Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:20, реферат
Тема любви вечна. Лирика поэтов хранит то, что пережито людьми разных веков и что переживается вновь и вновь. Любовная лирика позволяет проникнуть в неповторимый мир поэта и почувствовать разные оттенки любви, одновременно мучает, заставляя переживать такие чувства, о которых многие из нас без нее никогда бы и не узнали. Каждому хотя бы раз в жизни довелось испытать это чувство, когда при одном только взгляде на человека сердце сжимается, когда хочешь что-то сказать, но не можешь, подступают слезы, и слова повисают в воздухе.
Вступление…………………………………………………………………….3
Биография……………………………………………………………………...4
Любовная лирика……………………………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………….7
Российский Государственный Гидрометеорологический Университет
Экономический и социально – гуманитарный факультет
Реферат по дисциплине
«История мировой литературы и искусства»:
Марина Цветаева.
Любовная лирика.
Проверила: Митрофанова Ирина Анатольевна
Содержание:
Вступление……………………………………………………
Биография………………………………………………………
Любовная лирика………………………………………
Заключение……………………………………………………
Тема любви
вечна. Лирика поэтов хранит то, что пережито
людьми разных веков и что переживается
вновь и вновь. Любовная лирика позволяет
проникнуть в неповторимый мир поэта и
почувствовать разные оттенки любви, одновременно
мучает, заставляя переживать такие чувства,
о которых многие из нас без нее никогда
бы и не узнали. Каждому хотя бы раз в жизни
довелось испытать это чувство, когда
при одном только взгляде на человека
сердце сжимается, когда хочешь что-то
сказать, но не можешь, подступают слезы,
и слова повисают в воздухе. Порой вместо
приятных воспоминаний о когда-то пережитых
чувствах и ощущениях она вызывает в нас
новые желания, заставляет пробудить свое
сердце и понять, что рядом с нами люди,
достойные того, чтобы их полюбили. Именно
такое ощущение и возникает при прочтении
любовной лирики. Любовная лирика – это
некое объяснение того, что есть на самом
деле любовь и какой она должна быть. Кто
знает, любили бы мы так, как сейчас, если
бы не было в нашей жизни любовной лирики.
Биография.
Цветаева Марина Ивановна
(26 сентября (8 октября) 1892— 31 августа 1941)
Марина Цветаева
родилась в Москве. Её отец, Иван Владимирович,
— профессор Московского университета,
известный филолог и искусствовед; Мать,
Мария Мейн была пианисткой, ученицей
Антона Рубинштейна. Марина начала писать
стихи в шестилетнем возрасте (на русском,
на французском и немецком языках). Огромное
влияние на Марину, на формирование её
характера оказывала мать. В 1910 году Марина
опубликовала (в типографии А. А. Левенсона)
на свои собственные деньги первый сборник
стихов — «Вечерний альбом». Начало творческой
деятельности Цветаевой связано с кругом
московских символистов. На раннее творчество
Цветаевой значительное влияние оказали
Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан
Волошин. В 1911 году Цветаева познакомилась
со своим будущим мужем Сергеем Эфроном;
в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом
же году у Марины и Сергея родилась дочь
Ариадна. Летом 1916 года Цветаева приехала
в город Александров, где жила ее сестра
Анастасия Цветаева с гражданским мужем
Маврикием Минцем и сыном Андреем. В
1914 г. Марина познакомилась с поэтессой
и переводчицей Софией Парнок; их отношения
продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила
Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева
и Парнок расстались в 1916 году; Марина
вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения
с Парнок Цветаева охарактеризовала как
«первую катастрофу в своей жизни». В 1917
году Цветаева родила дочь Ирину, которая
умерла от голода в приюте в возрасте 3-х
лет. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью
Ариадной разрешили уехать за границу
— к мужу. Сначала Цветаева с дочерью недолго
жила в Берлине, затем три года в предместьях
Праги. В 1925 году после рождения сына Георгия
семья перебралась в Париж. В Париже на
Цветаеву сильно воздействовала атмосфера,
сложившаяся вокруг неё из-за деятельности
мужа. С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила
практически в нищете. Финансово ей немного
помогала Саломея Андроникова. В 1939 году
Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем
и дочерью. 27 августа была арестована дочь
Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе
1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян;
Ариадна после пятнадцати лет репрессий
реабилитирована в 1955 году. В этот период
Цветаева практически не писала стихов,
занимаясь переводами. 31 августа 1941 года
покончила жизнь самоубийством (повесилась)
в доме, куда вместе с сыном была определена
на постой. Марина Цветаева похоронена
2 сентября 1941 года на Петропавловском
кладбище в г. Елабуге. Точное расположение
её могилы неизвестно.
Любовная лирика Марины Цветаевой.
«Как брызги из
фонтана, как искры
из ракет»
Талант Марины Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душу терзали противоречия: хотелось многое понять, узнать и оценить. Конечно же, такая пылкая и порывистая натура не могла обойти стороной это великое чувство в своем творчестве. Всеволод Рождественский был прав, когда говорил, что вся лирика Марины Цветаевой — «это непрерывное объяснение в любви... выражаемой требовательно, страстно». Эта страсть шла из глубин самой натуры поэта и могла обрушиться даже на того, кого она и в глаза не видала, но в котором почувствовала родство со своим внутренним миром. Ее любовная лирика — страстная; была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества, отсутствия собеседника, который был бы под стать ей самой. Полное раскрепощение всех страстей, безудержная стихия бунтарской, разбойничьей, своевольной души, полная самоотдача. С необыкновенной силой выразила Цветаева всю боль и все вековые страдания женщины («Вчера еще в глаза глядел...»), одарив ощущением этой боли всех — и женщин, и мужчин,— превратив эту боль в сознание вины перед страданием человеческим, в сознание совести. Ее готовность принять на себя всю боль и за себя, и за любимого превращала ее в истинного Поэта («Занавес»).
П. Антокольский: «О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска... Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто,— голос Марины приобретает заклинающую и — незачем бояться слова! — колдовскую силу».
Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, воплотив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.
Марина Ивановна гордо шла по жизни, не склоняясь под ее ударами. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего, казалось бы, непереносимое.
Большую
популярность стихотворение «Мне нравится,
что вы больны не мной» получило благодаря
известному кинофильму «Ирония судьбы,
или С легким паром». Написанное в 1915 г.,
стихотворение не потеряло своей актуальности
и в наши дни. Поэтесса, возможно, описывает
ощущения, пережитые лично ею, а может
быть, просто создает образ своей героини
на интуитивном восприятии, предполагает,
что чувства могут быть такими неоднозначными:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не
уплывет под нашими ногами...
Описано
чувство легкости от того, что нет привязанности
к другому человеку. Возможно, даже отражена
некоторая ирония по отношению к человеческим
слабостям. Но героиня благодарит за любовь:
Спасибо Вам и сердцем и руной
За то, что Вы меня—не зная сами!—
Так
любите...
Удивительно,
как тонко и неординарно поэтесса дает
читателю повод для размышлений, намекая,
что можно просто любить, а можно болеть
человеком. Она указывает, что «болезнь»
предполагает несвободу. А героине, свободной
от каких-либо обязательств и правил, можно:
«...быть смешной — распущенной — и не
играть словами...». При общении с этим
человеком не возникнет неловкости:
И не краснеть удушливой волной,
Слегка
соприкоснувшись рукавами.
Личная свобода для поэтессы имеет очень важное значение. Это она очень ярко подчеркивает. При этом ясно видно, что героиня не лишена нежности к тому, кому адресовано послание, называя его «мой нежный». По-моему, вся ценность стихотворения и заключается в его смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Трудно разобрать, что в действительности чувствует героиня. Она, вероятно, и сама этого не понимает. Она ощущает одновременно и радость, и грусть. Ведь, начиная свой благодарственный монолог насмешливых нот, она заканчивает его уже словами «Увы!». И тогда предшествующие строчки нам перестают казаться достаточно оптимистичными.
Многогранность
чувств свойственна стихам Цветаевой,
и благодаря этому качеству ее поэзия
передает сущность всей человеческой
жизни. Ведь мы все часто мучимся в сомнениях,
не можем понять, что же испытываем, чего
хотим на самом деле, что чувствуем. Вот
и героиня стихотворения благодарит за
нелюбовь, но делает это со слезами в голосе.
Жизнь посылает
некоторым поэтам такую судьбу, которая
с первых же шагов ставит их в самые благоприятные
условия для развития природного дара.
Все в окружающей среде способствует скорому
и полногласному утверждению избранного
пути. И пусть в дальнейшем он сложится
трудно, неблагополучно, а порой и трагически.
Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а вместе с тем и досадная обреченность жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, вне самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды — обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.