История мировой литературы как на научная дисциплина. Античная литература – первая ступень развития зарубежной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 12:19, лекция

Описание работы

Цель и задачи изучения дисциплины История мировой литературы – дать знания в области истории мировой литературы. Во время изучения данной дисциплины вы познакомитесь с наиболее важными и актуальными теоретическими вопросами литературоведения, историей литературы, классическими произведениями мировой литературы.

Содержание

1. Введение. Цели и задачи дисциплины.
2. Греческая литература. Истоки древнегреческой литературы.
3. Народнопоэтическое творчество и мифология.
4. Значение поэм «Одиссея» и «Илиада»

Работа содержит 1 файл

1-я лекция по имл.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Тема: История мировой литературы как на научная дисциплина. Античная литература – первая ступень развития зарубежной литературы.

План:

  1. Введение. Цели и задачи дисциплины.
  2. Греческая литература. Истоки древнегреческой литературы.
  3. Народнопоэтическое  творчество и мифология.
  4. Значение поэм «Одиссея» и «Илиада»
 

1. Цель и задачи изучения дисциплины История мировой литературы – дать знания в области истории мировой литературы. Во время изучения данной дисциплины вы познакомитесь с наиболее важными и актуальными теоретическими вопросами литературоведения, историей литературы, классическими произведениями мировой литературы.

История мировой  литературы и искусства обладает самостоятельной

гуманитарной  значимостью. Сфера данного научного направления –

обобщение, выделение стадий развития мировой литературы и искусства,

определение их художественной оригинальности, понимание  законно-

мерностей смены  художественных эпох.

История мировой литературы и от античности до

современного  периода изучает  изменения в культуре человечества,

протекающие на значительной глубине, включая становление, развитие,

смену больших стилей и  направлений: литературу барокко, классицизма,

Просвещения, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма,

символизма, футуризма и пр. В развитии мировой литературы

отмеченные  этапы могут быть представлены разными  национальными

художественными произведениями, поскольку  в какой-то исторический

момент  лишь они способны полнее и глубже других выразить тенденции

развития  искусства. Например, итальянская литература выделяется на фоне

мировой литературы и искусства  в начале эпохи  Возрождения, французская  –

в эпоху классицизма, немецкая – в эпоху  «бури и натиска» и раннего

романтизма. Однако в целом национальные литературы не сводимы к какой-

то одной доминирующей особенности, стадии развития, и придают

всемирной литературе многослойность, многоголосое единство.

Систематизирующим принципом курса явился

принцип историзма, призванный помочь вам понять динамику

развития мирового искусства с древнейших времен по настоящий период.

В результате изучения дисциплины вы должны показать знания по

следующим темам  курса: античная литература и искусство  античности;

литература и  искусство в эпоху средневековья; литература и искусство эпохи

Возрождения; литература и искусство в XVII веке; особенности развития

мировой литературы и искусства в XVIII веке; многоликость литературы

XIX века и художественная культура эпохи; литература и искусство рубежа

XIX-XX веков; пути развития литературы и искусства XX века.

Задание: Выписать из словаря литературоведческих терминов понятия «мировая литература», «литературное произведение», «искусство», «мировая художественная культура».

2. АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ является литература грекоримского рабовладельческого общества. Термин “античная” происходит от латинского слова anticuus – “древний”. Римская литература стала развиваться значительно позже греческой, создаваясь на ее основе.

    В античной литературе уже существовали почти все европейские  жанры, они даже сохранили  свои античные названия: эпическая поэма, идиллия, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, диалог, новелла, роман. Античность создала и теорию стиля и художественной литературы (риторика и поэтика). Важное значение античной литературы заключается еше и в том, что в позднейшие эпохи в литературе и искусстве создавалось много произведений на античные сюжеты. Античную литературу можно разделить на 2 периода (литература древней Греции и литература древнего Рима). Греческая литература возникла примерно с 1 тысячелетия до Н.Э., она оказала огромное влияние на всю Европейскую литературу её элементы вошли в наши понятия, мышления, язык. Многие стороны современной жизни были бы непонятны без знания античной литературы. Героями и образами античности, вдохновлялись великие представители литературы, искусства, культуры, науки: Данте, Шекспир, Байрон…

   В древние времена Греция представляла собой разобщенное государство  в виде полисов. Этих полисов было до 2000, располагались они по Балканскому  полуострову и по всему берегу Черного Моря. Самый крупный город Афины (500 тысяч жителей) с рабовладельческим строем.

   Всю историю древнегреческой  литературы можно  разделить на 4 периода:

  1. Начальный (Устное народное творчество УНТ)
  2. Эллинский классический
  3. Эллинистический
  4. Императорский

   Не  смотря на политическую и письменную разобщенность, греки противопоставляли себя всем другим народам, называя их варварами, по языку древние греки принадлежали к индоевропейской группе. Главными из племен считались: Эолийцы, Ионийцы, Дорийцы. Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь отличается обилием синонимов, синтаксической простотой и свободой, представляющий  простор для развития мысли и различных оттенков.

   Морфология  греческого языка  содержит большое  разнообразие падежных форм, склонений, спряжений. Глагольные формы, разнообразие времен и наклонений передают многообразные оттенки, действия, состояния длительности.

   Древнегреческая письменность существует с 3 тысячелетия до нашей эры. Сначала  возникло рисуночное письмо, потом линейное. В греческом языке существовало несколько алфавитов. В 403 году в Афинах возник  алфавит из 24 букв, он общепринят и поныне, этот алфавит лёг в основу русского церковнославянского языка. Халкидский алфавит (в Италии) лёг в основу латинского языка. Изучением рукописей занимается наука палеография, а изучением папирусов папирусология. Изучением надписей занимается эпиграфика.

   3. Источником древнегреческой литературы является устное народное творчество, мифология, сокровищница сюжетов и образов. Миф - греческое слово означает вымысел, сказку, с помощью которого мысль первобытного человека не только пыталась объяснить непонятные явления природы, но и найти ключ к ним, подчинить их себе. Большинство мифологических образов были местночтимыми, потом выделились божества олимпийские. В мифах  находили отражение и  явления обществ жизни – это и различимые этапы развития семьи, черты быта, черты первобытного фетишизма и тотемизма  сменялись антропоморфизмом (представления божества в  образе человека).

   Существовало много мифов, фразеологические выражения, которых до сих пор бытуют в  нашем языке: Ахиллесова пята, Троянский конь (троянец), Эдипов комплекс – все они взяты из мифов древней Греции.

   Вторым, помимо мифологии, источником античной литературы является фольклор, т.е. устное народное творчество, представленное песнями – календарными, трудовыми, обрядовыми (напр. гименей или эпиталамий, плач), культовыми (гимн, молитва) и эпическими сказаниями, передаваемыми устно из поколения в поколение, и записанными около VI века до н.э., с появлением письменности. Хранителями этих эпических преданий являлись аэды, т.е. сочинители, о который не сохранилось никаких сведений, и рапсодами, т.е. ”сшивателями”, которые соединяли существующие сказания в поэмы, придавая им литературную поэтическую форму.

   Поэмы исполнянись под аккомпанемент  арфы или лиры, на пирах или народных собраниях. Ударение в древнегреческом  языке были не силовым, а мелодическим (голос повышался на ударном слоге), поэтому принято говорить о “пении” поэм сказителями. Поэмы об’единялись в киклы (циклы) вокруг какого-либо исторического события (кикл об аргонавтах, троянский кикл), событий в одном городе (Фиванский кикл), личности главного героя (кикл о Геракле, о Персее).

   Наиболее  известным и разработанным  в дальнейшей литературе является кикл о троянской  войне. 

   4. Поэма «Одиссея» и  «Илиада» были созданы в первом тысячелетии до нашей эры. В Ионии автором этих произведений предположительно считается Гомер. Война греков и троянцев была предписана свыше. Земля обратилась к Зевсу с просьбой сократить человечество, поводом к войне послужило  похищение Елены спартанской царицы сыном троянского царя Париса. Похищение обосновано мифологически, на свадьбе царя Пелея и морской царицы Фетиды, богиня раздора  Эрида бросила золотое яблоко с надписью красивейшей, за яблоко боролись Афродита, Афина и Гера. Парис рассудил спор в пользу Афродиты, за это она помогла ему украсть Елену. Началась троянская война. Царь Спарты Менелай – муж Елены отправил войско  за своей женой, во главе войска он поставил своего брата Агамемнона. «Илиада» рассказывает об одном событии троянской войны – 51  день. Троянская война длилась около 10 лет. Однако дает полное изображение военной жизни, состоит  из 24 песен или  книг, это повествование о гневе Ахилла  сына Пелея и Фетиды. Он является, центральной фигурой произведения  ему суждена великая слава и скорая смерть. Агомемна возвращает дочь жрецу Аполлона Хрису и взамен забирает у Ахилла его пленницу. Ахилл разгневался и отказался участвовать в сражении. Но после того как погибает его близкий друг Петрокл, он вступает в сражение.

   Боги  в Илиаде были также действующими лицами, они с Олимпа руководили сражением, но каждый из них помогал  одной стороне, следовательно, получалась неразбериха. Главное действующее лицо в этой поэме это Одиссей – царь острова Итаки, он участвовал в Троянской войне: 10 лет добирался домой + 10 лет воевал.

   Рассказывается  о его приключениях по дороге домой. Он встречался с разными чудовищами: с циклопом Полифемом, которого он победил. Циклоп был сыном Посейдона, бога морей.  Бог мстил и создавал препятствия. По пути своего странствия  Одиссей встречался  с Нимфами, Сиренами, волшебницами (Курка посылает его в подземный мир). Нимфа Калипсо обещает бессмертие, если он останется с ней. Он стремится к своей верной Пенелопе и сыну Телемаху. Одиссей возвращается домой и узнает, что в его отсутствие к Пенелопе сваталось много женихов. Они осадили его дворец, требуя, чтобы Пенелопа  выбрала себе мужа. Одиссей скрывает свое имя, поселяется у свинопаса и в нужный момент появляется  во дворце на пиру. Пенелопа дала свое согласие выйти замуж за того, кто сумеет выпустить стрелу из лука Одиссея и пропустить ее через 12 колец. Но этого никто не смог сделать. Вышел Одиссей, взял свой лук и вместе с сыном убил всех женихов. Показывая многочисленные образы в разных ситуациях и сочетаниях,  Гомеровский эпос достигает широкого обхвата действий. Произведения «Одиссей» и «Илиада» называли  энциклопедиями древности, т.к. в них собран огромный материал, корнями они уходят в греческий фольклор, эти произведения служили основой  воспитания в античном обществе.

Практическое  занятие № 1

Античная  мифология

1. Понятие о  мифе. Мифология и первобытнообщинная формация.

2. Функции мифов  и мифологии.

3. Миф и искусство.

4. Периоды развития  античной мифологии:

• фетишизм и  его отражение в мифах о  богах и героях в виде

необработанных, грубых деревянных или каменных предметов;

о богине Латоне на Делосе – в виде полена, Геракле в Гиетте –

в виде камня  и др.;

• анимизм и  мифы о Мелеагре, Тифоне, Эринниях, титанах,

циклопах и  др.;

• ранняя классика: олимпийский пантеон и мифы о  Зевсе, Аполлоне

и Артемиде, Кадме, Афине Палладе, Персее, Тесее и  др.;

• поздний героизм и мифы о родовых проклятиях, в том числе мифы

о Лае, Тантале  и его сыновьях;

• «самоотрицание мифологии» в мифах о Дионисе, сыне Зевса и

Семелы; Прометее, противнике героизма; превращениях в

гиацинт, кипарис  и пр.;

Информация о работе История мировой литературы как на научная дисциплина. Античная литература – первая ступень развития зарубежной литературы