Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:43, реферат
Игровая концепция культуры наиболее полно позволяет понять сущность представлений и зрелищных форм, в структуре которых обнаруживаются также культы и поклонения. Античный философ Геродот считал праздники, наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим греков.
Игровая концепция культуры наиболее полно позволяет понять сущность представлений и зрелищных форм, в структуре которых обнаруживаются также культы и поклонения. Античный философ Геродот считал праздники, наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим греков.
Культура
есть игра, культура развивается в
игре. И вместе с тем понимание
игры как сущности культуры включает
в себя момент зрелища — это
«игра и видимость» у Шиллера,
праздничное осуществление
Зрелище — это то, на чем всегда «сосредоточено внимание людей», и то, что вызывает «их активный интерес». История развития культуры наглядно свидетельствует о том, что зрелище всегда являлось своеобразным зеркалом эпохи. По создаваемым праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления различных социальных слоев.
Зрелище выражает и кризисные явления в культуре. В условиях потребительского общества зрелище становится аспектом массовой культуры, с ее стереотипами, имиджами, ценностями отдыха и развлечения. В отличие от классической культуры, массовая культура обладает по преимуществу компенсаторно-развлекательными функциями. Привлекательность зрелища, его яркость и красочность, внешняя эффективность делают его весьма важным орудием в борьбе за массовое сознание. При помощи эффективного зрелища можно привить стереотипные убеждения. Поэтому игра может быть как истоком катарсиса, так и средством рыночного потребления. Когда в обществе превалирует стремление сохранить духовные ценности, смысл игры — не игра, игра осуществляется ради серьезного, обладая символическим смыслом.
Исторически в условиях господства религиозно-мифологического миропонимания понятия «культ» и «культура» были нераздельны. Латинское cultus (почитать, поклоняться) со временем трансформировалось в культ. Именно поклонение лежит в основе всякого ритуала, что й выступает содержанием зрелища.
Культ является самым древним театрализованным представлением, включающим в себя все основные его составляющие: условности, маски или переодевания, музыку, песни, танцы, пышные декорации, коллективные действия. По сути зрелищное действо выступает как праздничное состязание (праздник, забава) и священный ритуал (культовый обряд).
Зрелище является культурно-эстетическим феноменом широчайшего диапазона: спортивные состязания и игровые программы, обрядовые действа и публичные ритуалы, празднества и театрализованные представления—все это зрелище.