Концепт «свет» в современном дискурсе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.

Работа содержит 1 файл

Концепт «свет» в современном дискурсе.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Концепт «свет» в современном дискурсе  

Научный руководитель:

Федорова Наталья  Алексеевна, учитель русского языка  и литературы первой квалификационной категории  

Введение 

Язык – величайшее творение человеческого разума, многогранное, неповторимое, его единицы вступают в сложные смысловые отношения между собой, создавая единицы новые, более крупные – такова структура языка. Любая человеческая деятельность неизменно связана с мыслительными процессами, которые воплощаются в языковую форму через те или иные понятия. Содержание понятия, имеющего большое значение для культуры, называют концептом. Концепт – базовое понятие одного из перспективных направлений в лингвистике – когнитивного (изучающего процессы хранения и передачи знаний посредством языка). Именно сейчас, когда основным объектом научного познания является человек, настолько актуальны исследования в когнитивистике, позволяющие увидеть отражение мыслительных процессов в той или иной области. Одним из основных способов изучения когнитивной лингвистики является анализ концепта, дающий возможность на примере одного объекта проследить ход когнитивных процессов в языке.  

Сначала необходимо объяснить, почему был выбран именно этот концепт. Со словом «свет» связано  очень много крылатых выражений, фразеологических оборотов и т.п., оно представляет собой ценнейший элемент народной культуры. Этот концепт ни в одном исследовании не рассматривался специально, поэтому работа по его описанию будет представлять некоторый интерес. Сложность заключается в том, что существует два слова «свет», которые являются омонимами. Мы подробно остановились на том из них, работа с которым кажется нам более интересной (при необходимости сопоставления в дальнейшем омонимы будут обозначаться: (1) или (2)). В качестве объекта исследования будут выступать различные виды текстов. Целесообразно провести анализ в синхронии (на одном временном интервале), а не в диахронии (сопоставление различные временных периодов), поэтому можно назвать исследуемый текст дискурсом (текст, имеющий привязку к объективной реальности, «взятый в событийном аспекте» [7] ).

Цель нашей  работы – описание лексического представления  концепта «свет» в современном дискурсе.  

Можно выделить следующие задачи:   

1) изучить суть  проблемы теоретически, определить  терминологическую базу исследования;

2) описать особенности  представления выбранного концепта;

3) определить  принадлежность концепта «свет»  к той или иной группе концептов; 

4) выяснить, насколько  важное место занимает данный  концепт в современном русском  языке.  

Часть первая. Основные теоретические положения 

I. Антропоцентрический  подход в научных исследованиях 

В настоящее  время общепризнанной можно считать  идею антропоцентричности языка, т.к. во многих лингвистических исследованиях  в качестве естественной точки отсчета выступает человек. Законы развития языка не могут рассматриваться обособленно от человека, его деятельности, его мышления,  сознания и мировидения.

На рубеже тысячелетий, в век процветания информационного  общества, формирования новых тенденций  в науке, экономике, социальной сфере, складывается новая научная парадигма, требующая новых методик описания языковых процессов, новых подходов при анализе системных единиц языка, его категорий и правил.  

Научная парадигма  – модель постановки проблем и  совокупность возможных методов их решения (методология научного исследования).

Вопрос о парадигмах стал рассматриваться учеными после  выхода в 1962 году книги Т. Куна «Структура научных революций» (русский перевод  был сделан в 1977 году). Автор предлагает воспринимать парадигму как научное сообщество, которое руководствуется в своей деятельности той или иной совокупностью знаний и определенным подходом к объекту изучения.  

Выделяются три  научные парадигмы:

1. Сравнительно-историческая  – первая парадигма лингвистики, т.к. сравнительно-исторический метод был первым специализированным методом изучения языковых единиц. Этот подход к исследованию лингвистики господствовал на протяжении всего XIX века.

2. Системно-структурная  акцентирует внимание на слове,  его структуре и свойствах. Сейчас очень велико число последователей такого научного подхода, на основе этой парадигмы строятся традиционные справочные издания, учебники и академические грамматики. Фундаментальные исследования системно-структурной направленности еще долгое время будут являться ценнейшим источником сведений для лингвистов, работающих уже в иных парадигмах.

3. Антропологическая  парадигма – «переключение интересов  исследователя с объектов познания  на субъекта» [9], т.е. это анализ  не языка как обособленной семиотической системы, но его носителя как творца языка.  

Чтобы отразить сложнейшую структуру языка, Ю.С. Степанов представил его в виде нескольких образов, способных, дополняя друг друга, смоделировать целостную картину  понятия «язык». В его изложении, язык – это…

1) язык индивида;

2) член семьи  языков;

3) четкая структура; 

4) система; 

5) тип и характер;

6) своеобразный  компьютер для анализа данных;

7) пространство  мысли. [9]  

В конце XX века к  этим образам прибавился еще один: язык – продукт культуры, ее важная составляющая часть и условие существования.

С позиции антропоцентрической  парадигмы, человек познает мир  через осознание своего места  в нем. Этот образ языка можно  проследить путем анализа речи человека, используемых в ней оборотов, ее эмоциональной окраски.  

Антропоцентрическая парадигма выводит человека на первое место, а язык называет его важнейшим  свойством, условием существования. Человеческий интеллект немыслим вне языка. Создаваемые  человеком тексты отображают в себе динамику мысли и способы представления мыслительных процессов с помощью языковых средств. В рамках данной парадигмы формируются такие научные направления как когнитивная лингвистика и лингвокультурология. Актуальность исследований ментальной сферы деятельности человека через анализ текстов подтверждается существованием герменевтического подхода к описанию культуры. Суть этого подхода заключается в том, что культура рассматривается как совокупность текстов, представляющих собой вместилище информации, результат культурных достижений человечества.  

Именно в рамках данной парадигмы будут производиться  наши исследования, рассчитанные на получение  достаточно полной картины ментальных процессов, происходящих в языке, на основе анализа одного концепта.  

II. Языковая картина мира

Каждый язык имеет собственную языковую картину  мира, в соответствии с которой  носитель языка организует содержание высказывания. Именно так проявляется  специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке. 

Язык – важнейший  способ формирования знаний человека о мире. Отображая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует результаты познания в словах. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет то, что принято называть «языковой картиной мира». «Если мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и  человеке». [9]  

В рамках антропоцентрического научного подхода языковая картина  представлена в виде системы образов, заключающих в себе окружающую действительность.

Картина мира может  быть представлена с помощью пространственных, временных, количественных, этнических и других параметров. На ее формирование огромное влияние оказывают традиции, язык, природа, воспитание, образование  и многие социальные факторы.  

Языковая картина  мира не стоит в одном ряду со специализированными научными картинами, она предшествует им, формирует их, т.к. человек способен воспринимать и изучать мир только благодаря  языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт. Ю.Д. Апресян, глубоко занимавшийся изучением языковой картины мира, называл ее наивной картиной, подчеркивая ее донаучное происхождение. Своеобразие национального  опыта определяет особенности картины мира различных народов. В силу специфики языка, в свою очередь, формируется определенная языковая картина мира, через призму которой человек воспринимает мир. Концепты –  составляющие языковой картины мира, через анализ которых можно выявить некоторые особенности национального мировидения.  

III. Специфика  когнитивной лингвистики 

«Когнитивизм  – это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с  ними связаны» [8]. В рамках нового, антропоцентрического, подхода в научных изысканиях особое значение в развитии современной науки приобретает учение о познании, восприятии мира в процессе человеческой деятельности. Когнитивизм изучает также психические процессы, обслуживающие мыслительные акты, процессы переработки и каналы поступления информации, построение ментальных моделей мира, компьютерные программы, осуществляющие информационный обмен между человеком и машиной.

Все процессы, связанные  со знанием и информацией (т.е. интеллектуальные, ментальные, рассудочные) называются когнитивными.   

Человеческий  разум издавна изучают философия, логика, психология и другие научные  дисциплины. В философии существует особый раздел – гносеология,  –  занимающийся теорией познания, но, с точки зрения когнитивистики, многие вопросы звучат совершенно по-иному: исследуются не просто наблюдаемые действия, а их модели, внутренние представления (ментальные репрезентации).  Важно отметить интердисциплинарный характер когнитивистики, т.к. в нее включаются когнитивная психология, культурология, антропология, психолингвистика и т.п.  

Любая человеческая деятельность происходит при активном участии языка, образующего речемыслительную основу этой деятельности, формируя ее мотивы и установки, прогнозируя  результат. Когнитивные процессы всегда связаны с символами, при помощи которых строится та или иная структура представления знаний.  

Когнитивная лингвистика  возникла на базе когнитивизма в рамках современной антропоцентрической  парадигмы. В конце ХХ века появилась  необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности. В ходе предметно-познавательной деятельности информация поступает к человеку по разным каналам, но обязательно на той или иной стадии фиксируется в сознании с помощью языка, становясь объектом изучения когнитивной лингвистики. Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам.  

Когнитивная лингвистика  – одно из направлений лингвистики, исследующее механизмы извлечения, хранения и передачи знаний посредством языка. Помимо когнитивизма, одним из важнейших источников этой дисциплины является психология. Основу любого опыта, представление о котором становится частью когнитивных процессов, составляют процессы познавательные, особенности которых изучаются в естественном цикле наук. Когнитивные процессы индивидуальны, они тесно сопряжены с понятием языковой личности. Языковая личность – носитель языка, выступающий как объект социально-культурной жизни. Система ценностей, уровень освоения культуры, индивидуально-личностные особенности, заложенные в человеке, влияют на его восприятие языковой картины мира. Изучение направлений такого влияния, обоснованного характерными чертами носителя языка, вносящего какое-либо свои акценты в понимание тех или иных слов, производится, в большинстве своем, методами психологическими. Однако между этими науками существует немало разногласий, т.к. «когнитивный подход ориентирован на выяснение лингвистической реальности психологических гипотез… психолингвистика же… всегда занималась выяснением психологической реальности лингвистических гипотез…» [15]  

Базовым понятием когнитивной лингвистики является концепт – содержание понятия, своеобразная ячейка культурного сознания народа, говорящего на каком-либо языке. Совокупность концептов,  из которых складывается миропонимание носителя языка, называется концептосферой. Богатство языка определяется не только его лексикой и широкими грамматическими возможностями, но и богатством концептосферы, в которой формируется языковая личность нации. Константами культуры называются концепты, появившиеся в глубокой древности, прослеживающиеся до наших дней через взгляды философов, писателей и рядовых носителей языка.  

Информация о работе Концепт «свет» в современном дискурсе