История жизни М.В.Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:50, доклад

Описание работы

Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье владельца рыбной артели.
Отец его был известным в Поморье человеком. В свое время он учился в
Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от
отца страсть к чтению. Л

Работа содержит 1 файл

Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье владельца рыбной артели.docx

— 16.58 Кб (Скачать)

Михаил Васильевич Ломоносов  родился в семье владельца  рыбной артели. 
Отец его был известным в Поморье человеком. В свое время он учился в 
Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от 
отца страсть к чтению. Ломоносов получил достаточное образование для тех 
мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в 
Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и 
греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую 
культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его 
отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для 
изучения горного дела, физики, химии, французского, итальянского и 
английского языка, в Марбургском и Фрайборгском университетах он овладел 
глубокими познаниями в этих областях. 
 
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию, а с 1745 года стал первым 
русским профессором (академиком) химии. С 1757 года он становится 
канцлером Академии наук. Хотя главные его открытия касались химии, 
физики и астрономии, Ломоносов серьезно занимался и русской поэзией. 
Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских 
ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского 
университета, носящего теперь его имя. 
 
С именем Михаила Васильевича Ломоносова связано становление новой 
русской литературы. Выдающийся ученый-энциклопедист, преобразователь 
русского стихосложения и русского литературного языка, пламенный борец 
за национальную самостоятельность русской науки и культуры, он явился 
воплощением духовной мощи русского народа. 
 
Огромной заслугой Ломоносова в развитии отечественной мысли является 
его деятельность, связанная с теоретическим и практическим 
реформированием российского стихосложения и с разработкой и созданием 
национальных норм русского литературного языка. 
 
Ломоносов завершает реформу русского стиха, начатую Тредиаковским. В 
«Письме о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносов 
теоретически обосновал силлабо-тонический принцип как общий и единый 
принцип российского стихотворства. Он узаконил трехсложные размеры 
наряду с ямбом и хореем; ввел не только женские, но и мужские рифмы и 
даже «тригласные», то есть дактилические; распространил новый принцип на 
стих любой длины. Все эти нововведения благотворно сказались 
впоследствии на развитии русской поэзии. 
 
Создал Ломоносов руководство по теории литературы - «Риторику»(1748) и 
«Российскую грамматику»(1757) – первое научное описание русского языка. 
 
В 1757 году Ломоносов пишет «Предисловие о пользе книг церковных в 
российском языке», в котором разрабатываются проблемы стиля, 
поэтического слога, устанавливается природа «речений» в современном 
живом русском языке и излагается знаменитая теория «трех штилей». К 
высокому стилю Ломоносов предлагает относить слова, используемые в 
церковно-славянском языке и общеупотребительные. Посредственный, или 
средний стиль образуется из слов церковнославянских, малоупотребительных 
в разговорной речи, но всем грамотным людям понятных. К низкому стилю 
следует относить слова, отсутствующие в церковных книгах, то есть слова 
живой, разговорной речи. 
 
Языковая реформа Ломоносова имела огромное значение. Она узаконила 
использование разговорного языка и была положена в основу разработанной 
учеными иерархии литературных жанров. В разряд жанров высокого стиля у 
Ломоносова попадают героические поэмы, оды, прозаические речи «о важных 
материях»; в разряд жанров среднего стиля – театральные произведения, в 
которых требуется «обыкновенное человеческое слово», стихотворные 
дружеские письма, сатира, прозаические описания «дел достопамятных и 
учений благородных»; в разряд жанров низкого стиля входят комедии, 
письма, эпиграммы, песни, описания «обыкновенных дел». 
 
Теория «трех штилей» сыграла важную роль в развитии классицизма. 
 
Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской нации на определенном очень 
важном этапе ее развития, главной темой его творчества является тема 
родины, ведущей идеей – идея утверждения величия русского народа и 
могущества России. 
 
Программным произведением, определившим взгляды Ломоносова на задачи 
поэзии, является «Разговор с Анакреонтом», написанный в 1750-е годы. В 
стихотворении представлены две противоположные поэтические позиции. Одну 
из них представляет Анакреон, древнегреческий поэт, считающий, что целью 
поэзии должно быть воспевание радостей бытия: любви, дружбы, вина.  
Другую позицию занимает русский поэт-классицист, главной задачей 
которого становится прославление величия и красоты «возлюбленной матери» 
- Родины. Таким образом, Ломоносов выступает как убежденный сторонник 
идейности и гражданственности в искусстве. 
 
В течение своей творческой жизни Ломоносов создал произведения разных 
жанров: писал он эпиграммы, послания, надписи, басни, идиллии, обращался 
к сатире, попробовал свои силы в «легкой поэзии», написал две трагедии, 
но излюбленным его жанром была ода. Содержание од определяется 
общественно-политическими взглядами автора, тематика их – 
героико-патриотическая» Ломоносов воспевает величие родины и народа, 
ратует за развитие просвещения и науки, призывает к развитию 
промышленности, ремесел и торговли, и убеждает в необходимости освоения 
природных ресурсов родины, славит победы русского народа на полях 
сражений и т.д. 
 
Особенности содержания од Ломоносова обуславливается и их 
пропагандисткой направленностью. Поэт, стоящий на позициях просвещенного 
абсолютизма, был убежден в том, что только просвещенный монарх может 
осуществить программу великих преобразований, предначертанную им в своих 
произведениях. Поэтому очень важное место в творчестве Ломоносова 
занимает тема государственных деятелей России. В уста этих «мудрых» 
правителей, выражающих общенациональные интересы, вкладывает поэт свои 
сокровенные мысли о будущности России. 
 
Наиболее полно идеал «просвещенного монарха» воплотился в образе Петра 
I («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747» и 
другие). Поэт считал, что деятельность Петра должна служить примером для 
подражания, и призывал его преемников следовать по проложенным им путям. 
 
Свои оды Ломоносов строит как произведения ораторского искусства. Для 
стиля оды характерно обилие метафор, гипербол, аллегорий, восклицаний, 
неожиданных сравнений и т.д. Автор использует в тексте своих 
произведений славянские мифологические образы. Все это придает одам 
Ломоносова торжественно-монументальный и одновременно глубоко лирический 
характер. 
 
Особое место в творчестве поэта занимает научно-философская лирика 
(«Письмо о пользе стекла» и др.), являющаяся образцом «научной поэзии». 
 
Ломоносов коренным образом изменил облик русской литературы и 
определил дальнейшие тенденции ее развития. Важнейшей заслугой 
Ломоносова является освоение им европейских традиций в сочетании с 
активным использованием культурного опыта.


Информация о работе История жизни М.В.Ломоносова