушкина. 18 февраля 1837
Лермонтов был арестован; началось
политическое дело о "непозволительных
стихах". Под арестом Лермонтов
пишет несколько стихотворений:
"Сосед" ("Кто б ни был
ты, печальный мой сосед"), "Узник",
положивших начало блестящему "циклу"
его "тюремной лирики": "Соседка",
"Пленный рыцарь" (оба — 1840)
и другие.
В феврале
1837 был отдан высочайший приказ
о переводе Лермонтова прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк
на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге,
был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования
в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был
в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый
по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает
народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора
Вернера в "Княжне Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым,
В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым)
и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во
время ссылки и позднее особенно
раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося
живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые
сцены, портреты и карикатуры; лучшие из
них связаны с кавказской темой.
Кавказская
ссылка была сокращена хлопотами
бабушки через А. X. Бенкендорфа. В
октябре 1837 был отдан приказ о переводе
Лермонтова в Гродненский гусарский (в
Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии
Гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается
в Петербург. 1838—1841 — годы его литературной
славы. Он сразу же попадает в пушкинский
литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским,
П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом,
принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки
читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные прижизненные
сборники "Стихотворения" и "Герой
нашего времени".
Наследие
Лермонтова к 1840 г. включало
уже около 400 стихотворений, около
30 поэм, не считая драм и неоконченных
прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова
опубликовано посмертно.
В 1838—1840
поэт входит в "Кружок шестнадцати"
— аристократическое общество
молодежи, частью из военной среды,
объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью
участников.
В этот
период в его поэзии и прозе
словно оживают пушкинские начала.
Однако основы прозы (как и
поэзии) Лермонтова, во многом противоположны
пушкинским; ему не свойственны лаконизм
пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений
с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко
не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов
(А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине"
(1841) балладу "Спор", но остался холоден
к социально-философским основам их учения
("Родина", 1841).
Наиболее
прочные отношения устанавливаются
у Лермонтова с журналом "Отечественные
записки".
Именно
там появляется большинство прижизненных
и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале
1840 на балу у графини Лаваль
у Лермонтова произошло столкновение
с сыном французского посланника Э. Барантом;
непосредственным поводом было светское
соперничество — предпочтение, отданное
Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой
был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные
рамки и получила значение акта защиты
национального достоинства. 18 февраля
состоялась дуэль, окончившаяся примирением.
Лермонтов тем не менее был предан военному
суду; под арестом его навещают друзья
и литературные знакомые. Под арестом
состоялось новое объяснение Лермонтов
с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле
1840 был отдан приказ о переводе поэта в
Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь,
в главную квартиру командующего войсками
Кавказской линии генерала П. X. Граббе,
а в июле уже участвует в стычках с горцами
и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале
февраля 1841, получив двухмесячный
отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к
награде за храбрость, но Николай
I отклоняет представление. Поэт
проводит в столице 3 месяца
окруженный вниманием; он полон
творческих планов, рассчитывая
получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его
интересует духовная жизнь Востока,
с которой он соприкоснулся
на Кавказе; в нескольких своих
произведениях он касается проблем
"восточного миросозерцания" ("Тамара",
"Спор").