Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:59, реферат
Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов и др.
Введение 2
1 Об истории изучения частей речи и критериях их установления
1.1 Из истории учения о частях речи 4
1.2 Трудность в определении частей речи 6
1.3 О критериях установления частей речи 8
2 Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых 13
3 Система имени и система глагола
3.1 Система имени 20
3.2 Система глагола 25
Заключение 28
Приложение
Таблица №1 30
Схема №1 31
Схема №2 32
Список литературы 33
Логико-лингвистические,
универсальные классификации, полностью
отвлекаясь от морфологического типа
имени, соотносят его с логическим построением,
в основе чего лежит в конечном счете отношение
имени к вещи в составе высказывания –
референция. Выделяются такие рубрики,
как референтные имена и нереферентные
имена; индивидные, общие, метаимена;
имена в прямых и косвенных контекстах;
подлинные имена и квази-имена –дескрипции,
и другие (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая
Российская энциклопедия, 1998. С. 177).
3.2
Система глагола
Глагол – часть речи, выражающая значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого. Как специфически предикативное слово, глагол противопоставлен имени (существительному); само выделение частей речи в античной (уже а Платона), древне-индийской, арабской и других лингвистических традициях началось с функционального разграничения имени и глагола. Вместе с тем формообразование глагола (спряжение) не во всех языках четко противопоставлено формообразованию имени (особенно прилагательного), а набор грамматических категорий глагола является далеко не одинаковым в различных языках. Во многих языках различают глаголы и так называемые вербоиды. Собственно глагол, или финитный глагол, используется в предикативной функции и, таким образом, в языках типа русского обозначает ''действие'' не отвлеченно, а во время возникновения его от действующего лица, хотя бы в частном случае и ''фиктивного'' (например, ''светает''). В соответствии со своей функцией финитный глагол характеризуется тем или иным набором специфически предикативных грамматических категорий (время, вид, залог, наклонение), а во многих языках также согласовательными категориями (повторяющими некоторые категории имени и местоимения). Вербоиды совмещают некоторые черты и грамматические категории глагола с чертами других частей речи – существительных, прилагательных и наречий. Вербоиды выступают в качестве различных членов предложения, а также в составе аналитических финитных форм и некоторых близких к ним конструкций. К вербоидам относятся инфинитивы (и другие ''имена действия'' – герундий, масдар, супин), причастия и деепричастия. В некоторых языках нет морфологического противопоставления финитных и нефинитных форм; форма глагола, выступая в непредикативной функции, получает особое синтаксическое оформление (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 104)
Семантико-грамматические разряды глаголов выделяются на основании различных признаков. Знаменательные глаголы противостоят служебным (так называемым связкам) и вспомогательным глаголам, используемым в составе аналитических глагольных форм. По признаку семантически обусловленной способности ''открывать вакансии'' для актантов все глаголы делятся также на ряд валентностных классов, соответствующих формально-логическим классам одноместных и многоместных предикатов. Так различают глаголы одновалентные (''спит'' - кто?), двухвалентные (''читает'' – кто? что?), трехвалентные (''дает'' – кто? кому? что?) и т.д. Особую группу составляют глаголы ''нульвалентные'', обозначающие некую нечленимую ситуацию и поэтому неспособные иметь хотя бы один актант (''светает'') (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 104).
С приведенной классификацией перекрещиваются другие – по способности глагола-сказуемого иметь подлежащее (так называемые личные и безличные глаголы) и по способности принимать дополнение (переходные и непреходные глаголы).
Личные глаголы, т.е. способные употребляться с подлежащим, составляют большинство глаголов самой разной семантики. Безличные, т.е. не сочетающиеся с подлежащим, - это нульвалентные глаголы и все те одно- и многовалентные, первый актант которых не получает статуса подлежащего (например, ''мне везет'').
Переходные глаголы получают прямое дополнение (''шью пальто''). К переходным также относятся и те одновалентные глаголы, единственный актант которых принимает форму прямого дополнения (''меня знобит''). Непереходные глаголы не сочетаются с прямым дополнением (''брат спит''), но могут и иметь другие типы дополнений (''любуюсь закатом'', ''отступаю от правил''), называемых косвенными (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 104-105).
В
другой плоскости лежит разделение
глаголов на динамические и статические.
Динамические обозначают действия в прямом
смысле слова (''рублю'', ''бегу'') или же события
и процессы, связанные с теми или иными
изменениями (''чашка разбилась'', ''снег
тает''). Статические обозначают состояния,
зависящие от воли субъекта (''стою'') либо
не зависящие от нее (''мерзну''), отношения
(''превосходит''), проявления качеств и
свойств (''трава зеленеет'') (Ярцева В. Н.
Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия,
1998. С. 105).
Заключение
Вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным в современной лингвистике. Сейчас в лингвистические исследования втягивается все большее количество языков мира и, таким образом, критерии установления классов слов (частей речи), основанные в основном на данных изучения языков индоевропейской и тюркской семьи, оказываются совершенно неприемлемыми для языков других семей.
Хотя признаки, характеризующие слова той или иной части речи, не совпадают в разных языках, они обусловлены общим значением данного класса слов, т.е. обусловлены некой общей категорией, под которую подводится лексической значение слова.
В
некоторых случаях главным
Синтаксические функции частей речи обнаруживают при сравнении языков гораздо большее сходство чем типы словообразования и формообразования. Все же ведущим и определяющим моментом является общее грамматическое значение. Остальные моменты так или иначе подчинены ему и должны рассматриваться как прямые или косвенные его проявления специфичные для каждого языка.
Принцип общего грамматического значения и лежит в основе традиционной классификации частей речи. Только этот принцип не проведен в ней последовательно, не разграничены разные типы общих грамматических значений. Задача состоит не в том, чтобы отбросить традиционную систему частей речи и заменить ее какой-то совершенно новой классификацией, а в том, чтобы выявить противопоставления, зафиксированные традиционной классификацией, отчистить эту классификацию от непоследовательностей, отделить в ней существенное от случайных черт, изменяющихся от языка к языку.
Таким
образом, современное языкознание
выдвигает на первый план описание
системы частей речи по таким принципам,
которые, будучи едиными, охватывали бы
все известные структурные типы языков,
сведя их описание к общим исходным представлениям.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица
№1
Форменные слова | Бесформенные
слова | ||||
Форменные слова с синтаксическими и несинтаксическими формами |
Форменные
слова с
одними несинтаксичес-кими формами
|
||||
Имена |
Глаголы | ||||
Имена прилагательные | Имена существи-
тельные | ||||
Собст-
венно прила- гатель- ные |
Причас-
тия |
Схема №1
Схема №2
Список литературы: