Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 12:19, лекция
Цель и задачи изучения дисциплины История мировой литературы – дать знания в области истории мировой литературы. Во время изучения данной дисциплины вы познакомитесь с наиболее важными и актуальными теоретическими вопросами литературоведения, историей литературы, классическими произведениями мировой литературы.
1. Введение. Цели и задачи дисциплины.
2. Греческая литература. Истоки древнегреческой литературы.
3. Народнопоэтическое творчество и мифология.
4. Значение поэм «Одиссея» и «Илиада»
Тема: История мировой литературы как на научная дисциплина. Античная литература – первая ступень развития зарубежной литературы.
План:
1. Цель и задачи изучения дисциплины История мировой литературы – дать знания в области истории мировой литературы. Во время изучения данной дисциплины вы познакомитесь с наиболее важными и актуальными теоретическими вопросами литературоведения, историей литературы, классическими произведениями мировой литературы.
История мировой литературы и искусства обладает самостоятельной
гуманитарной значимостью. Сфера данного научного направления –
обобщение, выделение стадий развития мировой литературы и искусства,
определение их художественной оригинальности, понимание законно-
мерностей смены художественных эпох.
История мировой литературы и от античности до
современного периода изучает изменения в культуре человечества,
протекающие на значительной глубине, включая становление, развитие,
смену больших стилей и направлений: литературу барокко, классицизма,
Просвещения, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма,
символизма, футуризма и пр. В развитии мировой литературы
отмеченные этапы могут быть представлены разными национальными
художественными произведениями, поскольку в какой-то исторический
момент лишь они способны полнее и глубже других выразить тенденции
развития искусства. Например, итальянская литература выделяется на фоне
мировой литературы и искусства в начале эпохи Возрождения, французская –
в эпоху классицизма, немецкая – в эпоху «бури и натиска» и раннего
романтизма. Однако в целом национальные литературы не сводимы к какой-
то одной доминирующей особенности, стадии развития, и придают
всемирной литературе многослойность, многоголосое единство.
Систематизирующим принципом курса явился
принцип историзма, призванный помочь вам понять динамику
развития мирового искусства с древнейших времен по настоящий период.
В результате изучения дисциплины вы должны показать знания по
следующим темам курса: античная литература и искусство античности;
литература и
искусство в эпоху
Возрождения; литература и искусство в XVII веке; особенности развития
мировой литературы и искусства в XVIII веке; многоликость литературы
XIX века и художественная культура эпохи; литература и искусство рубежа
XIX-XX веков; пути развития литературы и искусства XX века.
Задание: Выписать из словаря литературоведческих терминов понятия «мировая литература», «литературное произведение», «искусство», «мировая художественная культура».
2. АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ является литература грекоримского рабовладельческого общества. Термин “античная” происходит от латинского слова anticuus – “древний”. Римская литература стала развиваться значительно позже греческой, создаваясь на ее основе.
В античной литературе уже существовали почти все европейские жанры, они даже сохранили свои античные названия: эпическая поэма, идиллия, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, диалог, новелла, роман. Античность создала и теорию стиля и художественной литературы (риторика и поэтика). Важное значение античной литературы заключается еше и в том, что в позднейшие эпохи в литературе и искусстве создавалось много произведений на античные сюжеты. Античную литературу можно разделить на 2 периода (литература древней Греции и литература древнего Рима). Греческая литература возникла примерно с 1 тысячелетия до Н.Э., она оказала огромное влияние на всю Европейскую литературу её элементы вошли в наши понятия, мышления, язык. Многие стороны современной жизни были бы непонятны без знания античной литературы. Героями и образами античности, вдохновлялись великие представители литературы, искусства, культуры, науки: Данте, Шекспир, Байрон…
В древние времена Греция представляла собой разобщенное государство в виде полисов. Этих полисов было до 2000, располагались они по Балканскому полуострову и по всему берегу Черного Моря. Самый крупный город Афины (500 тысяч жителей) с рабовладельческим строем.
Всю историю древнегреческой литературы можно разделить на 4 периода:
Не смотря на политическую и письменную разобщенность, греки противопоставляли себя всем другим народам, называя их варварами, по языку древние греки принадлежали к индоевропейской группе. Главными из племен считались: Эолийцы, Ионийцы, Дорийцы. Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь отличается обилием синонимов, синтаксической простотой и свободой, представляющий простор для развития мысли и различных оттенков.
Морфология греческого языка содержит большое разнообразие падежных форм, склонений, спряжений. Глагольные формы, разнообразие времен и наклонений передают многообразные оттенки, действия, состояния длительности.
Древнегреческая письменность существует с 3 тысячелетия до нашей эры. Сначала возникло рисуночное письмо, потом линейное. В греческом языке существовало несколько алфавитов. В 403 году в Афинах возник алфавит из 24 букв, он общепринят и поныне, этот алфавит лёг в основу русского церковнославянского языка. Халкидский алфавит (в Италии) лёг в основу латинского языка. Изучением рукописей занимается наука палеография, а изучением папирусов папирусология. Изучением надписей занимается эпиграфика.
3. Источником древнегреческой литературы является устное народное творчество, мифология, сокровищница сюжетов и образов. Миф - греческое слово означает вымысел, сказку, с помощью которого мысль первобытного человека не только пыталась объяснить непонятные явления природы, но и найти ключ к ним, подчинить их себе. Большинство мифологических образов были местночтимыми, потом выделились божества олимпийские. В мифах находили отражение и явления обществ жизни – это и различимые этапы развития семьи, черты быта, черты первобытного фетишизма и тотемизма сменялись антропоморфизмом (представления божества в образе человека).
Существовало много мифов, фразеологические выражения, которых до сих пор бытуют в нашем языке: Ахиллесова пята, Троянский конь (троянец), Эдипов комплекс – все они взяты из мифов древней Греции.
Вторым, помимо мифологии, источником античной литературы является фольклор, т.е. устное народное творчество, представленное песнями – календарными, трудовыми, обрядовыми (напр. гименей или эпиталамий, плач), культовыми (гимн, молитва) и эпическими сказаниями, передаваемыми устно из поколения в поколение, и записанными около VI века до н.э., с появлением письменности. Хранителями этих эпических преданий являлись аэды, т.е. сочинители, о который не сохранилось никаких сведений, и рапсодами, т.е. ”сшивателями”, которые соединяли существующие сказания в поэмы, придавая им литературную поэтическую форму.
Поэмы исполнянись под аккомпанемент арфы или лиры, на пирах или народных собраниях. Ударение в древнегреческом языке были не силовым, а мелодическим (голос повышался на ударном слоге), поэтому принято говорить о “пении” поэм сказителями. Поэмы об’единялись в киклы (циклы) вокруг какого-либо исторического события (кикл об аргонавтах, троянский кикл), событий в одном городе (Фиванский кикл), личности главного героя (кикл о Геракле, о Персее).
Наиболее
известным и разработанным
в дальнейшей литературе
является кикл о троянской
войне.
4. Поэма «Одиссея» и «Илиада» были созданы в первом тысячелетии до нашей эры. В Ионии автором этих произведений предположительно считается Гомер. Война греков и троянцев была предписана свыше. Земля обратилась к Зевсу с просьбой сократить человечество, поводом к войне послужило похищение Елены спартанской царицы сыном троянского царя Париса. Похищение обосновано мифологически, на свадьбе царя Пелея и морской царицы Фетиды, богиня раздора Эрида бросила золотое яблоко с надписью красивейшей, за яблоко боролись Афродита, Афина и Гера. Парис рассудил спор в пользу Афродиты, за это она помогла ему украсть Елену. Началась троянская война. Царь Спарты Менелай – муж Елены отправил войско за своей женой, во главе войска он поставил своего брата Агамемнона. «Илиада» рассказывает об одном событии троянской войны – 51 день. Троянская война длилась около 10 лет. Однако дает полное изображение военной жизни, состоит из 24 песен или книг, это повествование о гневе Ахилла сына Пелея и Фетиды. Он является, центральной фигурой произведения ему суждена великая слава и скорая смерть. Агомемна возвращает дочь жрецу Аполлона Хрису и взамен забирает у Ахилла его пленницу. Ахилл разгневался и отказался участвовать в сражении. Но после того как погибает его близкий друг Петрокл, он вступает в сражение.
Боги в Илиаде были также действующими лицами, они с Олимпа руководили сражением, но каждый из них помогал одной стороне, следовательно, получалась неразбериха. Главное действующее лицо в этой поэме это Одиссей – царь острова Итаки, он участвовал в Троянской войне: 10 лет добирался домой + 10 лет воевал.
Рассказывается о его приключениях по дороге домой. Он встречался с разными чудовищами: с циклопом Полифемом, которого он победил. Циклоп был сыном Посейдона, бога морей. Бог мстил и создавал препятствия. По пути своего странствия Одиссей встречался с Нимфами, Сиренами, волшебницами (Курка посылает его в подземный мир). Нимфа Калипсо обещает бессмертие, если он останется с ней. Он стремится к своей верной Пенелопе и сыну Телемаху. Одиссей возвращается домой и узнает, что в его отсутствие к Пенелопе сваталось много женихов. Они осадили его дворец, требуя, чтобы Пенелопа выбрала себе мужа. Одиссей скрывает свое имя, поселяется у свинопаса и в нужный момент появляется во дворце на пиру. Пенелопа дала свое согласие выйти замуж за того, кто сумеет выпустить стрелу из лука Одиссея и пропустить ее через 12 колец. Но этого никто не смог сделать. Вышел Одиссей, взял свой лук и вместе с сыном убил всех женихов. Показывая многочисленные образы в разных ситуациях и сочетаниях, Гомеровский эпос достигает широкого обхвата действий. Произведения «Одиссей» и «Илиада» называли энциклопедиями древности, т.к. в них собран огромный материал, корнями они уходят в греческий фольклор, эти произведения служили основой воспитания в античном обществе.
Практическое занятие № 1
Античная мифология
1. Понятие о мифе. Мифология и первобытнообщинная формация.
2. Функции мифов и мифологии.
3. Миф и искусство.
4. Периоды развития античной мифологии:
• фетишизм и его отражение в мифах о богах и героях в виде
необработанных, грубых деревянных или каменных предметов;
о богине Латоне на Делосе – в виде полена, Геракле в Гиетте –
в виде камня и др.;
• анимизм и мифы о Мелеагре, Тифоне, Эринниях, титанах,
циклопах и др.;
• ранняя классика: олимпийский пантеон и мифы о Зевсе, Аполлоне
и Артемиде, Кадме, Афине Палладе, Персее, Тесее и др.;
• поздний героизм и мифы о родовых проклятиях, в том числе мифы
о Лае, Тантале и его сыновьях;
• «самоотрицание мифологии» в мифах о Дионисе, сыне Зевса и
Семелы; Прометее, противнике героизма; превращениях в
гиацинт, кипарис и пр.;