Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:50, доклад
Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье владельца рыбной артели.
Отец его был известным в Поморье человеком. В свое время он учился в
Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от
отца страсть к чтению. Л
Михаил Васильевич Ломоносов
родился в семье владельца
рыбной артели.
Отец его был известным в Поморье человеком.
В свое время он учился в
Москве на священника, в доме у них была
библиотека, и сын унаследовал от
отца страсть к чтению. Ломоносов получил
достаточное образование для тех
мест, а в 1730 году отправился в Москву и
поступил в
Славяно-греко-латинскую академию. Основательно
овладев латинским и
греческим языками, Ломоносов открыл для
себя античную и европейскую
культуру. Он настолько успешно учился
в академии, что в 1735 году его
отправили в Петербургский университет,
а в 1737 году в Германию для
изучения горного дела, физики, химии,
французского, итальянского и
английского языка, в Марбургском и Фрайборгском
университетах он овладел
глубокими познаниями в этих областях.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию,
а с 1745 года стал первым
русским профессором (академиком) химии.
С 1757 года он становится
канцлером Академии наук. Хотя главные
его открытия касались химии,
физики и астрономии, Ломоносов серьезно
занимался и русской поэзией.
Чтобы способствовать развитию отечественной
науки, появлению русских
ученых, Ломоносов добился создания первого
в стране Московского
университета, носящего теперь его имя.
С именем Михаила Васильевича Ломоносова
связано становление новой
русской литературы. Выдающийся ученый-энциклопедист,
преобразователь
русского стихосложения и русского литературного
языка, пламенный борец
за национальную самостоятельность русской
науки и культуры, он явился
воплощением духовной мощи русского народа.
Огромной заслугой Ломоносова в развитии
отечественной мысли является
его деятельность, связанная с теоретическим
и практическим
реформированием российского стихосложения
и с разработкой и созданием
национальных норм русского литературного
языка.
Ломоносов завершает реформу русского
стиха, начатую Тредиаковским. В
«Письме о правилах российского стихотворства»
(1739) Ломоносов
теоретически обосновал силлабо-тонический
принцип как общий и единый
принцип российского стихотворства. Он
узаконил трехсложные размеры
наряду с ямбом и хореем; ввел не только
женские, но и мужские рифмы и
даже «тригласные», то есть дактилические;
распространил новый принцип на
стих любой длины. Все эти нововведения
благотворно сказались
впоследствии на развитии русской поэзии.
Создал Ломоносов руководство по теории
литературы - «Риторику»(1748) и
«Российскую грамматику»(1757) – первое
научное описание русского языка.
В 1757 году Ломоносов пишет «Предисловие
о пользе книг церковных в
российском языке», в котором разрабатываются
проблемы стиля,
поэтического слога, устанавливается
природа «речений» в современном
живом русском языке и излагается знаменитая
теория «трех штилей». К
высокому стилю Ломоносов предлагает
относить слова, используемые в
церковно-славянском языке и общеупотребительные.
Посредственный, или
средний стиль образуется из слов церковнославянских,
малоупотребительных
в разговорной речи, но всем грамотным
людям понятных. К низкому стилю
следует относить слова, отсутствующие
в церковных книгах, то есть слова
живой, разговорной речи.
Языковая реформа Ломоносова имела огромное
значение. Она узаконила
использование разговорного языка и была
положена в основу разработанной
учеными иерархии литературных жанров.
В разряд жанров высокого стиля у
Ломоносова попадают героические поэмы,
оды, прозаические речи «о важных
материях»; в разряд жанров среднего стиля
– театральные произведения, в
которых требуется «обыкновенное человеческое
слово», стихотворные
дружеские письма, сатира, прозаические
описания «дел достопамятных и
учений благородных»; в разряд жанров
низкого стиля входят комедии,
письма, эпиграммы, песни, описания «обыкновенных
дел».
Теория «трех штилей» сыграла важную роль
в развитии классицизма.
Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской
нации на определенном очень
важном этапе ее развития, главной темой
его творчества является тема
родины, ведущей идеей – идея утверждения
величия русского народа и
могущества России.
Программным произведением, определившим
взгляды Ломоносова на задачи
поэзии, является «Разговор с Анакреонтом»,
написанный в 1750-е годы. В
стихотворении представлены две противоположные
поэтические позиции. Одну
из них представляет Анакреон, древнегреческий
поэт, считающий, что целью
поэзии должно быть воспевание радостей
бытия: любви, дружбы, вина.
Другую позицию занимает русский поэт-классицист,
главной задачей
которого становится прославление величия
и красоты «возлюбленной матери»
- Родины. Таким образом, Ломоносов выступает
как убежденный сторонник
идейности и гражданственности в искусстве.
В течение своей творческой жизни Ломоносов
создал произведения разных
жанров: писал он эпиграммы, послания,
надписи, басни, идиллии, обращался
к сатире, попробовал свои силы в «легкой
поэзии», написал две трагедии,
но излюбленным его жанром была ода. Содержание
од определяется
общественно-политическими взглядами
автора, тематика их –
героико-патриотическая» Ломоносов воспевает
величие родины и народа,
ратует за развитие просвещения и науки,
призывает к развитию
промышленности, ремесел и торговли, и
убеждает в необходимости освоения
природных ресурсов родины, славит победы
русского народа на полях
сражений и т.д.
Особенности содержания од Ломоносова
обуславливается и их
пропагандисткой направленностью. Поэт,
стоящий на позициях просвещенного
абсолютизма, был убежден в том, что только
просвещенный монарх может
осуществить программу великих преобразований,
предначертанную им в своих
произведениях. Поэтому очень важное место
в творчестве Ломоносова
занимает тема государственных деятелей
России. В уста этих «мудрых»
правителей, выражающих общенациональные
интересы, вкладывает поэт свои
сокровенные мысли о будущности России.
Наиболее полно идеал «просвещенного
монарха» воплотился в образе Петра
I («Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны, 1747» и
другие). Поэт считал, что деятельность
Петра должна служить примером для
подражания, и призывал его преемников
следовать по проложенным им путям.
Свои оды Ломоносов строит как произведения
ораторского искусства. Для
стиля оды характерно обилие метафор,
гипербол, аллегорий, восклицаний,
неожиданных сравнений и т.д. Автор использует
в тексте своих
произведений славянские мифологические
образы. Все это придает одам
Ломоносова торжественно-монументальный
и одновременно глубоко лирический
характер.
Особое место в творчестве поэта занимает
научно-философская лирика
(«Письмо о пользе стекла» и др.), являющаяся
образцом «научной поэзии».
Ломоносов коренным образом изменил облик
русской литературы и
определил дальнейшие тенденции ее развития.
Важнейшей заслугой
Ломоносова является освоение им европейских
традиций в сочетании с
активным использованием культурного
опыта.