Задание
4.
Разделите
данные слова на две
группы:
1) согласный
звук в позиции перед /
е / произносится
мягко;
2
)согласный звук в позиции
перед / е /
произносится твердо.
Запишите
полученный результат.
1) Академик,
депозит, генезис, девальвация, депеша,
менеджер, непрезентабельный, телефакс,
фанера, свитер, резюме, термин, лютеранин,
компетентный, пресса, интерферон,
резидент, рейс, бекон, брюнет, реквием,
депеша, резервуар,
Эфемерный,
антресоли, кафе;
2) Агрессия,
рейтинг, аутсайдер, артезианский, анестезия,
бизнес, гипотеза, коэффициент, темп,
чартер, кодекс, шинель, компьютер,
интервал, интерн, интернат, атеист, фортель,
адепт,
Задание
5.
Разделите
данные слова на три
группы, в зависимости
от варианта произношения -
ЧН -:
1)
слова, где произносится / -
ЧН - /;
2)
слова, где произносится / -
ШН -/;
3)
слова, где возможны
оба варианта произношения.
Запишите
полученный результат.
1) Вторично,
бутылочный, съемочный, молочная каша,
молочник, брусничный морс, взяточник,
песочный, лубочная картинка, мелочный;
2) Пустячный,
нарочно, Саввична, конечно, двоечник,
яичница, Кузьминична, копеечный;
3) Скворечник,
сердечный, скучный, пряничный, Никитична.
Лексика
Задание
1.
Найдите
ошибки, связанные
с нарушением норм
словоупотребления
и смысловой связи
слов.
Запишите
исправленный вариант.
- Из-за пожара,
вспыхнувшего от костра, сгорел большой
участок леса.
- Этот человек
- полный невежда, в вопросах искусства.
- Если, в течение
трех дней, за собаками не явятся владельцы,
они подлежат уничтожению.
- Множество
различных теорий о происхождении алфавита
в современной науке,просто порожает мой
разум.
- Он не оплатил
за проезд в автобусе.
- Утверждая
документацию, директор совхоза ставит
свою роспись.
- Наконец наступила
долгожданная весна, повсюду звенят ручьи,
на улицах произведены весенние работы
по подрезке зеленых насаждений.
Задание
2.
Раскройте
скобки, выберите подходящие
по смыслу слова (паронимы).
Запишите
исправленный вариант.
- Люди простодушные
принимают желаемое, за действительное.
- Автор брошюры
не приводит никаких оснований для своих
выводов.
- Несколько
раз в течение суток по радио производится
проверка времени.
- В толковых
словарях даются различного рода стилистические
пометки.
- Многим студентам
нашей группы представилась возможность
принять участие в диалектологической
экспедиции.
- Предложенное
в статье решение кажется проблематичным.
- С героем
фильма постоянно происходят какие-то
романтические истории.
- Редактор
прочитал рукопись и внес в нее некоторые
стилистические поправки.
- Утвержден
статус новой организации, объединяющей
любителей природы.
- Идеалом
счастья Обломов считал сытую жизнь.
- Оратор медленно
произносил слова, придавая каждому из
них особое значение.
Задание3.
Определите
значения слов, выступающих
в качестве паронимов.
Составьте
и запишите с каждым
из них по одному
словосочетанию.
Интеллигентские
штучки, интеллигентные манеры; туристический
поход, туристский образ; болотистое место
в лесу, болотный цвет шарфа; экономный
список покупок, экономический рост
предприятия; человеческий отпечаток
пальца, человечий след на земле; твое
обличие не узнать, обличение таланта;
существо,похожее на человека, сущность
проблемы; проблемный вопрос, проблематичный
выход из положения; удачный поступок,
удачливый человек.
Задание
4.
Замените
выделенные иноязычные
слова русскими синонимами.
Запишите
исправленный вариант.
- Многие дореволюционные
интеллигенты, считавшиеся либералами,
относились индифферентно (безразлично)
к вопросам религии.
- Среди собравшихся
превалировали (преобладали)
представители молодежи.
- Девушка
конфиденциально (доверчево)
призналась подругам, что переменила имя
Катя на Кармен, потому что последнее больше
импонирует (внушает
уважение) ее внешности.
- Эффективность
режима экономии во многом зависит от
того, насколько лимитируются
(ограничиваются)
финансовые расходы.
Задание
5.
Письменно
ответьте на поставленные
вопросы. В качестве
ответа используйте
подходящее по смыслу
фразеологическое выражение.
Как
говорят:
- о том, кто
часто меняет свои решения (семь пятниц
на неделе);
- о том, кто
часто бездельничает (кому лень,тому ремень);
- о человеке,
который пришел не вовремя, некстати (как
снег на голову);
- о кротком,
безобидном человеке (тише травы,ниже
воды);
- о человеке
высокого роста;
- о болтливом
человеке;
- о бесследном
исчезновении кого-либо (как в воду канул;
сквозь землю провалился);
- о положении,
когда опасность грозит со всех сторон;
- о чувстве
большой неловкости, стыда (сгорит от позора);
- об очень
дальних родственниках (через седьмое
колено);
- о бесшабашном
человеке;
- о беспорядке,
неразберихе, царящих где-либо;
- о том, кто
не знает чего-либо, всем известного.
Грамматика
Задание
1.
Определите
род существительного.
Кофе, пемоксоль,
тюль, повидло, ООН, атташе, плащ-палатка,
иваси, ВУЗ, «Юманите», кенгуру, колибри,
толь, рефери, МИД, шампунь, авеню, бигуди,
коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо,
салями, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе,
эскимо, Хоккайдо.
Задание
2.
Запишите
имена существительные
в форме множественного
числа.
- Заводские
(корпус) – корпуса,
- Опытные (штурман)
– штурманы,
- Морские (порт)
– порты,
- Молодые (инженер)
– инженеры,
- Опытные (бухгалтер)
– бухгалтера,
- Дорожные
(инспектор) – инспектора.
Задание
3.
Поставьте
существительные, данные
в скобках, в форму
родитель-ного падежа
множественного числа.
Запишите
полученный вариант.
Нет (петля)
– петель,
- Пачка (макароны)
– макарон,
- Группа (грузины)
– грузинов,
- Пять (кочерга)
– кочерег,
- Килограмм
(мандарины) – мандаринов,
- Порция (оладья)
– оладий.
Задание
4.
Раскройте
скобки, употребив
нужную форму выделенного
имени (отчества), фамилии.
Кратко объясните
свой ответ.
- Наталья не
любила произведения Эрих-Мария Ремарк.
(Произведения – Ремарка);
- Мне очень
нравились фильмы с Фанни Ардани.
- Ответ на
этот вопрос вы найдете в пособии Дитмара
Эльяшевича Розенталя. (В пособии кого?
… Розенталя);
- После матча
мне удалось взять автограф у самого Александра
Буре.
- На занятии
мы долго спорили о концепции Александра
Владимировича Бондарко.
- Эту пантомиму
уже показывали по НТВ в исполнении Марселя
Марсо.
- У Этель Лилиан
Войнич только три законченных романа.
- В молодости
он снимался с Чарльзом Чаплином.
- Это пособие
составлено Валентиной Даниловной Черняк.
(Кем?)
- Сценарий
к «Дерсу Узала» Ю.Нагибин писал совместно
с Акирой Куросавой.
Язык
как средство общения
Задание
1.
Дайте
развернутые ответы
на вопросы (письменно).
- Что такое
литературный язык? Перечислите основные
признаки литературного языка.
- Какие функциональные
стили выделяются в русском литературном
языке? Подберите образцы текстов (8
– 10 предложений), написанных в разных
функциональных стилях.
Современному
русскому литературному языку присущи
книжные функциональные стили: научный.
Публицистический, официально-деловой.
Которые используются приимущественно
в письменной форме речи. –
и разговорный, применяющийся главным
образом в устной форме речи. Многие
ученые в качестве функционального
стиля языка выделяют художественный,
т.е. язык литературы. Художественная речь
не представляет собой систему однородных
языковых явлений – напротив, она
лишина стилистической замкнутости, и
ее специфика зависит от индивидуально-авторских
стилей. По мнению В.В.Виноградова, «понятие
стиля в литературном языке,наполняется
мным содержанием, чем в отнашении
стилей делового или канцелярского
и даже стилей публицестического
и научного. Язык литературы не соотносителен
с другими стилями, типами речи. Он
использует их, включает их в себя, но
в функционально преобразованном
виде.»
Например,
слова: мать, мама, мамочка, ма,мамуля; отец,
папа, папуля – имеют одно и то
же значение, но различаются стилистически,
поэтому используются в разных стилях:
мать, отец – официально-делового, остальные
слова разговорно-обиходного. Слова:
врун-лжец, нехватка-дефицит – отличаются
Задание
2.
Прочитайте
фрагменты газетных
статей.
Найдите
в них стилистические
ошибки, исправьте
их.
Запишите
отредактированный
вариант.
- Поступает
постоянная информация, о нецелесообразно
потраченных Чеченской республикой деньгах,
выделенных из федерального бюджета России.
Поэтому президент России внес ряд изменений
в систему финансирования работ по восстановлению
экономики и социальной сферы Чечни.
- Авторы предложили
новую концепцию музыкальной передачи.
Они многое придумали для того, чтобы сделать
музыкальный эфир более интересным. Применив
новую технику монтажа, придумав огромное
количество компьютерных фишек и наворотов,
передача стала более модной, стильной,
современной,
- Судя по всему,
авторы проекта не учитывают российскую
сообразительность. Они ни ценят ум
наших с вами соотечественников, которых
не следует держать за бездарей.
- В последнее
время, огромное колличество людей заворожило
внимание колдунов, прорицателей, целителей,
и они желают попасть на их сеансы. Я спросил
об ощущениях, постоянного посетителя
встреч с А. Кашпировским, он утверждал,что
после первого сеанса, он еле мог шевелиться.
Задание
3.
Устраните
тавтологию, используя
синонимы.
Запишите
отредактированный
вариант.
- В своей работе
руководители детских учреждений пользуются
методической литературой.
- Применение
этого метода возможно, если у педагога-воспитателя
есть контакт с детьми, и он знает их возможности.
- Нередко можно
увидеть человека, который пренебрегает
законами уличного движения.
- Он понял,
что его охватывает болезненное чувство
одиночества.
- Дело в том,
что раньше в добрых делах нашего отдела,
в его начинаниях участвовали все.