Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:37, курсовая работа
Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Концепт «свет»
в современном дискурсе
Научный руководитель:
Федорова Наталья
Алексеевна, учитель русского языка
и литературы первой квалификационной
категории
Введение
Язык – величайшее
творение человеческого разума, многогранное,
неповторимое, его единицы вступают
в сложные смысловые отношения между собой,
создавая единицы новые, более крупные
– такова структура языка. Любая человеческая
деятельность неизменно связана с мыслительными
процессами, которые воплощаются в языковую
форму через те или иные понятия. Содержание
понятия, имеющего большое значение для
культуры, называют концептом. Концепт
– базовое понятие одного из перспективных
направлений в лингвистике – когнитивного
(изучающего процессы хранения и передачи
знаний посредством языка). Именно сейчас,
когда основным объектом научного познания
является человек, настолько актуальны
исследования в когнитивистике, позволяющие
увидеть отражение мыслительных процессов
в той или иной области. Одним из основных
способов изучения когнитивной лингвистики
является анализ концепта, дающий возможность
на примере одного объекта проследить
ход когнитивных процессов в языке.
Сначала необходимо объяснить, почему был выбран именно этот концепт. Со словом «свет» связано очень много крылатых выражений, фразеологических оборотов и т.п., оно представляет собой ценнейший элемент народной культуры. Этот концепт ни в одном исследовании не рассматривался специально, поэтому работа по его описанию будет представлять некоторый интерес. Сложность заключается в том, что существует два слова «свет», которые являются омонимами. Мы подробно остановились на том из них, работа с которым кажется нам более интересной (при необходимости сопоставления в дальнейшем омонимы будут обозначаться: (1) или (2)). В качестве объекта исследования будут выступать различные виды текстов. Целесообразно провести анализ в синхронии (на одном временном интервале), а не в диахронии (сопоставление различные временных периодов), поэтому можно назвать исследуемый текст дискурсом (текст, имеющий привязку к объективной реальности, «взятый в событийном аспекте» [7] ).
Цель нашей
работы – описание лексического представления
концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности
представления выбранного
3) определить
принадлежность концепта «свет»
4) выяснить, насколько
важное место занимает данный
концепт в современном русском
языке.
Часть первая. Основные теоретические положения
I. Антропоцентрический
подход в научных
В настоящее время общепризнанной можно считать идею антропоцентричности языка, т.к. во многих лингвистических исследованиях в качестве естественной точки отсчета выступает человек. Законы развития языка не могут рассматриваться обособленно от человека, его деятельности, его мышления, сознания и мировидения.
На рубеже тысячелетий,
в век процветания
Научная парадигма – модель постановки проблем и совокупность возможных методов их решения (методология научного исследования).
Вопрос о парадигмах
стал рассматриваться учеными после
выхода в 1962 году книги Т. Куна «Структура
научных революций» (русский перевод
был сделан в 1977 году). Автор предлагает
воспринимать парадигму как научное сообщество,
которое руководствуется в своей деятельности
той или иной совокупностью знаний и определенным
подходом к объекту изучения.
Выделяются три научные парадигмы:
1. Сравнительно-историческая
– первая парадигма
2. Системно-структурная
акцентирует внимание на слове,
3. Антропологическая
парадигма – «переключение
Чтобы отразить
сложнейшую структуру языка, Ю.С. Степанов
представил его в виде нескольких
образов, способных, дополняя друг друга,
смоделировать целостную
1) язык индивида;
2) член семьи языков;
3) четкая структура;
4) система;
5) тип и характер;
6) своеобразный компьютер для анализа данных;
7) пространство
мысли. [9]
В конце XX века к этим образам прибавился еще один: язык – продукт культуры, ее важная составляющая часть и условие существования.
С позиции антропоцентрической
парадигмы, человек познает мир
через осознание своего места
в нем. Этот образ языка можно
проследить путем анализа речи человека,
используемых в ней оборотов, ее
эмоциональной окраски.
Антропоцентрическая
парадигма выводит человека на первое
место, а язык называет его важнейшим
свойством, условием существования. Человеческий
интеллект немыслим вне языка. Создаваемые
человеком тексты отображают в себе
динамику мысли и способы представления
мыслительных процессов с помощью языковых
средств. В рамках данной парадигмы формируются
такие научные направления как когнитивная
лингвистика и лингвокультурология. Актуальность
исследований ментальной сферы деятельности
человека через анализ текстов подтверждается
существованием герменевтического подхода
к описанию культуры. Суть этого подхода
заключается в том, что культура рассматривается
как совокупность текстов, представляющих
собой вместилище информации, результат
культурных достижений человечества.
Именно в рамках
данной парадигмы будут производиться
наши исследования, рассчитанные на получение
достаточно полной картины ментальных
процессов, происходящих в языке, на
основе анализа одного концепта.
II. Языковая картина мира
Каждый язык имеет собственную языковую картину мира, в соответствии с которой носитель языка организует содержание высказывания. Именно так проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.
Язык – важнейший
способ формирования знаний человека
о мире. Отображая в процессе деятельности
объективный мир, человек фиксирует результаты
познания в словах. Совокупность этих
знаний, запечатленных в языковой форме,
и представляет то, что принято называть
«языковой картиной мира». «Если мир –
это человек и среда в их взаимодействии,
то картина мира – результат переработки
информации о среде и человеке». [9]
В рамках антропоцентрического научного подхода языковая картина представлена в виде системы образов, заключающих в себе окружающую действительность.
Картина мира может
быть представлена с помощью пространственных,
временных, количественных, этнических
и других параметров. На ее формирование
огромное влияние оказывают традиции,
язык, природа, воспитание, образование
и многие социальные факторы.
Языковая картина
мира не стоит в одном ряду со
специализированными научными картинами,
она предшествует им, формирует их,
т.к. человек способен воспринимать
и изучать мир только благодаря
языку, в котором закрепляется общественно-исторический
опыт. Ю.Д. Апресян, глубоко занимавшийся
изучением языковой картины мира, называл
ее наивной картиной, подчеркивая ее донаучное
происхождение. Своеобразие национального
опыта определяет особенности картины
мира различных народов. В силу специфики
языка, в свою очередь, формируется определенная
языковая картина мира, через призму которой
человек воспринимает мир. Концепты –
составляющие языковой картины мира, через
анализ которых можно выявить некоторые
особенности национального мировидения.
III. Специфика когнитивной лингвистики
«Когнитивизм – это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны» [8]. В рамках нового, антропоцентрического, подхода в научных изысканиях особое значение в развитии современной науки приобретает учение о познании, восприятии мира в процессе человеческой деятельности. Когнитивизм изучает также психические процессы, обслуживающие мыслительные акты, процессы переработки и каналы поступления информации, построение ментальных моделей мира, компьютерные программы, осуществляющие информационный обмен между человеком и машиной.
Все процессы, связанные
со знанием и информацией (т.е. интеллектуальные,
ментальные, рассудочные) называются когнитивными.
Человеческий
разум издавна изучают
Любая человеческая
деятельность происходит при активном
участии языка, образующего речемыслительную
основу этой деятельности, формируя ее
мотивы и установки, прогнозируя
результат. Когнитивные процессы всегда
связаны с символами, при помощи которых
строится та или иная структура представления
знаний.
Когнитивная лингвистика
возникла на базе когнитивизма в рамках
современной
Когнитивная лингвистика
– одно из направлений лингвистики,
исследующее механизмы
Базовым понятием
когнитивной лингвистики