Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:41, доклад
Замысел романа возник у Достоевского еще во время ссылки – в 1859 г. Это должен был быть роман-исповедь. Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова. Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в убийстве двух старух – кухарки и прачки. Это преступление произошло в Москве в 1865 году. Чистов убил старух, чтобы ограбить. Трупы были найдены в разных комнатах. Сундуки открыты, вещи разбросаны. Криминальные хроники писали, что убил их Чистов топором.
История создания романа «Преступление и наказание».
Замысел романа возник у Достоевского еще во время ссылки – в 1859 г. Это должен был быть роман-исповедь. Но роман не был начат. За шесть лет Достоевский написал роман «Униженные и оскорблённые», «Записки из Мёртвого дома», «Записки из подполья». Основные темы этих произведений – тема бедных людей, тема бунта, тема героя-индивидуалиста. Эти темы синтезировались в «Преступлении и наказании». 8 июня 1865 года Достоевский пишет издателю А. Краевскому. Он просит денег и предлагает свой новый роман для журнала «Отечественные записки»: «Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве». Краевский ответил Достоевскому отказом. Но писатель очень нуждался в деньгах. 2 июля 1865 года он заключает кабальный («драконовский») договор с издателем Ф. Стелловским. За те же 3 тысячи рублей, который Краевский отказался выплатить за один роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трёх томах, да ещё обязался написать новый роман к 1 ноября 1866 года. Получив деньги, Достоевский уезжает за границу. За 5 дней в Висбадене он проиграл в рулетку все деньги, и даже карманные часы. В гостинице его лишают обедов и подают только чай. И так, в маленькой комнате, без денег, без еды и без света (ему не давали свечей), «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», Достоевский начал писать роман «Преступление и наказание». Он отказался от замысла «Пьяненьких» и теперь хочет написать повесть с криминальным сюжетом – «психологический отчёт одного преступления». Замысел её таков: бедный студент решает убить старушку-процентщицу, глупую, жадную, противную, о которой никто не пожалеет. А студент смог бы закончить образование, дать денег матери и сестре. Потом он уехал бы за границу, стал честным человеком и «загладил преступление». Обычно такие преступления, считает Достоевский, совершают неумело, а потому остается много улик, и преступников быстро разоблачают. Но по его замыслу, «совершенно случайным образом» преступление удаётся и почти месяц убийца проводит на свободе. Но «тут-то, – пишет Достоевский, – и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце… и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести». Достоевский писал в письмах и о том, что очень много преступлений в последнее время совершают именно развитые, образованные молодые люди. Об этом пишут газеты. Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова. Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в убийстве двух старух – кухарки и прачки. Это преступление произошло в Москве в 1865 году. Чистов убил старух, чтобы ограбить. Трупы были найдены в разных комнатах. Сундуки открыты, вещи разбросаны. Криминальные хроники писали, что убил их Чистов топором. Знал Достоевский и о других подобных преступлениях. Достоевский пишет в Висбадене, потом в Петербурге. В одном из писем он
признавался, что в конце ноября 1865 года уже было много написано и много готово, но писатель всё сжег и начал заново. Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала «Русский вестник» за 1866 год, но работа над романом продолжалась весь 1866 год. Летом писатель вспоминает о договоре со Стелловским. Если Достоевский не выполняет договор, то Стелловский издает все его будущие произведения – те, которые будут написаны в течение 9 лет, – даром. И тогда Достоевский совершает невозможное: составляет план романа «Игрок» и при помощи стенографистки пишет, вернее, диктует его за 21 день. Затем продолжает работу над «Преступлением и наказанием». Замысел расширяется. В роман-исповедь входит тема «Пьяненьких», и Достоевский изменяет лицо, от которого ведется повествование: уже не сам преступник рассказывает о себе, а автор, третье лицо. Таким образом можно глубже проникнуть в душу преступника
К ВОПРОСУ О РЕАЛЬНЫХ ПРОТОТИПАХ НЕКОТОРЫХ ГЕРОЕВ РОМАНОВ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" И "БЕСЫ"
Вопрос о реальных прототипах отдельных героев романов Достоевского вызывает закономерный интерес исследователей. В первой части статьи мы попытаемся доказать: М. Е. Салтыков-Щедрин послужил основным реальным прототипом Лебезятникова в романе Достоевского "Преступление и наказание" (1866).
В комментариях к "Преступлению и наказанию" в Полном собрании сочинений Достоевского, к сожалению, был обойден вниманием вопрос о реальных прототипах одного из героев романа - глуповатого "молодого прогрессиста" Андрея Семеновича Лебезятникова. Позже, в 2007 г. Б. Н. Тихомиров в содержательных комментариях к тексту романа указал, что "по правдоподобному предположению Г. М. Фридлендера одним из прототипов Лебезятникова мог быть литературный критик и публицист П. А. Бибиков, в 1861 - 1863 гг. сотрудник журнала "Время"".2
По нашему мнению, основным реальным прототипом Лебезятникова послужил М. Е. Салтыков-Щедрин. Прежде всего отметим, что Достоевский придал Лебезятникову портретное сходство с великим сатириком: "Этот Андрей Семенович был (...) с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза" (6, 279). "Подслеповатые глазки" Лебезятникова писатель упоминает еще трижды (6, 305 - 306, 310).
Мемуаристы часто пишут о выпуклых близоруких глазах сатирика. Так, Л. Н. Спасская отмечает, что у него были "очень выпуклые серые глаза, чрезвычайно близорукие".3 В. П. Буренин, указав, что у Салтыкова-Щедрина "довольно большие, выпуклые, с холодным и суровым взглядом" глаза, - подчеркивает и такую характерную деталь его внешнего облика в 1860-х гг., как бакенбарды.
Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание"
“Преступление
И наказание” - социальный, психологический
и философский роман, написанный
Достоевским в 1866 году.Это смутное время
и наложило отпечаток “духа неволи”,упомянутый
еще Пушкиным, на Петербург.Таким образом,
самый красивый и благородный город России
выступает наравне с гоголевским и некрасовским
образами.
Тема “маленького человека” снова звучит
с небывалой силой.Но Достоевский идет
в своих размышлениях еще дальше. Он с
философской точки зрения не только углубляется
в душу и разум подобного героя,но и пытается
найти причину всего этого. Но именно Петербург,город,который
автор любил своеобразной горькой и мучительной
любовью, стал ответом на все вопросы.
Впервые мы встречаемся с полным Петербургом
на улицах беднейших кварталов,на одной
из которых "посчастливилось" жить
Раскольникову.Городской пейзаж безотраден
и сумрачен.“Духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и та особенная летняя
вонь, столь известная каждому петербуржцу”
сдавливают еще не убитую,но уже угасающую
человеческую душу Родиона Романовича
железным кольцом безысходности... Но он
привык к этой убогой жизни, стал неотъемлемой
частью ее.На мосту, с которого открывается
величественная невская панорама, Раскольников
чуть не попал под богатую коляску, и кучер
хлестнул его кнутом на потеху прохожим...
Оттого-то ему больше по сердцу нищий район
Сенной,населенном людьми на грани бедности
и просто нищими, пьяницами и проститутками.Лишь
раз перед Раскольниковым возникает царственная
панорама Петербурга. И что же? Она ему
чужда, это не его город.“Необъяснимым
холодом веяло на него всегда от этой великолепной
панорамы; духом немым и глухим полна была
для него эта пышная картина...”
Покидая шумные, нелепые улицы, писатель
ведет нас в дома, где живут его герои.Мы
входим в “грязные и вонючие” дворы, поднимаемся
по темным,облитыми помоями лестницам,заглядываем
в крошечные убогие "квартиры".Жутко
становится оттого, что герои живут то
в “гробу”, как Раскольников, то в уродливом
“сарае”, как Соня, то в “прохладном углу”,
где обитает Мармеладов. Свою последнюю
ночь перед самоубийством Свидригайлов
проводит хоть и в отдельном номере, но
“душном и тесном”.Но все они ощущают
не только пространственное стеснение.Самое
страшное - эти безобразные помещения
являются причиной психического разлада
с самим собой.Понятно, почему в таком
пространстве вынашиваются смелые и дерзкие
идеи Раскольникова,проявляется в полной
мере сущность Мармеладова,преступает
все нравственные каноны Соня,медленно
умирает Катерина Ивановна.
Характерной чертой для окружающего пространства,
по которой мы узнаем обстановку и людей,
затронутых болезнью, является раздражающий,
навязчивый, нездоровый желтый цвет.Это
цвет и обоев, и мебели в комнатке процентщицы,
и одновременно определяющий цвет столицы,
так как именно в желтый красили все казенные
учреждения.Желто от постоянного пьянства
лицо Мармеладова, желтая “похожая на
шкаф или на сундук” каморка Раскольникова,женщина
- самоубийца с желтым испитым лицом,перстень
с желтым камнем на руке Лужина.Этот тягостный,
болезненный столичный пейзаж становится
фоном, конкретной бытовой средой, в которой
разворачивается действие романа, придает
ему особо напряженный и мрачный колорит.
Почти в каждом романе Ф. М. Достоевского
присутствуют дети. Но в Петербурге нет
места счастливому детству: “Там нельзя
детьми оставаться. Там семилетний развратен
и вор”. А Миколка признается, что в этом
городе можно найти все, кроме отца и матери.Автор
подчеркивает этим,что город потерял все,ради
чего можно существовать.
Эти детали отражают напряженную, безысходную
атмосферу существования главных действующих
лиц произведения, являются предвестниками
недобрых событий.Через весь роман проходят
жуткие сцены, раскрывающие повседневную
трагическую жизнь горожан. Петербург-это
город, в котором невозможно быть здоровым,
бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он
— соучастник преступлений, соучастник
безумных идей и теорий. Он — свидетель
кошмарных снов и человеческих несчастий.В
Петербурге Достоевского жизнь приобретает
фантастически уродливые очертания и
реальное кажется нередко кошмарным видением,
а бред и сон - реальностью.Атмосфера этого
Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского
“Преступление и наказание” глубоко
символичен. Он является, с одной стороны,
социальным фоном, на котором разворачиваются
события произведения, с другой — сам
выступает действующим лицом, соучастником
страшного преступления Раскольникова,
а также и его раскаяния, возвращения в
мир людей.В этом фантастическом образе
города, враждебного человеку и природе,
воплощен протест писателя-гуманиста
против господствующего зла, против ненормально
устроенного современного ему общества.его.Автор
пытается понять жизнь столичного “дна”,
мир “униженных и оскорбленных”, мир
“бедных людей”.
“Человек
есть тайна”, - писал Ф. М. Достоевский,
и именно эту тайну героя он
раскрывает в своем психологическом
романе “Преступление и наказание”.
Рассуждая на заданную тему, хотелось
бы сказать о той связи, которая существовала
между автором и его будущим героем еще
до создания романа. Дело в том, что Достоевский
принадлежит к тем писателям, биография
которых тесно переплетена с творчеством.
Вот почему ему удавалось так глубоко
проникать в загадку человека. Разгадывая
ее, писатель раскрывает тайну собственной
личности, и, наоборот, свою судьбу проецирует
он на судьбы своих героев.
Достоевского не поняли при жизни, мучившие
его проблемы и вопросы оказались недоступны
современникам, и глобальные пророчества
казались плодом болезненного воображения.
И в этом смысле Достоевский, действительно,
прожил как непонятый и одинокий человек.
Он мог бы повторить вслед за Раскольниковым,
что “истинно великие люди должны ощущать
на свете великую грусть”.
Находясь на каторге, становясь все более
религиозным (Достоевский уходит на каторгу
революционером, “петрашевцем”), “лежа
на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...”,
изгнанник приходит к мысли о создании
исповеди-романа. Эта задумка вытекала
из духовного опыта каторги, где Достоевский
впервые столкнулся с “сильными личностями”,
стоящими вне морального закона.
“Я никогда не мог понять мысли, что одна
десятая доля людей должна получить высшее
развитие, а остальные девять десятых
должны лишь послужить к тому материалом
и средством, а сами оставаться в тени,
во мраке... Верую..., что царство мысли и
света способно водвориться у нас, в нашей
России, еще скорее, может быть, чем где
бы то ни было... Я не знаю, как все это будет,
но это сбудется”. Эти строки, вышедшие
из-под пера самого Достоевского, отражают
основную идею романа, определяют отношения
автора и героя. Достоевский посредством
созданных им образов, сюжетных линий,
действий, пейзажей постепенно ниспровергает,
показывает несостоятельность и чудовищность
теории главного героя, теории, порождаемой
различными социальными факторами, теории,
отвергающей равноценность людей и делящей
общество на “избранных”, “власть имеющих”
и “тварей дрожащих”.
Об этом говорит, прежде всего, композиционная
структура произведения. На преступление,
выполненное с еще не до конца ясной читателю
целью, отводится одна часть романа, тогда
как на наказание — пять. Причем, рассматривая
первую часть, можно заметить, как долго
автор подводит своего героя к решительному
шагу. Было однажды своеобразное предупреждение
— после сна с замученной лошадью: “Проходя
через мост, он тихо и спокойно смотрел
на Неву, на яркий закат яркого красного
солнца. Несмотря на слабость свою, он
даже не ощущал в себе усталости. Точно
нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц,
вдруг прорвался. Свобода, свобода!” Но
нет, не прорвался нарыв, не вырвался Раскольников
из силков своей дьявольской идеи. “Предопределение
судьбы” привело его на Сенную площадь,
где услышал Раскольников, что завтра
в семь часов вечера старуха-процентщица
будет одна.
Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы
и все сопровождавшее его, показывает,
что, уверенный в своей идее, Раскольников
вовсе не уверен в том, что сможет реализовать
ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх
пронизывают его тело: “Он вошел к себе,
как приговоренный к смерти...Всем существом
своим вдруг почувствовал, что нет у него
более ни свободы рассудка, ни воли v что
все вдруг решено окончательно”.
А непосредственно в сцене убийства Раскольников
ударил топором не только по старухе-процентщице,
но и по своей теории: он неожиданно убивает
и Лизавету — ту самую “униженную и оскорбленную”,
ради которой, как он пытается внушить
себе, и был поднят топор.
С этого времени в душе Раскольникова,
раздираемой муками совести, поселяется
страх перед разоблачением, который травит
его изо дня в день и не дает почувствовать
ту свободу, к которой он так стремился.
Ощущение превосходства над всеми так
и не приводит к желаемому.
Все последующее время Раскольников анализирует
результат своего жестокого эксперимента,
лихорадочно оценивая свою способность
“преступить”. Но автор подводит своего
героя к непреложной и страшной истине:
преступление его было бессмысленным,
погубил он себя напрасно, цели не достиг
- “не переступил, на этой стороне остался”,
оказался человеком обыкновенным, “тварью
дрожащей”. “Те люди (настоящие-то властелины)
вынесли свои шаги, и потому они правы,
а я не вынес и, стало быть, я не имел права
разрешить себе этот шаг”, - окончательный
итог, подведенный Раскольниковым на каторге.
Автор в своем романе глубоко рисует взаимоотношения
главного героя с окружающими его людьми.
Это также способствует разгадке его тайны.
Так, Достоевский вводит образ Сони Мармеладовой,
который играет важнейшую роль в романе.
Именно она олицетворяет правду писателя.
Любовь к ближнему (особенно глубоко это
проявляется в сцене признания Раскольникова
в убийстве) делает образ Сони идеальным.
Именно с позиции этого идеала в романе
и произносится приговор теории.
Для Сони все люди имеют одинаковое право
на жизнь. Никто не может добиваться счастья,
своего или чужого, путем преступления.
Самым главным
обвинением теории Родиона Раскольникова
является сопоставление преступления
героя с “преступлением” Сони.
Отчаявшаяся женщина, испробовавшая
все пути и не найдя возможности
помочь чужим детям, перешагнула
нравственные законы и пошла на унижение.
Но, переступив через свою честь, Соня
возвысила себя, потому что цель
ее святая — помочь детям. В отличие
от нее, Раскольников, совершив свое преступление,
не только никому не помог, но и принес
горе и страдание себе и любимым
людям. Сухому, логическому мышлению Родиона
противопоставлены столь милая писателю
способность сильно чувствовать, переживать.
Сонечка Мармеладова - это образ кротости,
терпения, самоотвержения. Она живет не
теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно
она сыграла главную роль в опровержении
теории Раскольникова, она помогла понять
герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность
его идеи, “А жить-то, жить как будешь?..
Ну как же без человека-то прожить?” —
от этих простых, но глубоких слов рассыпалась
безбожная и античеловечная теория Родиона
Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением,
состраданием, а главное — любовью, Соня
приводит к раскаянию, к пониманию истинных
ценностей бытия.
Несостоятельность идеи Раскольникова
Достоевский подчеркивает также, вводя
образ Порфирия Петровича, являющегося
своеобразным двойником Родиона Романовича.
Дело в том, что следователь, “переболевший”
этой же “болезнью” в молодости, сейчас
“с высоты спокойствия величавого” “излечивает”
и направляет на путь истинный молодого
и бунтующего Раскольникова.
Достоевский вкладывает в уста Порфирия
Петровича собственные мысли, использует
его, чтобы “загнать в угол” главного
героя, умно, иронично высмеять его философию.
Следователь с насмешкой спрашивает, как
же отличить “необыкновенных” от “обыкновенных”?
И что будет, если перепутают люди свою
принадлежность и начнут “устранять все
препятствия”? Но ответ на этот вопрос,
поставленный в середине романа, будет
дан только в эпилоге романа, в символическом
сне романа. Пока автор с помощью своего
героя (следователя) расставляет сети,
чтобы доказать очевидность заблуждений
Раскольникова.
Еще один альтернативный путь последователя
теории вседозволенности Достоевский
показывает на примере Аркадия Ивановича
Свидригайлова, который может завести
в тупик.
Свидригайлов, зная, кто убил старуху-процентщицу,
говорит Раскольникову: “Мы с вами одного
поля ягоды”. Ведь Свидригайлов тоже считает,
“что единичное злодейство позволительно,
если конечная цель хороша”. Разница между
героями состоит в том, что Раскольников
способен осознавать свое заблуждение,
поскольку в глубине души его всегда жили
ясные представления о добре и зле, которые
лишь померкли от безысходности положения.
Свидригайлова же автор представляет
читателю как человека, совершившего массу
преступлений из-за испорченности собственной
натуры. Он не верит в милосердие, справедливость
и порядочность, не видит разницы между
честью и бесчестием, между добром и злом.
Негативное отношение Достоевского к
Аркадию Ивановичу передается и Раскольникову.
Свидригайлов ненавистен Родиону, так
как своими преследованиями оскорбил
его сестру Дуню. Для главного героя Аркадий
Иванович становится символом насилия,
притеснения слабых.
Достоевский, как в кривом зеркале, отражает
идеал “сильной личности” в Свидригайлове,
уверенном в том, что ему позволено все:
насилие, убийство, разврат. В образе этого
героя видится воплощение “идеи” Раскольникова
в ее законченном виде: с утверждением
права на кровь, с циничным отношением
ко всем и всему, воинствующим эгоизмом
и оправданием любой подлости правом сильного.
Уродство поведения Свидригайлова наглядно
демонстрирует тот финал, к которому приходит
каждый, кто исповедует поклонение порочной
воле.
Итак, подводя итог, можно сказать, что
в образе своего главного героя автор
казнит отрицание самоценности человеческой
личности и всем содержанием романа показывает,
что любая человеческая личность священна
и неприкосновенна и что в этом отношении
все люди равны.
Все, даже самые идеальные, мерила добра,
правды и разума меркнут перед величием
и значительностью самой реальности человеческого
существа, перед его духовностью.
Информация о работе История создания романа "Преступление и наказание"