Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа
Содержание данной курсовой работы посвящено теме славянофильства в отечественной журналистике и печатным изданиям славянофилов. К выбору данной темы меня подтолкнуло усиление интереса к истории развития отечественной журналистики и российской социальной мысли в целом. Славянофильство следует рассматривать в контексте осмысления народом своего исторического прошлого. История содержит в себе множество решений неразрешимых казалось бы проблем настоящего.
Славянофильские
периодические издания
Первоначально славянофилы сотрудничали в журнале Погодина и Шевырева «Москвитянин» (1841-1845). В 1845 году они самостоятельно выпустили под редакцией И. Киреевского первые три номера этого журнала, а затем ограничивались только ролью сотрудников. Это обстоятельство мешало читателям выделить в своем сознании особую славянофильскую критику: она сливалась в некую единую «москвитянинскую». В 1846 и 1847 годах в целях обособления славянофилы издали несколько сборников статей «Синбирский сборник» (1844), «Московские сборники» (1846, 1847 и 1852).; начались цензурные гонения на славянофилов. В пред-реформенную эпоху славянофилы сумели добиться для себя некоторых свобод: с 1856 по 1860 год, с большими перерывами, они издавали под редакцией А. И. Кошелева журнал «Русская беседа» - основной свой орган.
После некоторого смягчения цензурного гнёта Славянофилы в конце 50-х гг. создают журнал «Русская беседа»
"Русская беседа" выходила в Москве с 1856 по 1860 г.. В журнале были отделы изящной словесности, науки, критики, обозрения, смесь, жизнеописания; печатались произведения С.Т.Аксакова, В.И.Даля, "Доходное место" А.Н.Островского, стихи А.С.Хомякова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, И.С.Аксакова.
"Русская беседа"
декларировала славянофильскую
доктрину, приспособленную к новым
условиям эпохи 60-х годов.
Издателями "Русской беседы" в 1858 г. было решено издавать "прибавление к "Беседе" -- "Сельское благоустройство", журнал, исключительно посвященный этой теме. Редактором "Сельского благоустройства" был А. И. Кошелев. На страницах приложения авторы рассуждали о крестьянской реформе. Выпускались в 60-е годы и другие славянофильские издания: газеты "Молва", "Парус" и "День". Надзор за газетами со стороны правительства был более строгим, чем за журналами, издания просуществовали недолго. К.С. Аксаков - автор и редактор этих славянофильских изданий.
"Молва"
выходила в Москве под
Более долговечной оказалась еженедельная газета И. С. Аксакова "День", выходившая в Москве с конца 1861 до 1865 г. До временного запрещения газеты в 1862 г. Аксаков подчеркивал свою идейную независимость, однако его попытка отмежеваться от идеологии и политики царизма ни к чему не привела. И. С. Аксаков в своей газете "День" призывал своих собратий просить царя разрешить дворянству торжественно, перед лицом всей России, совершить великий акт уничтожения себя, как сословия, и распространить дворянские привилегии на все население государства...
Другое издание славянофилов-журнал «Московский наблюдатель», его основателями стали И.Киреевский, А.Хомяков, Погодин и др. Редактировал издание экономист и статистик В.Андросов. Журнал издавался дважды в месяц, первая книжка его вышла в середине 1835 г. тиражом 600 экземпляров и быстро разошлась, так что потребовалась допечатка. Внешний вид «Московского наблюдателя» привлекал внимание читателей: четкий шрифт, яркая желтая обложка, цветные картинки мод.
Объявленный как «журнал энциклопедический», «Московский наблюдатель» имел соответствующие отделы: «Словесность русская и иностранная», «Наука», «Искусства», «Биографии», «Критика и библиография», «Промышленность», «Современная летопись».
Общественно-литературная позиция «Московского наблюдателя» излагалась в программной статье Шевырева «Словесность и торговля», которая открывала первый номер журнала. Противопоставление словесности и «литературной промышленности», выраженное в названии статьи, разрешалось Шевыревым однозначно: денежные отношения в литературе пагубны, купля-продажа литературного труда неприемлема. По его мнению, словесность превратилась в ломбард, журналы — в капиталистов.
Позиция Шевырева и «Московского наблюдателя» выражала неприятие капиталистических отношений в целом, противопоставление самобытной православной России западноевропейскому буржуазному прогрессу. Эта мысль прозвучала в стихотворении Е. Баратынского «Последний поэт», осуждавшем железный век с его промышленными заботами, в статье В. Андросова «Производимость и живые силы», стихотворении А. Хомякова «Мечта» и др.
Критическую линию в отношении «Библиотеки для чтения» вели выступления Андросова. Он напечатал также несколько статей по экономическим вопросам, пропагандировавших овцеводство, сахароварение
Значительное внимание «Московский наблюдатель» уделил истории славян. С идеями реформирования стиха и возвращения отечественной поэзии к силлабическому стихосложению времен Ломоносова выступил Шевырев
С историческими
статьями выступил М.Погодин, несколько
стихотворений опубликовал Н.
Несмотря на разнообразие тематики и широкий круг авторов, «Московский наблюдатель» не утвердился как энциклопедический журнал. Сказались ориентация издания на салонную литературу, идейные разногласия среди участников . Постепенно журнал приходил в упадок, терял читателей, пайщики требовали возвращения вложенных сумм и покидали его. В 1837 г. убыточный журнал взял в аренду книготорговец и типографщик Н. Степанов и принял на себя издательские обязанности. Неофициальным редактором «Московского наблюдателя» по его просьбе стал В.Г.Белинский.
Весной 1839 г. Белинский
оставил «Московский
Еще одно издание славянофильской направленности – «Московитянин», русский патриотический журнал, созданный при участии графа С.С. Уварова, выходил в Москве в 1841-56. Редактор-издатель М.П. Погодин, его ближайший помощник - С.П. Шевырев. Сотрудниками журнала были М.А. Дмитриев, И.И. Давыдов, Ф.Н. Глинка, А.С. Стурдза, П.И. Шаликов, К.К. Павлова, П.А. Вяземский, К.С. Аксаков, Н.М. Языков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.А. Фет, А.А. Григорьев, Н.В. Берг и др. В "е" появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и "слов" митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, "" призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России - это "древнее чувство религиозное, чувство ее государственного единства и сознание своей народности", которая понималась руководителями "а" как духовно-нравственное смиренномудрие народа, его единство с царем и Православной Церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева "Взгляд русского на современное образование Европы". В соответствии с общим направлением "а" находились и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, "" в статьях А.С. Стурдзы, И.И. Давыдова, М.А. Дмитриева развивал христианскую философию, которая ставила целью борьбу с безбожием, материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина раскрывали глубокую духовно-нравственную пропасть между Россией и Европой, подчеркивая тупиковый характер западной цивилизации
Славянофилы любили
выдавать себя за подлинных представителей
русской самобытности, народности.
Они собирали фольклор, как отголосок
идеализировавшегося ими
Киреевский - один
из основоположников Иван Васильевич
славянофильства. С 1828 по 1834 год он выступал
как прогрессивный мыслитель, искавший
широкую философскую основу для
русской критики. Он издавал журнал
«Европеец» (1832), который на втором номере
был закрыт правительством из-за статей
самого издателя «Девятнадцатый век»
и «Горе от ума» на Московской сцене».
В первой статье Киреевский утверждал,
что старые формы философии, гражданского
самосознания, общественного устройства
Западная Европа уже исчерпала, России
же предстоит развить свои, новые
формы, используя опыт Запада. В конце
статьи Киреевский риторически предлагал
самим читателям «сделать выводы»
относительно характера просвещения
в России. Этого было достаточно,
чтобы царь заподозрил Киреевского
в проповеди необходимости
Правительство
жестоко расправилось с автором
и издателем письма. П.Я. Чаадаева
объявили сумасшедшим и отдали под
полицейский надзор. Журнал "Телескоп"
закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин
был выслан из Москвы. Ему запретили
заниматься издательской и педагогической
деятельностью. Однако идеи, высказанные
П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный
резонанс и оказали значительное
влияние на дальнейшее развитие общественной
мысли.
Заключение
Славянофилы отнюдь не были
теми реакционерами, которыми
их часто изображают. Они были
скорее своеобразными
Свобода личности предполагает,
как независимость от
С позиций сконструированного ими идеала, славянофилы резко критиковали реальность, как европейскую, так и российскую. «На Западе, - писал К. Аксаков, — души убивают, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяется законом...» С другой стороны, А. Хомяков, критикуя российскую действительность, отмечал такие ее типичные черты, как «безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетения, бедность, неустройство, непросвещение и разврат»
Таким образом, когда славянофилы говорили об “особом пути России” они отнюдь не имели ввиду сохранение существующей в России социальной реальности. Они подразумевали следование определенным социальным и нравственным ценностям. Эти ценности славянофилы считали традиционными для России и противоположными ценностям западноевропейской культуры. Главную задачу они видели в том, чтобы лучшие ценности русской культуры реализовались в жизни полнее. Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.