Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:44, реферат
Литература эпохи Возрождения. Условно Возрождение в Испании можно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (до конца 17 в.).
Испанская литература эпохи Возрождения
Литература
эпохи Возрождения. Условно Возрождение
в Испании можно разделить
на три периода: ранее Возрождение
(до середины 16 в.), высокое Возрождение
(до 30-х 17 в.) и так называемый период
барокко (до конца 17 в.).
В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе. В 1473–1474 в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского. Один из первых испанских "вольнодумцев" – Альфонсо де Вадес (ок. 1490–1532), выступавший с критикой церкви. Его брат Хуан де Вальдес (1500–1541) стоял во главе кружка аристократов, занимавшихся религиозными проблемами. Свои идеи он изложил в сочинении 110 божественных суждений (изданы в 1550). Наряду с Антонио де Небрихой (1441? – 1522), написавшим по поручению Изабеллы Кастильской Грамматику кастильского языка, Хуан де Вальдес стал одним из первых исследователей испанского языка (Диалог о языке, 1535–1536). Известны и их противники, например, ярый приверженец католичества, выдающийся оратор и историограф при дворе Карла I Антонио де Гевара (1441?–1522), впоследствии ставший инквизитором. Реформаторы испанской литературы – Хуан Боскан Альмогавер (конец 15 в.–1542) и Гарсиласо де ла Вега (1501–1536), которые ввели в литературный обиход мотивы и формы, заимствованные у итальянского Возрождения. К ним примкнули Эрнандо де Акунья (1520?–1580?), известный своим сонетом Королю нашему сеньору, мастер придворной поэзии и любовного мадригала Гутьерре де Сетина (1520–1557), португалец Са де Миранда (1485–1558), Диего Уртадо де Мендоса (1503–1575), автор хроники Война в Гранаде (опубл. в 1627). Свое неодобрение новой поэтики выразил Кристобаль де Кастильехо (1409–1450?) в сатире Против тех, кто бросил кастильские размеры и следует размерам итальянским . На начало 16 в. приходится расцвет рыцарского романа. Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман – Амадис Гальский опубликован в 1508. В середине 16 в. формируется один из основных жанров испанской литературы Возрождения – плутовской роман (роман о похождениях плутов и пройдох), появление которого связано с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих ей плутовства и обмана. Автор одного из наиболее ярких сочинений этого жанра – Трагикомедии о Калисто и Мелибее (1499) – Фернандо де Рохас (около 1465–1541). Трагикомедия больше известна под названием Селестина, по имени самого яркого персонажа – сводни Селестины, которую автор одновременно осуждает и отдает должное ее уму и находчивости. В романе прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество и явственно проступают характерные черты жанра – автобиографическая форма повествования, служба героя у разных господ, позволяющая ему подметить недостатки людей разных сословий и профессий. В тот же период складывается испанская национальная драма, которая основывалась на церковных традициях и одновременно жанре народных представлений, а также на опыте итальянской ренессансной драмы. Создателем испанской гуманистической драмы был Хуан дель Энсина (1469?–1529), которого называют "патриархом испанского театра". Свои пьесы из жизни пастухов, религиозные и светские, он называл эклогами. В формирование испанской национальной драмы внесли свой вклад Бартоломе Торрес Нааро (? –1531?), автор первого трактата о драме на испанском языке, Жил (Хиля) Висенте (1465–1536?), португалец по происхождению, писавший на португальском и испанском языках, и Хуан де ла Куэва (1543? – 1610), черпавший сюжеты в хрониках и романсах. Наиболее интересную часть литературного наследия Лопе де Руэда (1510–1565) составляют его посос – маленькие пьески, в основе которых – забавные случаи из жизни низших сословий. Новый этап в развитии испанского Возрождения, так называемое высокое Возрождение, относится ко второй половине 16 – началу 17 вв. Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), Филипп II (1527–1598) преследовал передовых мыслителей, в то же время поощряя культурное развитие, основав библиотеку в Эскориале и поддерживая многие университеты. Творческие и думающие люди, лишенные возможности проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16–17 вв. невиданный до того расцвет, и эта эпоха получила название "золотого века". Светские идеи гуманизма у некоторых поэтов и писателей переплетались с религиозными мотивами. Во второй половине 16 в. до 30-х 17 в. преобладает поэзия – лирическая и эпическая. Кроме того, популярностью пользовались пасторальные романы, зарождались реалистические роман и драма. В испанской лирической поэзии существовали две противоборствующие поэтические школы – севильская и саламанкская. Фернандо де Эррера (1534–1597) и другие поэты севильской школы отдавали предпочтение любовной лирике, земной и чувственной, в которой нередко звучали и звучали гражданские мотивы. Во главе саламанкской школы стоял августинский монах и профессор теологии Луис де Леон (1527–1591), родоначальник поэзии "мистиков". В противовес католической церкви, мистики выступали за индивидуальный путь познания Бога, слияния с Ним. Наиболее яркие представители этого течения – Тереса де Сепеда-и-Аумада (1515–1582), известная под именем святой Терезы де Хесус, и Хуан де ла Крус (1542–1591), принадлежавшие к ордену кармелитов. К "мистикам" примыкал и доминиканец Луис де Гранада (1504–1588), писавший на латинском, португальском и испанском языках. Восхищение античной поэзией, считавшейся высоким образцом, вызывало желание создавать произведения в духе эпических поэм Гомера и Вергилия. Наиболее удачная попытка была предпринята Алонсо де Эрсилья и Суньига (1533–1594), написавшим Араукану. Вторая половина 16 в. отмечена расцветом пасторального романа. Родончальником жанра в Испании стал португалец Хорхе де Монтемайор (ок. 1520–1561), написавший Семь книг о Диане (1559), за которыми последовало множество продолжений, например, Влюбленная Диана (1564) Гаспара Хиль Поло (? –1585), а также Галатея (1585) Сервантеса и Аркадия (1598) Лопе де Вега. Тогда же появились "мавританские" романы, посвященные жизни мавров: анонимная История Абенсерраха и прекрасной Харифы и Гражданские войны в Гранаде (ч. I – 1595, ч. II – 1604) Хинеса Переса де Ита (ок. 15 – ок. 1619). Черты плутовского романа наиболее отчетливо выразились в романе неизвестного автора Жизнь Ласарильо с Тормеса, его удачи и злоключения, получившем широкую известность. В 1559 инквизиция внесла его в список запрещенных книг из-за антиклерикального содержания. Первый том Жизнеописания Гусмана де Альфaраче, дозорная башня человеческой жизни Матео Алемана (1547–1614?) вышел в 1599, второй – в 1604. Наряду с реалистическим рассказом о проделках пикаро в романе важное место занимают философско-нравственные рассуждения в духе католицизма. Перу Франсиско Кеведо-и-Вильегаса (1580–1645) принадлежит роман История жизни пройдохи Паблоса, примера бродяг и зерцала мошенников (1626), пожалуй, лучший образец плутовского испанского романа, в котором сочетаются забавное повествование о плутах и пройдохах и поиск стоического нравственного идеала. В испанской литературе эпохи высокого Возрождения появились и подражания итальянским новеллам. Благодаря творчеству Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616), провившего себя в разных литературных жанрах, испанская литература приобрела всемирную славу. Его бессмертное сочинение – роман Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, задуманный как пародия на рыцарские романы того времени, стал одним из самых ярких памятников в мировой литературе. В эту эпоху завершается формирование испанской национальной драмы. Наиболее полно ее характерные черты воплотились в творчестве Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562–1635). Мировоззрение Лопе де Вега, новатора в области драматургии, сочетало в себе гуманистические и патриархальные идеи. Свои взгляды на драму он изложил в трактате Новое искусство сочинять комедии в наше время (1609). Лопе де Вега – создатель драмы чести, в его произведениях появляется предвосхищающая классицизм 17 в. мысль о несвободе человека, поскольку честь для него оказывается важнее страстей. Его комедии условно можно разделить на три группы – "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги" и "комедии дурных нравов". Он оказал влияние на таких драматургов, как Гильен де Кастро-и-Бельвис (1569–1631), Антонио Мира де Амескуа (1574–1644), Луис Велес де Гевара (1579–1644). Хуан Руиса де Аларкон-и-Мендоса (1581–1639) – первый выдающийся моралист испанского театра. Его знаменитая комедия – Сомнительная правда (напечатана в 1621). С философией барокко его сближает мысль об относительности правды и лжи, условности всего сущего. Знаменитый ученик Лопе де Вега Тирсо де Молина (1584–1648) защищал принципы испанской драмы в книге Толедские виллы, напоминающей по композиции Декамерон Боккаччо. Тирсо де Молина – автор религиозных пьес, которые, как и его светские пьесы, отразили общественные противоречия того времени. Его философские пьесы трактуют тему греха и небесного милосердия – Севильский озорник, или Каменный гость (1610), первая драматическая обработка легенды о Дон Жуане, и Осужденный за недостаток веры. В своих светских пьесах обращался к драматургическим жанрам, разработанным Лопе де Вега. В начале 17 в. Испания сохраняла положение мирового лидера, однако экономическая ситуация резко ухудшалась, несмотря на огромный приток золота из колониальной Америки. В заключительный этап Возрождения, часто выделяемый в особый период барокко, преобладала тенденция происходящее в стране интерпретировать как следствие злого начала в человеке, идея, созвучная христианскому учению о греховности. Выход виделся в обращение к разуму, помогающему человеку найти дорогу к Богу, что отразилось и в литературе, уделяющей особое внимание контрасту между человеческой природой и его разумом, между красотой и уродством, в то время как прекрасное воспринималось как нечно эфемерное и практически недоступное. В поэзии господствовали два стиля – "гонгоризм", получивший название в честь крупнейшего поэта того времени Луиса де Гонгора-и-Арготе (1561–1627), и "концептизм", от слова concepto, что означает "мысль". "Гонгоризм" называли еще "культеранизмом", от слова culto ("возделанный"), поскольку этот стиль был рассчитан на избранную, образованную аудиторию. Гонгора был поэтом светским и народный мотив в его творчестве, обращение к жанрам народной поэзии (романсам и летрильям) сочетаются с изысканными художественными приемами. "Концептизм", основоположником которого считается А. де Ледесма, выпустивший сборник стихов Духовные мысли (1600), противостоял "гонгоризму". В то же время в "концептизме", как и в "гонгоризме", большое внимание уделялось форме, созданию сложных понятий, игре слов, остроумию. Один из представителей "концептизма", Кеведо пробовал себя в разных жанрах, но наибольшего развития этот стиль достиг в его сатирических очерках, Сновидения, (1606–1622). Выдающимся философом, моралистом и писателем был Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601–1658), член ордена иезуитов, выступавший под псевдонимами. В работе Остроумие, или искусство изощренного ума (1648) он формулирует принципы концептизма. Некоторые поэты, например, Хуан де Тассис-и-Перальта, граф де Вильямедиана (1582–1621) и Сальвадор Хасинто Поло де Медина (1603–1683) пытались в своем творчестве объединить традиции Гонгоры и Кеведо. Барочная драматургия достигла совершенства в творчестве Педро Кальдерона де ла Барка (1600–1680). Подобно Тирсо де Молине, он принадлежит к национальной драматической школе Лопе де Вега. В творчестве этого последнего великого представителя испанской литературы "золотого века" отражается пессимистический взгляд на человека, свойственный эпохе. Центральное произведение Кальдерона – философская драма Жизнь есть сон (1635), главная идея которой, уже чуждая Ренессансу, – что ради земной жизни не следует отказываться от жизни вечной. Кальдерон – за иллюзорность наших представлений о жизни, поскольку она непостижима. В пьесе Сам у себя под стражей (1636) он дает комическую трактовку той же темы. Барочная драматургия представлена и сочинениями других писателей, которых порой называют "школой Кальдерона". Среди них – Франсиско де Рохас Соррилья (1607–1648). Он использовал в своем творчестве материал античной мифологии, истории и современности и в его драматургии уже появляется характерный для трагедий классицизма мотив конфликта между долгом человека и его чувством (Каталонский каин,1645); Августин Морето-и-Кабанья (1618–1669), писавший пьесы религиозного содержания, народно-героические драмы, комедии и др. |