Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:52, реферат
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм
Классици́зм (фр. classicisme,
от лат. classicus — образцовый) — художественный
стиль и эстетическое направление в европейском
искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма
лежат идеи рационализма, которые
формировались одновременно с таковыми
же идеями в философии Декарта.
Интерес для классицизма представляет
только вечное, неизменное — в каждом
явлении он стремится распознать только
существенные, типологические черты, отбрасывая
случайные индивидуальные признаки. Эстетика
классицизма придаёт огромное значение
общественно-воспитательной функции искусства.
Многие правила и каноны классицизм берет
из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Живопись
Никола Пуссен. «Танец
под музыку времени» (1636).
Интерес к искусству
античной Греции и Рима проявился
еще в эпоху Возрождения, которая
после столетий средневековья обратилась
к формам, мотивам и сюжетам
античности. Величайший теоретик Ренессанса,
Леон Батиста Альберти, еще в XV в.
выразил идеи, предвещавшие отдельные
принципы классицизма и в полной
мере проявившиеся во фреске Рафаэля
«Афинская школа» (1511).
Систематизация и
закрепление достижений великих
художников Возрождения, особенно флорентийских
во главе с Рафаэлем и его учеником
Джулио Романо, составили программу
болонской школы конца XVI века, наиболее
характерными представителями которой
были братья Карраччи. В своей влиятельной
Академии искусств болонцы проповедовали,
что путь к вершинам искусства лежит через
скрупулёзное изучение наследия Рафаэля
и Микеланджело, имитацию их мастерства
линии и композиции.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Жак-Луи Давид. «Клятва
Горациев» (1784).
Холодно-рассудочный
нормативизм Пуссена вызвал одобрение
версальского двора и был продолжен
придворными художниками вроде
Лебрена, которые видели в классицистической
живописи идеальный художественный язык
для восхваления абсолютистского государства
«короля-солнца». Хотя частные заказчики
предпочитали различные варианты барокко
и рококо, французская монархия поддерживала
классицизм на плаву за счёт финансирования
таких академических учреждений, как Школа
изящных искусств. Римская премия предоставляла
наиболее талантливым ученикам возможность
посетить Рим для непосредственного знакомства
с великими произведениями древности.
Открытие «подлинной»
античной живописи при раскопках
Помпей, обожествление античности немецким
искусствоведом Винкельманом и культ
Рафаэля, проповедуемый близким к нему
по взглядам художником Менгсом, во второй
половине XVIII века вдохнули в классицизм
новое дыхание (в западной литературе
этот этап называется неоклассицизмом).
Крупнейшим представителем «нового классицизма»
явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный
и драматичный художественный язык с равным
успехом служил пропаганде идеалов Французской
революции («Смерть Марата») и Первой империи
(«Посвящение императора Наполеона I»).
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение,
Скульптура
Антонио Канова. Амур
и Психея (1787—1793, Париж, Лувр)
Толчком к развитию
классицистической скульптуры в
середине XVIII века послужили сочинения
Винкельмана и археологические раскопки
древних городов, расширившие познания
современников об античном ваянии. На
грани барокко и классицизма колебались
во Франции такие скульпторы, как Пигаль
и Гудон. Своего наивысшего воплощения
в области пластики классицизм достиг
в героических и идиллических работах
Антонио Кановы, черпавшего вдохновение
преимущественно в статуях эпохи эллинизма
(Пракситель). В России к эстетике классицизма
тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский,
Борис Орловский, Иван Мартос.
Публичные памятники,
получившие в эпоху классицизма
широкое распространение, давали скульпторам
возможность идеализации
Бертель Торвальдсен.
«Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).
Частные заказчики
эпохи классицизма предпочитали
увековечивать свои имена в надгробных
памятниках. Популярности этой скульптурной
формы способствовало обустройство
публичных кладбищ в главных
городах Европы. В соответствии с
классицистическим идеалом
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Архитектура
Главной чертой архитектуры
классицизма было обращение к
формам античного зодчества как
к эталону гармонии, простоты, строгости,
логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра.
Эстетика классицизма
благоприятствовала масштабным градостроительным
проектам и приводила к упорядочиванию
городской застройки в
Классицизм,
художественный стиль в европейском
искусстве 17–начала 19 века, одной из
важнейших черт которого было обращение
к формам античного искусства, как
к идеальному эстетическому и
этическому эталону. Классицизм, развивавшийся
в острополемическом
определила
твердую нормативность
Справочные
и биографические данные "Галереи
живописи Планеты Small Bay" подготовлены
на основе материалов "Истории зарубежного
искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой),
"Художественной энциклопедии зарубежного
классического искусства", "Большой
Российской энциклопедии".
Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) (1799—1852), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».
Картина "Последний
день Помпеи" Брюллова (завершенная
в 1833 и хранящаяся в Русском музее)
производит сенсацию как в России
(где о ней восторженно пишут
А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие
писатели), так и за рубежом, где это произведение
живописца приветствуют как первый большой
международный успех русской живописной
школы. На родину в 1835 художник возвращается
уже как живой классик. Посетив по пути
Грецию и Турцию, Брюллов создает целый
ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья.
Обратившись по предложению императора
Николая I к русской истории, Брюллов пишет
"Осаду Пскова Стефаном Баторием"
(1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев,
однако же, добиться (несмотря на ряд ярких
живописных находок в эскизах) эпической
цельности своего итальянского шедевра.
По возвращении в Россию важную сферу
творчества Брюллова стали составлять
монументально-оформительские проекты,
где ему удалось органически сочетать
таланты декоратора и драматурга (эскизы
росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845;
этюды и наброски ангелов и святых для
Исаакиевского собора.
Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Хотя на
портрете Грёза философ Дени Дидро
представлен вдохновенным и эмоциональным,
действительной его характерной
чертой была вдумчивость и серьезность.
В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал
сентиментальные нравоучения
Обет верности Эроту
1767, Собрание
Уоллес, Лондон
Информация о работе Классицизм в живописи (отечесвенная лит-ра 17-18 века)