Культурная жизнь Енисейской губернии XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:31, доклад

Описание работы

В 1719 году, в составе Сибирской губернии была сформирована Енисейская провинция с центром в Енисейске. Первоначально провинция состояла из 7 уездов. В 1764 году, была сформирована новая Иркутская губерния, в которую перешла и Енисейская провинция, а в 1797 году провинция входит в состав Тобольского региона. Только в 1822 году была сформирована самостоятельная Енисейская губерния, появившаяся благодаря специальному указу императора Александра I.

Содержание

Введение
Енисейская губерния………………………………………………
Печать…………………………………………………………….
Художественная культура………………………………………
Музеи в Енисейской губернии……………………………………
Будни и праздники……………………………………………………
Творчество В. И. Сурикова…………………………………………..
Заключение
Используемая литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 2.84 Мб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Реферат

 

Тема: Культурная жизнь Енисейской губернии XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

  Содержание

Введение

Енисейская губерния………………………………………………

Печать…………………………………………………………….

Художественная культура………………………………………

Музеи в Енисейской губернии……………………………………

Будни и праздники…………………………………………………

Творчество В. И. Сурикова…………………………………………..

Заключение

Используемая литература……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Введение

     В 1719 году, в составе Сибирской губернии была сформирована Енисейская провинция с центром в Енисейске. Первоначально провинция состояла из 7 уездов. В 1764 году, была сформирована новая Иркутская губерния, в которую перешла и Енисейская провинция, а в 1797 году провинция входит в состав Тобольского региона. Только в 1822 году была сформирована самостоятельная Енисейская губерния, появившаяся благодаря специальному указу императора Александра I. В состав губернии вошло 6 округов, общей площадью более 2 миллионов 211 тысяч квадратных вёрст. По данным 1897 года, на территории Енисейской губернии проживало 570 тысяч человек.                                                                                                 Повседневная жизнь, нравы, обычаи и культура народа енисейской губернии разнообразные, насыщенные и интересные. С культурной жизнью я вас и познакомлю в данном реферате.

 

Герб Енисейской губернии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печать

    Заметная роль в культурной жизни города и губернии принадлежала печати. Ее начало было положено изданием «Енисейских губернских ведомостей» в 1857 г. Большую часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Официозный характер издания не отвечал общественным запросам сибиряков, жаждавших слышать свободное слово.                                                                                                    Лишь в 1889 г. красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». Программа издания в первое время ограничивалась вопросами справочно-информационного характера, но вскоре Кудрявцев добился разрешения на публикацию статей об общем состоянии губернской экономики, городской жизни. И хотя газета стала более привлекательной по содержанию, Кудрявцеву так и не удалось вывести свое издание на уровень таких газет, как «Восточное обозрение» и «Степной край», которые имели общесибирское значение. С 1895 г. газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 г.— «Сибирский край».                                                                         Одним из завоеваний первой русской революции стало провозглашение в . . .       Манифесте 17 октября 1905 г. свободы слова. Это дало толчок к возникновению в губернии целого ряда различных по своей общественно-политической направленности изданий. Только в Красноярске было основано более десяти новых газет. Как правило, они являлись печатными органами местных партийных организаций. Либерально-областническую окраску имели «Енисейский край», «Сибирь», «Красноярец», «Енисейское слово», «Голос Сибири», являвшийся трибуной красноярского отдела Сибирского областного союза. В дни декабрьского вооруженного восстания стал выходить «Красноярский рабочий», издававшийся от имени Красноярского комитета РСДРП. Вышло пять номеров газеты, после подавления восстания ее издание было прекращено и возобновлено нелегально в августе 1907 г. под названием «Рабочий». Однако отпечатали всего лишь два номера.                           В 1907 г. в Красноярске появилась газета «Сусанин.                                                   К началу Первой мировой войны издательский рынок вновь оживляется. Издание газет становится прибыльным делом, и местная буржуазия начинает вкладывать свои капиталы в новую для себя сферу предпринимательской деятельности. К этому времени в губернии зарождается и журнальное дело. Начало было положено сатирическими изданиями, пользовавшимися спросом у публики. Один за одним появлялись журналы такого плана, как «Хи-ха-ха!», «Куманек», но их существование было весьма непродолжительным, поскольку даже шутливые намеки в адрес власти нередко приводили к нешуточным неприятностям для редакции журналов.  Самым ярким явлением в губернской журналистике стал журнал «Сибирские записки», который начинает издавать с 1916 г. Вл.М.Крутовский. Программа журнала включала вопросы научно-просветительского и общественно-политического плана, художественную часть, литературную критику. Таким образом, он явился первым в Сибири «толстым журналом. Журнал оказался «долгожителем» в сибирской журналистике, где время издания иногда исчислялось несколькими месяцами. «Сибирские записки» издавались даже в годы гражданской войны, до 1919 г.                                                            Губернская журналистика не дала сколько-нибудь громких имен, оставивших след в российской литературе. Исключение, пожалуй, представляет творчество уроженца губернии С.А.Сретенского. Его рассказы, повести и статьи на сибирские темы печатались в столичных изданиях. Он вел один из разделов в популярном сатирическом журнале «Искра». В произведениях Сретенского с документальной достоверностью и большой художественной силой отражен тяжелый быт приисковых рабочих, бесправие сибирского крестьянина, страдавшего от произвола местных начальников, жестокие нравы сибирской бурсы. К самым значительным произведениям писателя можно отнести повесть «Сибирские мученики», сюжет которой был взят из жизни крестьян, отправившихся на заработки на прииски. Деятельность именно таких литераторов второго ряда формировала культурную среду и традиции, столь необходимые для успешного развития художественной жизни в провинции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественная культура

    Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. Прекрасными актерами были И.Т.Савенков и И.П.Кузнецов, который не только играл на сцене, но и писал пьесы для любительских спектаклей. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, однако вскоре она распалась. Из ее остатков было позднее сформировано первое в Сибири актерское товарищество, но и оно просуществовало недолго, столкнувшись с финансовыми трудностями. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что к концу 1880-х гг. театр в Красноярске влачил жалкое существование. И тогда городская общественность взяла инициативу в свои руки. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства, в числе учредителей которого выступили известные в городе люди И.П.Кузнецов, супруги Матвеевы, В.А.Данилов, И.Т.Савенков, Вл.М.Крутовский, Н.Д.Тютрюмов и др.  Общество взяло на себя все заботы о содержании театра, затраты которого должны были покрываться из денежных взносов его членов и сборами со спектаклей. Чтобы привлечь как можно больше зрителей и одновременно наполнить театральную кассу, почти каждую неделю давали премьеру. Поспешность, с которой в репертуар вводились новые спектакли, разумеется, не могла не сказаться на их художественном уровне. Но все же красноярские театралы не чуждались и сложных постановок, знакомя горожан с лучшими образцами русской и зарубежной классики — пьесами В.Шекспира, Ф.Шиллера, А.С.Грибоедова, А.Н.Островского.  С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы. Большим событием для местных театралов стал приезд труппы Малого театра во главе с великой русской актрисой Г.Н.Федотовой. В мае 1902 г. труппа артистов московских театров под руководством А.П.Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, среди них «Бешеные деньги», «Волки и овцы» по пьесам А.Н.Островского. Спектакли с участием столичных актеров проходили в недавно построенном здании Народного дома им. А.С.Пушкина (ныне драматический театр имени великого поэта). Также большой популярностью пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания.

                          Музеи в Енисейской губернии 

Важную роль в изучении сибирского края во второй половине XIX в. начинают играть местные музеи.  В 1877 г. одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н. М. Мартьянову. Разработанный им устав получил одобрение городской думы, а сам Мартьянов был назначен распорядителем музея. Устав Минусинского музея был положен в основу многих музеев Сибири. Его концепция базировалась на представлении о музее как учреждении комплексного типа, сочетающем функции научно-исследовательского и культурно-просветительского центра с широкими задачами практического плана — пропаганды новейших промышленных и сельскохозяйственных технологий среди местного населения. Благодаря самоотверженному труду и энтузиазму его основателя музей из далекой сибирской провинции вскоре становится известным в научных кругах страны и за рубежом.                                                                                                                 С 1887 г. музей принимает участие в выставках, организованных научными обществами Сибири, во всероссийских выставках в Нижнем Новгороде, а в 1900 г. — на Всемирной выставке в Париже. В адрес музея начинают приходить многочисленные письма от научных учреждений, библиотек, общественных организаций, ученых. Создание Минусинского музея послужило толчком для активизации общественности и в других городах губернии.                                                                                                                              В 1883 г. в Енисейске состоялось открытие музея, у основания которого стояли гласный городской думы Н.В.Скорняков и ученый-краевед А.И.Кытманов.  В Красноярске в открытии музея активное участие приняли П.С.Проскуряков, И.Т.Савенков, М.Е.Киборт, А.С.Еленев и др. 12 февраля 1889 г. состоялось открытие музея. С первых лет своей работы музей стал играть заметную роль в общественно-культурной жизни города.  В 1887 г. учителем Д.С.Каргополовым был открыт музей в Ачинске. Каргополову  принадлежала заслуга создания в 1912 г. краеведческого музея в Канске. Таким образом, оживление в научном изучении края, наметившееся на рубеже веков, было связано с вовлечением его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы, вызванные ускорением капиталистической модернизации страны.

                                 

 

Будни и праздники

  В повседневной жизни населения Енисейской происходят перемены. Благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. По мере роста городских доходов «отцы города» стремились уделять больше внимания благоустройству. В губернском центре по инициативе городского головы П.С.Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод.                                                                 В жизни горожан появляются новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде. Чтобы упорядочить езду велосипедистов по улицам городов, губернатору пришлось издать правила велосипедного движения. Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г. Люди восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией.                                                                          Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться.                                                                                                                   С 1891 г. в Красноярске стали устраиваться рождественские елки для детей.  Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове Н.К.Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно. Однако новые формы общественно-культурного быта не могли так сразу вытеснить старые традиции и привычки.                                                                                                   В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной-летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, с окончанием же сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходили на заработки на прииски, часть занималась извозом, кто-то шел в тайгу добывать пушнину и дичь. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: молотьбой, уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, катали валенки, мяли и пряли куделю, шили обновы.                                                                  Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался привычными религиозными ритуалами — поминанием своих предков, крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений. Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской Божией матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, которые не имели обязательных ритуальных регламентации и отмечались лишь теми, кто считал их своими. Например, некоторые — только женщинами (Варвары-мученицы, Авдотьи-каплюжницы, Параскевы-мученицы, Кирики-Улиты, Марии-Магдалины и т. д.) или молодежью (Иванов день, Еремей-запрягальник).                                          Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались съезжие. Проходили такие праздники при большом стечении народа, от 100 до 300 человек, и длились по нескольку дней.  Участники их переходили из дома в дом, где гостям устраивали обильное угощение, дарили подарки. В некоторых деревнях, как, например, на Ангаре и в Маклаковской волости, было принято варить канун — поминальное пиво в честь святого приходской церкви и угощать им гостей. Иногда пиво пили из больших чаш — братин, ходивших по кругу среди сидевших за общим столом. Угощавшиеся жертвовали «грошики» на церковь. Такие праздники требовали весьма больших затрат — свыше 30 рублей в год. Кроме того, все праздники в целом занимали едва ли не треть года.                                                                          Однако не следует думать, что крестьянин руководствовался только мотивами удовольствия. Можно посмотреть на этот обычай, принятый и в коренной России, иначе — как на, своего рода, инвестирование в общинную солидарность, которая в условиях высоких хозяйственных рисков выступала как своеобразный фактор социального страхования. Ведь участие в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой — служило гарантией для ее получения.  Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах страны природа отвела время с весны по осень. В страдные дни крестьяне работали по 16—18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами. Однако, несмотря на всепоглощающий труд, в енисейской деревне начинает формироваться тонкий слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства. Это крестьянские умельцы, которые по образцам фабричной техники могли изготовлять самодельные сеялки, веялки, жнейки, и представители народной агрономии, по крупицам собиравшие земледельческий опыт, накопленный сибирским крестьянством. К последним можно отнести Ф.Ф.Девятова. На своем земельном наделе в с.Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосеянию. Девятов вывел новую породу крупного рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней. О своих опытах он рассказывал на страницах сибирских газет и других изданий, уделяя в них внимание не только вопросам агрономии, но и организации крестьянского хозяйства, поиску путей увеличения доходности. Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль. Но самым крупным признанием достижений сибирского крестьянина-самоучки стало присуждение ему бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Девятов был знатоком быта сибирского крестьянства, записывал свадебные обряды, народные предания, песни. Он явился инициатором создания библиотеки в с. Курагино и в 1900 г. отдал под нее свой дом.                                                                                      Таким образом, в жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков все заметнее стали проявляться новые черты.

                          

Творчество В. И. Сурикова

    Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова (1848-1916г.), феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Уроженец Красноярска, выходец из старинного казацкого рода, свои первые шаги в живописи он делает в родном городе под руководством учителя рисования Н. В. Гребнева. Учитель поддержал стремление Сурикова поступить в Академию художеств после окончания училища в 1861 г. Это стало возможным благодаря помощи известного енисейского золотопромышленника П. И. Кузнецова, предоставившего ему стипендию на время обучения в Академии.  После окончания в 1875 г. Академии Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так, историю боярыни Морозовой он слышал в детстве от крестной матери О.М.Дурандиной. Также и композиция картины сложилась из воспоминаний о том, как по одной из улиц Красноярска везли кого-то из осужденных к публичному наказанию. Прообразами героинь картины стали его родственницы. И сам художник признавал, что «женское царство «Морозовой» вышло из нашего деревенского дома в Торгошине». После окончания работы над «Боярыней Морозовой» Суриков делает зарисовки видов города, пишет портреты матери, брата, знакомых. К 1897 г. относится замысел его картины, посвященной Степану Разину. Тогда же было сделано несколько этюдов к картине, в том числе и портретные зарисовки самого Разина, для которых художнику позировал известный красноярский педагог и ученый И.Т.Савенков. С пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния. Местом, где Суриков делал этюды с построенного по его заказу снежного городка, стало с. Ладейское под Красноярском.  Сам художник не раз высказывал мысль об особом типе духовного склада сибиряка. Он был убежден, что в Сибири дух свободы способствовал развитию человеческого достоинства и активности личности, поднимая ее на такую нравственную высоту, которая была невозможна в условиях многовекового крепостного рабства, господствовавшего в коренной России. Он писал: «В Сибири народ другой, чем в России,— вольный, смелый». И эти качества глубоко импонировали художнику, хотя он и не идеализировал казацкую вольницу в Сибири, прекрасно осознавая ее оборотную сторону — произвол и жестокость сильной личности. Этот взгляд Сурикова на проблему наиболее полно проявился в его картине «Покорение Ермаком Сибири», которую можно назвать программной в мировоззрении художника. Собирая материал для картины, он много работал в Красноярске, Минусинске, Тюмени, Тобольске, Сургуте, Таре, где искал прототипы своих героев, делал этюды. Продолжением сибирской исторической тематики стала работа над картиной «Красноярский бунт». Сурикова привлек этот сюжет тем, что в событиях 1695—1698 гг. участвовали его предки.  До конца своей жизни Суриков не порывал связей с родными местами. Очень точно органическую связь творчества художника с его родиной подчеркнул внук художника М.Кончаловский, заметив, что «если бы Суриков не был сибиряком, он бы не был Суриковым». Приезды Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на становление молодых сибирских художников. По инициативе Сурикова в Красноярске в 1910 г. открылась рисовальная школа.                     Таким образом, красноярцы внесли свой вклад не только в развитие сибирского края, но и в сокровищницу русской культуры, дав миру имя своего гениального земляка Василия Ивановича Сурикова.

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

Картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

 

Картина В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

Пестов, И. С. «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года»//Москва, 1833 год. 305 стр. с иллюстрациями

«Памятная книжка Енисейской губернии», 1863 год

Енисейской губернии — 180 лет: Материалы IV краеведческих чтений, Красноярск, декабрь 2002 г. Красноярск : Кларетианум, 2003

Латкин Н. В., Енисейская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза  и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) —  СПб., 1890—1907. Ссылка

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84

 


Информация о работе Культурная жизнь Енисейской губернии XIX века