Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:54, творческая работа
Как свидетельствуют его собственные сочинения, 23-летний Петрарка впервые увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе в несохранившейся церкви Святой Клары в Авиньоне. Петрарка сообщает, что ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он продолжал писать о ней. Главная информация о Лауре извлекается из его собственноручной пометки на миланском экземпляре рукописи Вергилия.
Лаура де Нов (1308—1348)
Как свидетельствуют его собственные
сочинения, 23-летний Петрарка впервые
увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница),
1327 года на пасхальной мессе в несохранившейся
церкви Святой Клары в Авиньоне. Петрарка
сообщает, что ровно через 21 год после
их знакомства она скончалась, после чего
он продолжал писать о ней. Главная информация
о Лауре извлекается из его собственноручной
пометки на миланском экземпляре рукописи
Вергилия. Судя по всему, она имела большую
семью, была достойной супругой и рано
умерла. Из описаний в стихах, обыгрывающих
её имя (например, Laura — l’aurea, то есть «золотая»),
известно, что она имела золотые локоны.
С момента своей первой встречи с Лаурой
следующие три года Петрарка провел в
Авиньоне, воспевая свою платоническую
любовь к ней и пытаясь поймать её взгляд
в церкви и в других местах, где она бывала.
Затем, в 1330 году он покинул Авиньон и отправился
в Ломбе (Франция), где находилось каноничество,
предоставленное ему папой Бенедиктом
XII. В 1337 году он вернулся и приобрел небольшое
имение в Воклюзе, чтобы быть поблизости
от неё. Петрарка принял духовный сан,
и жениться не мог, но в плотской страсти
себя не ограничивал, породив двух внебрачных
детей от других женщин. Традиция гласит,
что последний раз он её видел 27 сентября
1347 года. Причину смерти Лауры установить
трудно, многие историки предполагают,
что это была чума, так как в том году Авиньон
серьезно пострадал от неё. Но никто, из
присутствовавших при смерти Лауры не
упоминает подходящие симптомы. Возможно,
что она умерла от туберкулеза и истощения,
вызванного деторождением 11 младенцев.
Ей было 38 лет. Сам Петрарка накануне своей
смерти, последовавшей много спустя, писал:
«Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее».
История любви Петрарки к Лауре
Вопрос, была ли петрарковская Лаура реальной,
никогда не будет разрешён. Хотя он писал
о ней в своей лирике, она ни разу не упоминается
в его письмах, за несколькими исключениями:
в письме, где он говорит о своей прошедшей
любви (К потомкам) и в письме, где он опровергает
обвинения в том, что она — не реальна
(Familiares II, IX). В её реальности сомневались
даже друзья Петрарки Если она и существовала,
неизвестно, говорил ли он с ней хоть раз,
и подозревала ли она о его чувствах —
ситуация, практически повторяющая историю
Данте и Беатриче. Вызывает вопрос её имя
— в Вергилиевом кодексе она зовется Лауреа,
всюду в других записях Лаура, в сонетах
ее имя встречается в неустанной игре
слов, в сочетании с золотом, лавром, воздухом:
l’aureo crine — «золотые волосы», lauro — «лавр»,
l’aura soave — «приятное дуновение», и даже
бегом времени (ит. l’ora — «час»). Относительно
своей жизни Петрарка писал, что у него
было два главных желания — Лаура и лавр,
то есть любовь и слава. Из других его эпитетов
к ней — знаменитый введённый им оксиморон
«dolce nemiса» (милый враг).
Вплоть до 1356 г. Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета. После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет. Сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“, Песни) разбит издателями на 2 части:
Обе части несут в себе два разных лейтмотива:
«в первом — тема Лауры-Дафны (нимфы лавра),
во второй — Лаура — вожатый поэта по
небесным сферам, Лаура — ангел-хранитель,
направляющий помыслы поэта к высшим целям».
Лаура в творчестве Петрарки
Canzoniere представляют собой стихи в традиции трубадуров и куртуазной любви. Но, как отмечают исследователи, «новое у Петрарки по сравнению с куртуазной поэзией позднего Средневековья — полное слияние поэтической и жизненной позиции, превращение любви из условного поэтического приема в принцип самой жизни и чувства». Как отмечает В. В. Бибихин, «обновляющая любовь, которая у провансальцев еще казалась (хотя уже не была) только одной темой из многих возможных для человека и поэта, — ночные встречи, предрассветные расставания, клятвы в верности, муки покинутости предполагают ведь, что какая-то жизнь все-таки идет своим чередом, — теперь, пройдя через стильновистов с их „диктатом Амора“ и через Данте с небесным преображением его Беатриче, у Петрарки захватывает без остатка всего человека… Он не оставляет для себя почти никакой интимной жизни вне служения донне, служения славе, служения слову, которое буквально поглощало его с годами все больше — вплоть до последней минуты, заставшей его, согласно устойчивой легенде, над книгами и бумагами. Ему нет ни в чем готовой опоры; любовь, не благоразумная „любовь к Богу“ или холодная „любовь к человеку“, а захватывающая влюбленность, — единственный узел, на котором укреплена его душа».
Здесь «нет речи о любовных отношениях.
Есть лишь любовь как поклонение, мгновенно
и навсегда возникшее. Поэт постоянно
колеблется между надеждой и отчаянием.
Это внутреннее противоречие рождает
лучшие сонеты, где радость неотделима
от муки, а любовь — от поэзии, ею вдохновлённой.
Не во власти поэта что-либо изменить.
Изменение наступает лишь со смертью Лауры.
Стихи выражают отчаяние, а затем постепенное
просветление печали по той, кому открылись
блаженные небесные сени. Лаура во второй
части сборника перестаёт быть недоступным
земным божеством и превращается в небесную
утешительницу поэта».
Влияние на культуру
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВЫХОД ТАМ