История изучения частей речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:59, реферат

Описание работы

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов и др.

Содержание

Введение 2
1 Об истории изучения частей речи и критериях их установления
1.1 Из истории учения о частях речи 4
1.2 Трудность в определении частей речи 6
1.3 О критериях установления частей речи 8
2 Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых 13
3 Система имени и система глагола
3.1 Система имени 20
3.2 Система глагола 25
Заключение 28
Приложение
Таблица №1 30
Схема №1 31
Схема №2 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Реферат-экзамен.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Логико-лингвистические, универсальные классификации, полностью отвлекаясь от морфологического типа имени, соотносят его с логическим построением, в основе чего лежит в конечном счете отношение имени к вещи в составе высказывания – референция. Выделяются такие рубрики, как референтные имена и нереферентные имена; индивидные, общие, метаимена; имена в прямых и косвенных контекстах; подлинные имена и квази-именадескрипции, и другие (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 177). 
 

    3.2  Система глагола 

    Глагол  – часть речи, выражающая значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого. Как специфически предикативное слово, глагол противопоставлен имени (существительному); само выделение частей речи в античной (уже а Платона), древне-индийской, арабской и других лингвистических традициях началось с функционального разграничения имени и глагола. Вместе с тем формообразование глагола (спряжение) не во всех языках четко противопоставлено формообразованию имени (особенно прилагательного), а набор грамматических категорий глагола является далеко не одинаковым в различных языках. Во многих языках различают глаголы и так называемые вербоиды. Собственно глагол, или финитный глагол, используется в предикативной функции и, таким образом, в языках типа русского обозначает ''действие'' не отвлеченно, а во время возникновения его от действующего лица, хотя бы в частном случае и ''фиктивного'' (например, ''светает''). В соответствии со своей функцией финитный глагол характеризуется тем или иным набором специфически предикативных грамматических категорий (время, вид, залог, наклонение), а во многих языках также согласовательными категориями (повторяющими некоторые категории имени и местоимения). Вербоиды совмещают некоторые черты и грамматические категории глагола с чертами других частей речи – существительных, прилагательных и наречий. Вербоиды выступают в качестве различных членов предложения, а также в составе аналитических финитных форм и некоторых близких к ним конструкций. К вербоидам относятся инфинитивы (и другие ''имена действия'' – герундий, масдар, супин), причастия и деепричастия. В некоторых языках нет морфологического противопоставления финитных и нефинитных форм; форма глагола, выступая в непредикативной функции, получает особое синтаксическое оформление (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 104)

    Семантико-грамматические разряды глаголов выделяются на основании  различных признаков. Знаменательные глаголы противостоят служебным (так называемым связкам) и вспомогательным глаголам, используемым в составе аналитических глагольных форм. По признаку семантически обусловленной способности ''открывать вакансии'' для актантов все глаголы делятся также на ряд валентностных классов, соответствующих формально-логическим классам одноместных и многоместных предикатов. Так различают глаголы одновалентные (''спит'' - кто?), двухвалентные (''читает'' – кто? что?), трехвалентные (''дает'' – кто? кому? что?) и т.д. Особую группу составляют глаголы ''нульвалентные'', обозначающие некую нечленимую ситуацию и поэтому неспособные иметь хотя бы один актант (''светает'') (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 104).

    С приведенной классификацией перекрещиваются другие – по способности глагола-сказуемого иметь подлежащее (так называемые личные и безличные глаголы) и по способности принимать дополнение (переходные и непреходные глаголы).

    Личные  глаголы, т.е. способные употребляться  с подлежащим, составляют большинство глаголов самой разной семантики. Безличные, т.е. не сочетающиеся с подлежащим, - это нульвалентные глаголы и все те одно- и многовалентные, первый актант которых не получает статуса подлежащего (например, ''мне везет'').

    Переходные  глаголы получают прямое дополнение (''шью пальто''). К переходным также относятся и те одновалентные глаголы, единственный актант которых принимает форму прямого дополнения (''меня знобит''). Непереходные глаголы не сочетаются с прямым дополнением (''брат спит''), но могут и иметь другие типы дополнений (''любуюсь закатом'', ''отступаю от правил''), называемых косвенными (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 104-105).

    В другой плоскости лежит разделение глаголов на динамические и статические. Динамические обозначают действия в прямом смысле слова (''рублю'', ''бегу'') или же события и процессы, связанные с теми или иными изменениями (''чашка разбилась'', ''снег тает''). Статические обозначают состояния, зависящие от воли субъекта (''стою'') либо не зависящие от нее (''мерзну''), отношения (''превосходит''), проявления качеств и свойств (''трава зеленеет'') (Ярцева В. Н. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 105). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

        Вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным в современной лингвистике. Сейчас в лингвистические исследования втягивается все большее количество языков мира и, таким образом, критерии установления классов слов (частей речи), основанные в основном на данных изучения языков индоевропейской и тюркской семьи, оказываются совершенно неприемлемыми для языков других  семей.

    Хотя  признаки, характеризующие слова  той или иной части речи, не совпадают  в разных языках, они обусловлены  общим значением данного класса слов, т.е. обусловлены некой общей категорией, под которую подводится лексической значение слова.

    В некоторых случаях главным формальным признаком определенной части речи является та или иная сочетаемость соответствующих слов с другими.

      Синтаксические функции частей речи обнаруживают при сравнении языков гораздо большее сходство чем типы словообразования и формообразования. Все же ведущим и определяющим моментом является общее грамматическое значение. Остальные моменты так или иначе подчинены ему и должны рассматриваться как прямые или косвенные его проявления специфичные для каждого языка.

    Принцип общего грамматического значения и  лежит в основе традиционной классификации  частей речи. Только этот принцип не проведен в ней последовательно, не разграничены разные типы общих грамматических значений. Задача состоит не в том, чтобы отбросить традиционную систему частей речи и заменить ее какой-то совершенно новой классификацией, а в том, чтобы выявить противопоставления, зафиксированные традиционной классификацией, отчистить эту классификацию от непоследовательностей, отделить в ней существенное от случайных черт, изменяющихся от языка к языку.

    Таким образом, современное языкознание  выдвигает на первый план описание системы частей речи по таким принципам, которые, будучи едиными, охватывали бы все известные структурные типы языков, сведя их описание к общим исходным представлениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица №1 

Форменные слова Бесформенные

слова

 
Форменные слова с синтаксическими и несинтаксическими формами
Форменные

слова с  одними несинтаксичес-кими формами 
 
 
 
 
 
 

  1. Наречия
  2. Деепричастия
  3. Инфинитивы
 
 
Имена
 
Глаголы
Имена прилагательные Имена существи-

тельные

Собст-

венно прила-

гатель-

ные

Причас-

тия

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Схема №1

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема №2

      

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы: 

  1. Буслаев,Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И.Буслаев.- М.: Учпедгиз, 1959.- 623 с.
  2. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/В.В.Виноградов.-М.:  Высшая школа, 1986.- 639с.
  3. Кочергина В. А. Введение в языковедение / В.А.Кочергина.-М.: Изд. МГУ, 1970.- 526 с.
  4. Маслов М. Ю. Введение в языкознание /М.Ю.Маслов.- М.: Высшая школа, 1997.- 272с.
  5. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи / И.И.Мещанинов.- Л.: Наука, 1978.- 387 с.
  6. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М.Пешковский.- М.: Учпедгиз, 1956.- 511 с.
  7. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике / А.А.Потебня.- М. Учпедгиз, 1958.- 536 с.
  8. Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании / М.И.Стеблин-Каменский. -Л.: Изд. ЛГУ, 1973. -141 с.
  9. Супрун А. Е. Части речи в русском языке / А.Е.Супрун. -М.: Просвещение, 1971. -135с.
  10. Шахматов А. А. Из трудов по современному русскому языку (Учение о частях речи) / А.А.Шахматов.- М.: Учпедгиз, 1952.- 272 с.
  11. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л.В.Щерба.- М.: Учпедгиз, 1957.- 118 с.
  12. Ярцева В. Н. Языкознание / В.Н.Ярцева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 685 с.

Информация о работе История изучения частей речи