Куртуазная литература XI-XIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

К XI - XII вв. господствующий класс западноевропейского феодального общества уже окончательно сложился и получил сословное оформление. Рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписанным уставом, со своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести.

Содержание

Введение
1. Миннезанг
2. Рыцарский роман
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Куртуазная литература.rtf

— 71.30 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

Липецкий государственный педагогический университет

Кафедра немецкого языка

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

Куртуазная литература (XI-XIII вв.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2008

 

Содержание

 

Введение

1. Миннезанг

2. Рыцарский роман

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

К XI - XII вв. господствующий класс западноевропейского феодального общества уже окончательно сложился и получил сословное оформление. Рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписанным уставом, со своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести.

Рыцарь должен быть мужественным, справедливым, правдивым, щедрым; он должен защищать церковь, бороться с «неверными», хранить верность сюзерену, служить опорой слабых и беззащитных. Эти требования к идеальному рыцарю должны были идеологически обосновать сословно-иерархический принцип феодального общества и «освятить» право рыцаря на господствующее положение в этом обществе. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII-XIII вв. Чаще всего, однако, идеальные рыцарские черты находились в самом резком противоречии с действительной социальной практикой средневекового феодала.

В наиболее зрелой и законченной форме рыцарская литература развилась во Франции, во многих случаях послужив затем образцом для литературы в других европейских странах.

Это было время первоначального подъема городов, и рыцарство, соприкасаясь с верхушкой городского общества, частично приобщается и к умственным течениям, развивающимся в городах.

В обстановке и под влиянием всех умственных приобретений рыцарство культурно растет и перестраивается. Оно сохраняет свою классовую природу со всеми ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с этим в передовых кругах рыцарства формируется некий морально-эстетический идеал, и намечаются ростки светской культуры. Возникают пышные дворы, где приняты хорошие манеры, красивые наряды, занятия музыкой и поэзией. Наряду с любовью к роскоши и стремлением всячески приукрасить жизнь культивируется щедрость, которая считается обязательным признаком рыцарского «благородства» и выливается нередко в формы безудержного мотовства.

Появляется новое понятие - куртуазия. Рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, - он должен быть также учтивым, изящным, привлекательным в обществе, уметь тонко и нежно чувствовать.

В программу воспитания молодого рыцаря входит обучение не только военному делу и охоте, но и разным светским играм, искусству играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, слагать стихи, ухаживать за дамами. К героическому идеалу присоединяется другой идеал - эстетический.

В связи с этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства.

Резко изменяются общественная функция литературы, способ исполнения произведений, состав ее авторов и носителей. Рыцарская лирическая поэзия в силу ее происхождения из народной песни еще связана с музыкой, но повествовательные жанры уже не распеваются, а читаются. Назидательное значение литературы отнюдь не утрачиваются, но одновременно возникает и другая ее функция - светско-развлекательная. Автор - уже не бродячий жонглер, не искушенный в письменности, а поэт, обладающий некоторой школьной образованностью и состоящий на службе при феодальном дворе, иногда даже сам рыцарь. Этот автор стремится закрепить свое имя.

Язык рыцарской поэзии стремится быть чистым и изящным. Все грубое, обыденное из него изгоняется.

 

 

1.Миннезанг

 

Термин «Minesang» был введен немецкими филологами в XVIII в. и происходит от средневерхненемецкого minne - любовь и sang - песня. Немецкая лирика испытала воздействие провансальской куртуазной поэзии. На юге Франции в Провансе в XII в. возникает куртуазная поэзия, прославлявшая возвышенную платоническую любовь к Прекрасной Даме. Куртуазных поэтов именовали трубадурами (от фр. искать, находить). Трубадуры стали широко пользоваться рифмой, изобретая сложные по построению строфы. Ими была разработана система лирических жанров. Так появилась плясовая песнь, именуемая балладой, которой в миннезанге соответствовала танцевальная песня (Tanzlied). Провансальская Альба - утренняя песнь, у миннезингеров - Tagelied.

Но в миннезанге существовали и собственные жанровые формы: крестовая песнь (Kreuzlied), зовущая в крестовый поход; дидактическая и сатирическая поэзия использовала шпрух (Spruch) - изречение; лейх (Leich) был близок латинским гимнам.

В миннезанге обычно выделяют два направления - народное и придворное. Первое сложилось под сильным влиянием фольклора, второе во многом опиралось на поэтический опыт поэтов Прованса.

Народная ветвь в немецкой рыцарской лирике представлена именами Кюренберга, Дитмара фон Айста и др. Песни обычно являются однострофными стихотворениями простейшей метрической конструкции, объединенными парными рифмами, часто неточными; строение стиха определяется числом ударений, тогда как число неударных слогов между ударениями может быть различным. Как в народной лирике, в стихотворениях этого рода всегда наличествует объективный элемент повествования, лирический сюжет или четкая драматическая ситуация. Например, у Дитмара: « Стояла женщина одна и смотрела через поле и ждала своего милого. Вот она увидела пролетающего сокола: «Счастлив ты, сокол! Ты можешь лететь, куда захочешь. Ты выбираешь в лесу дерево, которое тебе нравится. Так поступила и я. Я избрала себе мужа… А теперь мне завидуют прекрасные женщины».

Весьма часто у поэтов этого стиля встречаются «женские песни»; обычно это жалоба покинутой или одинокой женщины. Многие стихотворения открываются «природным зачином» - описанием прихода весны или осени, которому соответствует душевное поэта, пробуждение любви или любовная тоска.

Песня нередко обращена к девушке, а не к замужней женщине. Любовь не ограничивается возвышенным томлением, а стремится к чувственному удовлетворению. В песнях бьется живое человеческое сердце. Рыцарь и его возлюбленная здесь не играют в любовь, а действительно любят друг друга.

Придворный миннезанг значительно более условен. Любовь теряет свою естественную непосредственность. Она трансформируется в служение даме, которая часто играет роль недоступной красавицы, диктующей кавалеру свою волю. Поэт куртуазного направления полон чувства благоговейного уважения к своей избраннице, он благодарит ее даже за недоступность. Красота дамы противопоставляется ее жестокосердию: поэт обвиняет свои глаза, которые виновны в его несчастье. Но в муках любви он испытывает радость и ни за что не откажется от них, потому что радости без страдания не бывает. Такую форму рыцарская поэзия приняла в стихах Рейнмара фон Хагенау, Генриха фон Морунгена и др.

Основоположником миннезанга принято считать Фридриха фон Хаузена (Friedrich von Hausen) (ок.1150-1190). Храбрый рыцарь был весьма чувствительным поэтом, он посвятил ряд стихов гордой непреклонной красавице, имя которой осталось неизвестным. Лирический герой страдает от неразделенной любви, и оттого стихотворения по большей части меланхоличны.

Высшие достижения миннезанга связаны с творчеством Вальтера фон дер Фогельвейде (Walter von der Vogelweide) (ок.1170-1200). В его творчестве гармонически слились обе линии миннезанга - народная и придворная. Будучи неимущим дворянином, Фогельвейде скитался, переходил от одного покровителя-мецената к другому. Он хорошо знал немецкую действительность, страдания и интересы народа. Он начал свой поэтический путь как ученик Хагенау. Однако успехи Фогельвейде связаны, прежде всего, с творческим освоением достижений народной поэзии. Его стихи предельно искренни, задушевны. Любовь в его песнях - это действительно земное, высокое поэтическое переживание. Его героиня - простая девушка.

Фогельвейде живо откликнулся также на общественно-политические проблемы времени. Он писал не только любовные песни, но и шпрухи. Он был врагом папской власти, вмешивающейся во внутреннюю жизнь Германии.

После его смерти миннезанг переживает кризис. Эти кризисные явления заметны в произведениях Нейдхарта фон Рейнталя (Her Nithart) (ок.1180-1237), яркого представителя сельского миннезанга. Его героиня - не знатная дама, а простая деревенская девушка. Не она сама является предметом поклонения, а, напротив, она сама увлечена рыцарем и жаждет с нм встречи.

 

2. Рыцарский роман

 

В последней трети XII в. в Германии развивается рыцарский роман. В нем мы находим в основном те же самые чувства и интересы, которые составляют содержание рыцарской лирики. Это, прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее «возвышенном» смысле. Другим столь же обязательным элементом рыцарского романа является фантастика в двояком понимании этого слова - как сверхъестественное и как все необычное, исключительное, приподнимающее героя над обыденностью жизни. Обе эти формы фантастики, обычно связанные с любовной темой, покрываются понятием приключений или авантюр, случающихся с рыцарями, которые всегда идут навстречу этим авантюрам. Свои подвиги рыцари совершают не ради общего, национального дела, как некоторые герои эпических поэм, и не во имя чести или интересов рода, а ради своей личной славы. Идеальное рыцарство мыслится как учреждение международное и неизменное во все времена, одинаково свойственное древнему Риму, мусульманскому Востоку и современной Франции. В связи с этим рыцарский роман изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины современного общества, в которую читатели из рыцарских кругов глядятся, как в зеркало, находя в нем отражение своих жизненных идеалов.

По своему стилю и технике рыцарские романы резко отличаются от героического эпоса. В них видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания, живые диалоги, изображение внешности действующих лиц, подробное описание обстановки, в которой протекает действие.

Раньше всего рыцарские романы развились во Франции, и отсюда уже увлечение ими распространилось по другим странам.

Первыми опытами рыцарского романа явились обработки нескольких произведений античной литературы. В них средневековые рассказчики могли найти во многих случаях, как волнующие любовные истории, так и баснословные приключения, отчасти перекликавшиеся с рыцарскими идеями. Мифология в таких обработках тщательно изгонялась, но легендарные сказания о подвигах героев, имевшие видимость исторических преданий, воспроизводились полностью.

Еще более благодарным материалом для рыцарского романа явились кельтские народные сказания, которые, будучи продуктом поэзии родового строя, были насыщены эротикой и фантастикой. Само собой разумеется, что та и другая подверглись в рыцарской поэзии радикальному переосмыслению.

Создателем немецкого куртуазного романа считается Генрих фон Фельдеке (Her Heinrich von Veldeke), написавший роман «Роман об Энее»(Roman d´Eneas) (ок.1160). Античный сюжет разработан им в типично куртуазном духе. Главное внимание Фельдеке уделил любви Дидоны к Энею и Энея к Лавинии.

В таком же направлении развивается творчество Гартмана фон Ауэ (Her Hartmann von Ouwe)(ок.1170-1215). Гартман был вассалом владельца замка Ауэ, участвовал в крестовых походах; в творчестве проповедовал идеи благочестия и смирения. Гартман фон Ауэ переложил на немецкий рыцарские романы Кретьена де Труа «Эрек и Энида» и «Ивейн». Автор поэмы «Грегориус», многочисленных лирических произведений, характеризующихся разнообразием риторических и поэтических средств, что сделало его образцом для позднейших поколений поэтов. Наиболее значительное произведение - стихотворная повесть «Бедный Генрих» (Der arme Heinrich)(ок.1195). В повести Гартман убеждает читателя в пагубности греха и благости раскаяния, а биография Генриха становится поучительным примером, изложенным с назидательной целью. С точки зрения автора, высшие нравственные ценности - это вера и самоотверженность.

Романы фон Ауэ ярко расцвечены романтической фантастикой. Их герои действуют не в реальном, а в вымышленном мире, населенном великанами, карликами, с волшебными дворцами, поражающими своей роскошью, изысканностью убранства. Рыцари являют собой пример великодушия, верности своей даме. Они должны, по замыслу автора, вызывать чувство восхищения своей отвагой, своим благородством и тем самым содействовать укреплению позиций рыцарства в средневековом обществе.

Оригинальным путем шло в своем развитии творчество Вольфрама фон Эшенбаха(Her Wolfram von Eschenbach) (ок.1170-1220), автора незаконченного романа «Виллехальм», множества лирических произведений, монументального романа «Парцифаль»(Parzival). Сюжет «Парцифаля» заимствован из одноименного рыцарского романа Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале», относится к так называемым романам артуровского, или бретонского, цикла. В романе создан образ идеального героя, воплощающего в себе все возможные черты рыцарственности: благородство, глубокую религиозность, безграничную отвагу, человечность, тонкость чувств, верность в любви.

Ярким представителем рыцарской литературы был также Готфрид Страсбургский(Meister Gottfried von Strassburg). Его творчество носит чисто светский характер, свободно от религиозно-мистических элементов, направлено на утверждение духовных ценностей человеческой личности. Главное произведение Готфрида Страсбургского - роман «Тристан»(Tristan), оставшийся незаконченным. Он написан по мотивам древнего сказания, неоднократно подвергавшегося эпической переработке. Готфрид усилил его гуманистическую направленность. Его роман - это настоящий гимн могучему естественному чувству, преодолевающему все преграды. Писатель стоит на защите естественных стремлений личности, попираемых в феодальном обществе. Он за свободный брак, основанный на законах сердца.

Информация о работе Куртуазная литература XI-XIII века