Классицизм во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:30, доклад

Описание работы

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения.

Работа содержит 1 файл

2. классицизм во Франции.docx

— 13.47 Кб (Скачать)

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение  к античному искусству как  эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном  искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы - использование  форм и образцов античного искусства  для выражения современных общественно  эстетических взглядов, тяготение к  возвышенным темам и жанрам, к  логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма  проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения  в Италии в работах архитектора  и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.

Как последовательная система классицизм складывается в  первой половине 17 века во Франции. Его  характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов  личности интересам общества, торжество  разумной закономерности. В это время  широко используется темы, образы и  мотивы античного и ренессансного  искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности  и уравновешенности композиции. При  этом для классицизма свойственно  тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры  французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость  пропорций.

Классицизм формировался как антагонистическое направление  по отношению к пышному и виртуозному  искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным  искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре  Версаля, в творчестве живописца  Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

Во главе направления  становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода  искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов  композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и  разделение жанров на “высокие” и  “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов - академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.

Скульптура эпохи  классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Период позднего классицизма - ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью  и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Эстетика классицизма  ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и  гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в  античной художественной культуре. Для  них разум и античность — синонимы.

Рационалистический  характер эстетики классицизма проявился  в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации  античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Родиной классицизма  являлась Франция, которая была классической страной абсолютизма, при котором  неограниченная власть принадлежит  монарху, где он выступил «как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 10. С. 431).

Информация о работе Классицизм во Франции