История мировой литературы и искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Описание работы

Тема любви вечна. Лирика поэтов хранит то, что пережито людьми разных веков и что переживается вновь и вновь. Любовная лирика позволяет проникнуть в неповторимый мир поэта и почувствовать разные оттенки любви, одновременно мучает, заставляя переживать такие чувства, о которых многие из нас без нее никогда бы и не узнали. Каждому хотя бы раз в жизни довелось испытать это чувство, когда при одном только взгляде на человека сердце сжимается, когда хочешь что-то сказать, но не можешь, подступают слезы, и слова повисают в воздухе.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Биография……………………………………………………………………...4
Любовная лирика……………………………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………….7

Работа содержит 1 файл

Марина Цветаева. Любовная лирика..doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Гидрометеорологический Университет

          Экономический и социально – гуманитарный факультет

                                   Кафедра русского языка 
 
 

                                            
 
 
 

                      Реферат по дисциплине

      «История мировой  литературы и искусства»:

              Марина Цветаева. Любовная лирика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила: CO-390, Кабелькова Диана

                                                     Проверила: Митрофанова Ирина Анатольевна 
 
 

                                                
 

                                                      Санкт-Петербург

                                                               2011 г.

                              Содержание:

Вступление…………………………………………………………………….3

Биография……………………………………………………………………...4

Любовная лирика……………………………………………………………...5

Заключение…………………………………………………………………….7

 

                                                

                                   Вступление. 

   Тема любви вечна. Лирика поэтов хранит то, что пережито людьми разных веков и что переживается вновь и вновь. Любовная лирика позволяет проникнуть в неповторимый мир поэта и почувствовать разные оттенки любви, одновременно мучает, заставляя переживать такие чувства, о которых многие из нас без нее никогда бы и не узнали. Каждому хотя бы раз в жизни довелось испытать это чувство, когда при одном только взгляде на человека сердце сжимается, когда хочешь что-то сказать, но не можешь, подступают слезы, и слова повисают в воздухе. Порой вместо приятных воспоминаний о когда-то пережитых чувствах и ощущениях она вызывает в нас новые желания, заставляет пробудить свое сердце и понять, что рядом с нами люди, достойные того, чтобы их полюбили. Именно такое ощущение и возникает при прочтении любовной лирики. Любовная лирика – это некое объяснение того, что есть на самом деле любовь и какой она должна быть. Кто знает, любили бы мы так, как сейчас, если бы не было в нашей жизни любовной лирики. 
                                     Биография.
 

                       Цветаева Марина Ивановна

         (26 сентября (8 октября) 1892— 31 августа 1941) 

   Марина Цветаева родилась в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; Мать, Мария Мейн была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Марина начала писать стихи в шестилетнем возрасте (на русском, на французском и немецком языках). Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна. Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила ее сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.  

             Любовная лирика Марины Цветаевой.

       «Как брызги из  фонтана, как искры из ракет» 

   Талант Марины Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душу терзали противоречия: хотелось многое понять, узнать и оценить. Конечно же, такая пылкая и порывистая натура не могла обойти стороной это великое чувство в своем творчестве. Всеволод Рождественский был прав, когда говорил, что вся лирика Марины Цветаевой — «это непрерывное объяснение в любви... выражаемой требовательно, страстно». Эта страсть шла из глубин самой натуры поэта и могла обрушиться даже на того, кого она и в глаза не видала, но в котором почувствовала родство со своим внутренним миром. Ее любовная лирика — страстная; была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества, отсутствия собеседника, который был бы под стать ей самой. Полное раскрепощение всех страстей, безудержная стихия бунтарской, разбойничьей, своевольной души, полная самоотдача. С необыкновенной силой выразила Цветаева всю боль и все вековые страдания женщины («Вчера еще в глаза глядел...»), одарив ощущением этой боли всех — и женщин, и мужчин,— превратив эту боль в сознание вины перед страданием человеческим, в сознание совести. Ее готовность принять на себя всю боль и за себя, и за любимого превращала ее в истинного Поэта («Занавес»).

   П. Антокольский: «О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска... Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто,— голос Марины приобретает заклинающую и — незачем бояться слова! — колдовскую силу».

   Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, воплотив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.

   Марина Ивановна гордо шла по жизни, не склоняясь под ее ударами. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего, казалось бы, непереносимое.

   Большую популярность стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» получило благодаря известному кинофильму «Ирония судьбы, или С легким паром». Написанное в 1915 г., стихотворение не потеряло своей актуальности и в наши дни. Поэтесса, возможно, описывает ощущения, пережитые лично ею, а может быть, просто создает образ своей героини на интуитивном восприятии, предполагает, что чувства могут быть такими неоднозначными: 

    Мне  нравится, что вы больны не  мной,

    Мне  нравится, что я больна не вами,

    Что  никогда тяжелый шар земной

    Не  уплывет под нашими ногами... 

   Описано чувство легкости от того, что нет привязанности к другому человеку. Возможно, даже отражена некоторая ирония по отношению к человеческим слабостям. Но героиня благодарит за любовь: 

    Спасибо  Вам и сердцем и руной

    За  то, что Вы меня—не зная сами!—

    Так  любите... 

   Удивительно, как тонко и неординарно поэтесса дает читателю повод для размышлений, намекая, что можно просто любить, а можно болеть человеком. Она указывает, что «болезнь» предполагает несвободу. А героине, свободной от каких-либо обязательств и правил, можно: «...быть смешной — распущенной — и не играть словами...». При общении с этим человеком не возникнет неловкости: 

    И  не краснеть удушливой волной,

    Слегка  соприкоснувшись рукавами. 

   Личная свобода для поэтессы имеет очень важное значение. Это она очень ярко подчеркивает. При этом ясно видно, что героиня не лишена нежности к тому, кому адресовано послание, называя его «мой нежный». По-моему, вся ценность стихотворения и заключается в его смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Трудно разобрать, что в действительности чувствует героиня. Она, вероятно, и сама этого не понимает. Она ощущает одновременно и радость, и грусть. Ведь, начиная свой благодарственный монолог насмешливых нот, она заканчивает его уже словами «Увы!». И тогда предшествующие строчки нам перестают казаться достаточно оптимистичными.

   Многогранность чувств свойственна стихам Цветаевой, и благодаря этому качеству ее поэзия передает сущность всей человеческой жизни. Ведь мы все часто мучимся в сомнениях, не можем понять, что же испытываем, чего хотим на самом деле, что чувствуем. Вот и героиня стихотворения благодарит за нелюбовь, но делает это со слезами в голосе. 

                                Заключение. 

   Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически. 

   Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а вместе с тем и досадная обреченность жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, вне самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды — обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.

Информация о работе История мировой литературы и искусства