Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа
История древнегреческой литературы — древнейшей европейской литературы, развивавшейся самостоятельно, не опираясь на опыт литературы других народов, — составляет важнейшую часть курса античной литературы, изучающего памятники художественного слова греко-римского рабовладельческого общества, просуществовавшего более полутора тысяч лет.
Мифология была первой формой общественного сознания у древних греков, объяснявших мир с религиозно-фантастической точки зрения. Другой особенностью этой формы освоения мира была склонность к олицетворению даже таких абстрактных понятии, как справедливость, право, единодушие и т. д.
Министерство образования Российской Федерации
Кубанский Государственный Университет
кафедра зарубежной литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Историзация мифа и социальные мотивы в повести Кристы Вольф «Кассандра»
Работу выполнил_______________
Курс _, гр.__, факультет РГФ, специальность 02.17.00 ОДО
Руководитель
работы___________конд.филол.
Краснодар 2003
История древнегреческой литературы — древнейшей европейской литературы, развивавшейся самостоятельно, не опираясь на опыт литературы других народов, — составляет важнейшую часть курса античной литературы, изучающего памятники художественного слова греко-римского рабовладельческого общества, просуществовавшего более полутора тысяч лет.
Мифология была первой формой общественного сознания у древних греков, объяснявших мир с религиозно-фантастической точки зрения. Другой особенностью этой формы освоения мира была склонность к олицетворению даже таких абстрактных понятии, как справедливость, право, единодушие и т. д.
Богатое воображение
народа населило и горы, и долины,
и море бесчисленными и причудливыми
сверхъестественными
Греческая мифология служила поистине неисчерпаемым источником для литературы и изобразительного искусства. Мифы в то же время «представляют собою полное развитие в поэтических, пленительных образах, глубочайшего философского содержания, в них заключается вся мудрость эллинская, которая навсегда остается мудростью человеческой...». Эти слова Белинского означают, что греки древней эпохи все достояния своей культуры, своего процесса познания природы и общества закрепляли в мифологической форме.
В соответствии с основными социальными этапами, которые прошло древнегреческое общество, процесс развития его литературы можно разделить на следующие периоды:
I. Архаический период, простирающийся от древнейших времен (приблизительно от Х в.) до VII в. до н. э. В этот период создаются произведения устного народного творчества. К концу его рождается эпос, увенчанный поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея».
II. Классический период — от VII в. до н. э. до III в. до н. э. Эпос постепенно уступает свое место новым литературным жанрам, в которых на первый план выступает личность творца.
Пышно расцветает лирика, а затем и драма; зарождается и к V в. достигает высокого уровня проза (исторические повествования, произведения ораторского искусства, философский диалог). Кульминационным пунктом литературного процесса оказываются аттическая драма, трагедия и комедия. Ведущим центром культуры в этот период (начиная с V в.) являются Афины.
III. Эллинистический период — охватывает время с III в. до н. э. до I в. до н. э. (включительно). Он характеризуется возникновением новых культурных центров — Александрия в Египте, Пергам в Малой Азии. Продолжается процесс создания новых, малых форм литературы. Эпос сменяется эпиллием («малым эпосом»), мифологическая драма — бытовой комедией и мимом (комической сценкой на бытовые темы). Важнейшая черта Литературы этого времени заключается в том, что именно в этот период начинается тщательное изучение и систематизация богатого наследия прошлого.
Использование традиционных сюжетов и образов мифологического происхождения — одна из определяющих тенденций современного литературного процесса.
Вызывает особый
интерес обращение в
Своеобразную трактовку получает один из наиболее стабильных, но находящийся на периферии Троянского цикла мифологический сюжет о Кассандре — непризнанной жрице погибшего народа.
Миф о страданиях греческой пророчицы переосмысливается писательницей в связи с размышлениями о прошлом и будущем немецкого народа.
Обращение писательницы ГДР к сюжету о Кассандре через тридцать пять лет после опубликования одноименной новеллы Г. Э. Носсака воспринимается символически. В свое время Г. Э. Носсак, пытаясь по-своему переосмыслить уроки войны, использовал для этого миф о беспомощности троянской пророчицы перед судьбой, интерпретируя его в духе философии экзистенциализма. К. Вольф обращается к древнему сюжету, стремясь напомнить человечеству о хрупкости жизни на земле и об ответственности каждого перед лицом истории. Ее повесть — предостережение.
Интерес К. Вольф к античному сюжету не случаен. Писательница тщательно изучала памятники микенской культуры. Повесть «Кассандра» включена автором в сборник, содержащий лекции, посвященные не только вопросам античной культуры, но и животрепещущим проблемам современности. В подобном контексте повесть является живой иллюстрацией, художественным итогом публицистических аргументов автора.
Повесть К. Вольф «Кассандра» является свободным пересказом мифа. Стараясь придать архаическому повествованию современное звучание, писательница сохраняет, однако, известные сюжетные узлы мифа.
Начнём с самого краткого изложения мифологии Троянской войны.
На побережье Геллеспонта (нынешний пролив Дарданеллы) в глубокой древности существовало царство, правителем которого был царь Трос, основавший столицу — Трою. Родоначальник династии троянских царей Дардан был сыном самого верховного бога - Зевса, поэтому все его потомки назывались дарданцами или дарданидами. Внук Троса царь Лаомедон пользовался особым покровительством богов, при нем Троя достигла особого величия. В сооружении ее крепостных стен принимал участие сам владыка морей, (брат Зевса) Посейдон. Внуком Лаомедона был царь Приам, при котором Троя, называвшаяся также Илионом, достигла высшего расцвета, стала центром небольшого, но могущественного царства и уже к старости Приама — центром Троянской войны.
Перед появлением на свет второго сына Приама мать младенца, царица Гекуба, увидела во сне гибнущую от пожара Трою, после чего родившийся вскоре мальчик Парис, он же Александр, был унесен в горы Иды и предоставлен собственной участи. Медведица вскормила малютку, а местные пастухи воспитали мальчика. Став взрослым, красавец Парис женился на нимфе Эноне и жил с ней долго и счастливо, продолжая пасти свой стада.
В это или близкое к нему время в мире богов, живших преимущественно на горе Олимп, разнеслась весть о необыкновенной прелести морской богини Фетиды (часто пишут Тетис), сближения с ней стали искать Зевс и Посейдон. Впрочем, они воздержались от решительных шагов, поскольку, по предсказанию, рожденный Фетидой сын станет могущественнее отца. Фетида по воле богов была выдана замуж за нелюбимого ею смертного — представителя царского рода Пелея. На их свадьбу были приглашены все боги, за исключением единственной нежеланной богини раздора Эриды. Эта богиня и подбросила в пиршественную залу яблоко с надписью «Прекраснейшей» — знаменитое «яблоко раздора». Никому не пришло в голову отдать это яблоко невесте, все богини оказались настоящими тщеславными женщинами, и между главными богинями Герой, Афиной и Афродитой возник спор: кто прекраснейшая? За решением спора все три богини отправились в Троаду к самому красивому мужчине — Парису. Каждая богиня обещала Парису свои дары, но он признал прекраснейшей Афродиту, обещавшую ему красивейшую в, мире женщину. Как богиня любви и красоты Афродита приняла яблоко как само собой разумеющееся, а равно обиженные Гера и Афина объединились в своем гневе и на Париса, и на его народ. Затем они стали делать все, чтобы отомстить троянцам за поражение на «конкурсе красоты».
Царевич Парис, уже давно признанный сын царя Приама, отыскал эту красивейшую женщину — Елену, жену спартанского царя Менелая из династии Атридов — потомков Атрея. По названию народа, к которому принадлежал Менелай, аргивян, прекрасная Елена вошла в мировую литературу как Елена Аргивская. Сама же она была, как и ее сестра Клитемнестра, дочерью Зевса. С помощью Афродиты и в отсутствие царя Менелая Парис добился согласия Елены и тайно увез ее в Трою, захватив немало сокровищ. Так Елена становится жертвой обольщения, она вызывает сочувствие, Парис же отныне и навеки выступает как женолюбец и обольститель, вызывая осуждение даже собственного старшего брата — Гектора.
Оскорбленный Менелай принимает меры. Но до войны еще далеко. Вместе со своим могущественным братом, царем Микен и мужем сестры Елены — Клитемнестры, Агамемноном Менелай объехал все главные города царства тогдашней Греции, уговаривая их владык общими силами отомстить Парису, вернуть Елену в Спарту и уж, конечно, разграбить и разрушить Трою. Уговоры и подготовка длились десять лет. Наконец, огромная армия ахейцев, называемых Гомером также аргивянами и данайцами, около 100 тысяч воинов, более чем на тысяче кораблей явилась под стены Трои.
Для творчества К. Вольф характерен выбор в качестве главного действующего лица женщины страдающей, сильной, преодолевающей себя, любящей. Повесть написана в форме монолога, исповеди главной героини. Авторский комментарий появляется лишь дважды — в первом абзаце повести и в последних ее строках — и фиксирует впечатление, производимое микенскими развалинами на современного человека. Все события подаются через восприятие Кассандры, что придает им субъективность, несмотря на мифологический сюжет. Основу повести составляет не столько повествование о внешних событиях в Трое периода войны с греками, сколько раскрытие душевных переживаний героини. Образ Кассандры (жрицы гибнущего народа) — образ - предостережение. Пророчица предсказывает гибель двух народов в бессмысленной войне. Цель автора — не просто вольный пересказ мифа, но актуализация его современного звучания. Именно поэтому мифологический сюжет осложнен новыми, по сравнению с мифом, образами, которые явно ассоциируются с историей Германии XX века.
В повести К. Вольф виновники гибели троянцев — сами троянцы. Кассандра фиксирует три ступени подготовки войны: в Трое их было принято называть ТРИ КОРАБЛЯ (выделено К. Вольф), посланные к грекам. Два первых несли только угрозы, третий привез необходимый обеим сторонам повод для войны — Елену Спартанскую. Но, увы, не было даже повода — Парис не привез Елену в Трою, он привез только призрак Елены. Саму же царицу отнял у него более удачливый царь Египта.
Трагедия Трои в повести К. Вольф не в том, что троянцы и греки не знали, что война идет за призрак, а в том, что все это знали, но всех устраивала видимость повода. Равнодушие, всеобщее отчуждение, эгоцентризм — в этом причины гибели Трои. Война длилась 10 лет, под стенами Трои погибало два народа, а во дворце царя Приама все также мирно протекала жизнь, многочисленное потомство Гекубы было занято только собой, даже Кассандра – пророчица — вспоминает о войне лишь иногда, предаваясь сомнениям и исканиям. «Я долго не замечала того, что рядом», — скажет она на краю гибели. И даже перед смертью Кассандра произносит свой монолог только для себя, мельком констатируя, какое впечатление она производит на греков-победителей, а в сущности — таких же побежденных.
Следует обратить внимание на композицию произведения. Повествование часто носит отрывочный, ассоциативный характер. Мысль может резко оборваться, а затем неожиданно возникнуть в контрастной по смыслу ситуации. Текст (как и фраза) имеет цикличное построение, развиваясь как бы по спирали. Так, Кассандра постоянно возвращается к одной и той же мысли: «Язык будущего для меня состоит только из одной фразы: меня убьют сегодня». Эта фраза варьируется на протяжении повествования, получая в зависимости от контекста дополнительные значения.
Кассандра Вольф оказывается в ситуации выбора и мысленно произносит монолог на пороге неизбежной, но выбранной ею самостоятельно гибели. «С этим рассказом я вступаю в смерть», — казалось бы, сейчас мы услышим последний крик души перед уходом в мир теней, но ничего подобного не происходит. Исповедь Кассандры не прощание с жизнью, а подробный и спокойный анализ пережитого. В ее повествовании вольно или невольно образуются два плана: внешнесобытийный и внутреннепсихологический. Сплетение этих планов и составляет основу повести: мифологический сюжет и психологический анализ внутреннего состояния героини.
Кассандра в мифе — жертва обстоятельств, жертва дара предвидения, страдающая и смиряющаяся. В повести К. Вольф миф о Кассандре получает иную трактовку. Судьба героини трагична — она живет среди не понимающих, в принципе, не желающих понять ее людей. Жизнь Кассандры — борьба за собственное утверждение. К. Вольф, в целом, следует за сюжетом мифа, но незаметно на глазах у читателя происходит демифологизация событий. В повести, основанной на мифах, отсутствует Олимп, отсутствуют боги. Более того, все события повести, даже на первый взгляд чудесные, писательница пытается объяснить реальным, а не чудесным образом, как бы с учетом особенностей причудливой мифологической формы мышления древнего человека. Даже божественный дар Кассандры находит свое, однако, не навязываемое читателю объяснение в повышенной экзальтированности юной героини. Именно этим и общим нравственным напряжением и ожиданием можно объяснить явление Аполлона. От девочки ждали этого видения, и она внушает его себе. Однако видение быстро меркнет и не появляется больше никогда. Более чудес мы в повести не встретим. Пророчества же Кассандры имеют гораздо более прочную основу — проницательность, ум, умение анализировать, осознаваемые ею и окружающими как дар свыше.
Информация о работе Историзация мифа и социальные мотивы в повести Кристы Вольф «Кассандра»