Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:15, реферат
В первоначальном замысле роман должен был называться «Декабристы», его действие разворачивалось в 1856 году как раз незадолго до отмены крепостничества. Главный герой - участник восстания на Сенатской площади в 1825 году, который в данный момент возвращается из 30-летней ссылки в Сибири. Но вскоре Толстой решил изобразить юность своего героя в свете событий Отечественной войны 1812 года, в которой декабрист принимал непосредственное участие. В итоге действие романа начинается 1805 годом, без которого описание событий 1812 года было бы неполным. Таким образом, роман «Война и мир» должен был охватить полувековую историю России. Однако в процессе создания произведения автор все, же ограничился периодом 1805-1820 гг., но это ничуть не умалило грандиозности произведения.
История создания романа «Война и мир»
В первоначальном замысле роман должен был называться «Декабристы», его действие разворачивалось в 1856 году как раз незадолго до отмены крепостничества. Главный герой - участник восстания на Сенатской площади в 1825 году, который в данный момент возвращается из 30-летней ссылки в Сибири. Но вскоре Толстой решил изобразить юность своего героя в свете событий Отечественной войны 1812 года, в которой декабрист принимал непосредственное участие. В итоге действие романа начинается 1805 годом, без которого описание событий 1812 года было бы неполным. Таким образом, роман «Война и мир» должен был охватить полувековую историю России. Однако в процессе создания произведения автор все, же ограничился периодом 1805-1820 гг., но это ничуть не умалило грандиозности произведения.
Историческая основа романа
В романе описываются три этапа войны России с Францией. В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории. Во втором - 1806-1807 гг., когда российские войска находились в Пруссии; третий и четвертый тома посвящены Отечественной войне 1812 г. в России. В эпилоге действие происходит в 1820 г.
Андрей Болконский
В произведении «Война и мир», романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого - тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал «декабристский элемент» в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов стало одной из задач «Войны и мира». Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути - «дороге чести» - одного из своих любимых героев - Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», - говорит он Пьеру. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский - патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
На Аустерлицком поле он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких - это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев «крещеной собственности», являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его «наш князь», любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека - служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей - человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский - любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал». Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Почему Андрей отправляется на войну
«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь -- не по мне!»
Так ответил князь Андрей на вопрос, зачем он идет на войну. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество -- вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».
Кто кумир Болконского
Наполеон был кумиром Андрея, как и многих молодых людей того времени. Болконский никак не мог рассчитывать на встречу со своим кумиром, в любом другом случае подобная встреча была бы для него счастьем. Но только не теперь. Так неожиданно для себя открыв существование вечного высокого неба, еще не поняв, но уже ощутив перемену в себе, Андрей в этот момент не изменяя тому новому, открывшемуся ему. Он не повернул головы, не взглянул в сторону Наполеона; он хотя и слышал всё произносимое Наполеоном и его свитой, и даже понимал происходящее, но «он слышал эти слова, как бы он слушал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, а тотчас же забывал их». Резко изменилось и его отношение к императору Наполеону: «в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким , ничтожным человеком в сравнение с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Что думает Андрей о возможной смерти, о смысле жизни
Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа "Война и мир". На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.
Почему Андрей разочаровывается в Сперанском
Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвел на Андреянеизгладимое впечатление своим умом, он казался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход.
Как встреча с Наташей повлияла на Андрея
Но как только Болконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напоминала ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве все это может сделать меня счастливее и лучше?» Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда, он кажется ей сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, веселая девушка. Они как два плюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь Андрей отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять ее. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстает тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе. Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нем патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Но судьба складывается так, что князя Андрея ранят, и он произносит: « Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Но когда Андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему недолго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть.
Государственная служба
И на военной, и на государственной службе Болконский ведет себя как человек, обладающий независимым характером, смело высказывает свои суждения. Эти черты характера становятся особенно рельефными потому, что образ князя Андрея постоянно сопоставляется в романе с образом Пьера Безухова.
Пьер Безухов, поиски смысла жизни
Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой --L вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера. Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла. В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".
Каким предстает перед лицом светского общества Пьер
Своего героя автор
нарисовал как милого, добродушного увольня,
неуклюжего и неловкого с робкой, но естественной
манерой держаться. В доброй, открытой
улыбке, озаряющей лицо Пьера, светится
его красота и чистота внутреннего мира,
подкупающее превосходство естественных,
здоровых и добрых начал его натуры. С
приездом в Петербург из-за границы Пьер
сразу же оказался вовлечённым в светскую
жизнь "золотой молодёжи". Но очень
скоро эта среда становится для Пьера
лишним бременем. От этой жизни и от грубейшей
ошибки, которую Пьер совершил, женившись
на Элен, в душе Пьера появляется ощущение
бессмысленности.В отличие от всех окружающих
Пьер задумывается над известными вопросами:
для чего дана человеку жизнь, в чём её
истинный смысл и назначение, как нужно
жить, как нужно жить, чтобы остаться честным
с самим собой. У Пьера тяготение к народу
принимает своеобразный характер. Путь
к народу представляется ему в отвлечённом,
нравственном плане. Путь этот был нелёгким.
Чтобы прийти к истине, надо было сначала
освободиться от ложного пути. Жизненный
путь Пьера - это путь разрыва с миром "светской
черни" и постепенного сближения с простым
народом, в среде которого ему откроется
свет истины и добра, его цель нравственных
и духовных устранений. Это трудный путь
исканй, путь тяжёлых лишений, идуших через
войну, плен, моральные и физические страдания.