Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:31, доклад
В 1719 году, в составе Сибирской губернии была сформирована Енисейская провинция с центром в Енисейске. Первоначально провинция состояла из 7 уездов. В 1764 году, была сформирована новая Иркутская губерния, в которую перешла и Енисейская провинция, а в 1797 году провинция входит в состав Тобольского региона. Только в 1822 году была сформирована самостоятельная Енисейская губерния, появившаяся благодаря специальному указу императора Александра I.
Введение
Енисейская губерния………………………………………………
Печать…………………………………………………………….
Художественная культура………………………………………
Музеи в Енисейской губернии……………………………………
Будни и праздники……………………………………………………
Творчество В. И. Сурикова…………………………………………..
Заключение
Используемая литература……………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тема: Культурная жизнь Енисейской губернии XIX века
Содержание
Введение
Енисейская губерния……………………………
Печать…………………………………………………………….
Художественная культура…………………
Музеи в Енисейской губернии……………………………………
Будни и праздники…………………………………………………
Творчество В. И. Сурикова…………………………………………..
Заключение
Используемая литература…………………
В 1719 году, в составе
Сибирской губернии была сформирована
Енисейская провинция с центром в Енисейске.
Первоначально провинция состояла из
7 уездов. В 1764 году, была сформирована
новая Иркутская губерния, в которую перешла
и Енисейская провинция, а в 1797 году провинция
входит в состав Тобольского региона.
Только в 1822 году была сформирована самостоятельная
Енисейская губерния, появившаяся благодаря
специальному указу императора Александра
I. В состав губернии вошло 6 округов, общей
площадью более 2 миллионов 211 тысяч квадратных
вёрст. По данным 1897 года, на территории
Енисейской губернии проживало 570 тысяч
человек.
Герб Енисейской губернии
Печать
Заметная роль в культурной
жизни города и губернии принадлежала
печати. Ее начало было положено изданием
«Енисейских губернских ведомостей» в
1857 г. Большую часть материалов газеты
составляли официальная хроника и перепечатки
из столичных газет. Официозный характер
издания не отвечал общественным запросам
сибиряков, жаждавших слышать свободное
слово.
Художественная культура
Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. Прекрасными актерами были И.Т.Савенков и И.П.Кузнецов, который не только играл на сцене, но и писал пьесы для любительских спектаклей. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, однако вскоре она распалась. Из ее остатков было позднее сформировано первое в Сибири актерское товарищество, но и оно просуществовало недолго, столкнувшись с финансовыми трудностями. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что к концу 1880-х гг. театр в Красноярске влачил жалкое существование. И тогда городская общественность взяла инициативу в свои руки. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства, в числе учредителей которого выступили известные в городе люди И.П.Кузнецов, супруги Матвеевы, В.А.Данилов, И.Т.Савенков, Вл.М.Крутовский, Н.Д.Тютрюмов и др. Общество взяло на себя все заботы о содержании театра, затраты которого должны были покрываться из денежных взносов его членов и сборами со спектаклей. Чтобы привлечь как можно больше зрителей и одновременно наполнить театральную кассу, почти каждую неделю давали премьеру. Поспешность, с которой в репертуар вводились новые спектакли, разумеется, не могла не сказаться на их художественном уровне. Но все же красноярские театралы не чуждались и сложных постановок, знакомя горожан с лучшими образцами русской и зарубежной классики — пьесами В.Шекспира, Ф.Шиллера, А.С.Грибоедова, А.Н.Островского. С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы. Большим событием для местных театралов стал приезд труппы Малого театра во главе с великой русской актрисой Г.Н.Федотовой. В мае 1902 г. труппа артистов московских театров под руководством А.П.Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, среди них «Бешеные деньги», «Волки и овцы» по пьесам А.Н.Островского. Спектакли с участием столичных актеров проходили в недавно построенном здании Народного дома им. А.С.Пушкина (ныне драматический театр имени великого поэта). Также большой популярностью пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания.
Музеи в Енисейской губернии
Важную роль в изучении сибирского
края во второй половине XIX в. начинают
играть местные музеи. В 1877 г. одним
из первых краеведческих музеев в Сибири
стал Минусинский музей. Инициатива его
создания принадлежала городскому аптекарю
Н. М. Мартьянову. Разработанный им устав
получил одобрение городской думы, а сам
Мартьянов был назначен распорядителем
музея. Устав Минусинского музея был положен
в основу многих музеев Сибири. Его концепция
базировалась на представлении о музее
как учреждении комплексного типа, сочетающем
функции научно-исследовательского и
культурно-просветительского центра с
широкими задачами практического плана
— пропаганды новейших промышленных и
сельскохозяйственных технологий среди
местного населения. Благодаря самоотверженному
труду и энтузиазму его основателя музей
из далекой сибирской провинции вскоре
становится известным в научных кругах
страны и за рубежом.
Будни и праздники
В повседневной жизни населения
Енисейской происходят перемены. Благодаря
телеграфу и телефону до сибиряков начали
быстрее доходить столичные новости, не
так явно стала ощущаться изоляция провинции.
Во внешнем облике городов губернии проступают
новые черты. Если раньше в них преобладали
деревянные постройки, мало чем отличавшиеся
от деревенских усадеб, то к началу XX в.
возрастает количество капитальных каменных
строений, архитектуре которых присущ
самобытный художественный стиль. По мере
роста городских доходов «отцы города»
стремились уделять больше внимания благоустройству.
В губернском центре по инициативе городского
головы П.С.Смирнова в 1912 г. была построена
электростанция и проведено электрическое
освещение улиц города, а на следующий
год был введен в действие водопровод.
Творчество В. И. Сурикова
Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова (1848-1916г.), феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Уроженец Красноярска, выходец из старинного казацкого рода, свои первые шаги в живописи он делает в родном городе под руководством учителя рисования Н. В. Гребнева. Учитель поддержал стремление Сурикова поступить в Академию художеств после окончания училища в 1861 г. Это стало возможным благодаря помощи известного енисейского золотопромышленника П. И. Кузнецова, предоставившего ему стипендию на время обучения в Академии. После окончания в 1875 г. Академии Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так, историю боярыни Морозовой он слышал в детстве от крестной матери О.М.Дурандиной. Также и композиция картины сложилась из воспоминаний о том, как по одной из улиц Красноярска везли кого-то из осужденных к публичному наказанию. Прообразами героинь картины стали его родственницы. И сам художник признавал, что «женское царство «Морозовой» вышло из нашего деревенского дома в Торгошине». После окончания работы над «Боярыней Морозовой» Суриков делает зарисовки видов города, пишет портреты матери, брата, знакомых. К 1897 г. относится замысел его картины, посвященной Степану Разину. Тогда же было сделано несколько этюдов к картине, в том числе и портретные зарисовки самого Разина, для которых художнику позировал известный красноярский педагог и ученый И.Т.Савенков. С пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния. Местом, где Суриков делал этюды с построенного по его заказу снежного городка, стало с. Ладейское под Красноярском. Сам художник не раз высказывал мысль об особом типе духовного склада сибиряка. Он был убежден, что в Сибири дух свободы способствовал развитию человеческого достоинства и активности личности, поднимая ее на такую нравственную высоту, которая была невозможна в условиях многовекового крепостного рабства, господствовавшего в коренной России. Он писал: «В Сибири народ другой, чем в России,— вольный, смелый». И эти качества глубоко импонировали художнику, хотя он и не идеализировал казацкую вольницу в Сибири, прекрасно осознавая ее оборотную сторону — произвол и жестокость сильной личности. Этот взгляд Сурикова на проблему наиболее полно проявился в его картине «Покорение Ермаком Сибири», которую можно назвать программной в мировоззрении художника. Собирая материал для картины, он много работал в Красноярске, Минусинске, Тюмени, Тобольске, Сургуте, Таре, где искал прототипы своих героев, делал этюды. Продолжением сибирской исторической тематики стала работа над картиной «Красноярский бунт». Сурикова привлек этот сюжет тем, что в событиях 1695—1698 гг. участвовали его предки. До конца своей жизни Суриков не порывал связей с родными местами. Очень точно органическую связь творчества художника с его родиной подчеркнул внук художника М.Кончаловский, заметив, что «если бы Суриков не был сибиряком, он бы не был Суриковым». Приезды Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на становление молодых сибирских художников. По инициативе Сурикова в Красноярске в 1910 г. открылась рисовальная школа. Таким образом, красноярцы внесли свой вклад не только в развитие сибирского края, но и в сокровищницу русской культуры, дав миру имя своего гениального земляка Василия Ивановича Сурикова.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»
Картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»
Картина В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири»
Заключение
Используемая литература
Пестов, И. С. «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года»//Москва, 1833 год. 305 стр. с иллюстрациями
«Памятная книжка Енисейской губернии», 1863 год
Енисейской губернии — 180 лет: Материалы IV краеведческих чтений, Красноярск, декабрь 2002 г. Красноярск : Кларетианум, 2003
Латкин Н. В., Енисейская губерния
// Энциклопедический словарь
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Информация о работе Культурная жизнь Енисейской губернии XIX века