Игровая сущность зрелищ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Игровая концепция культуры наиболее полно позволяет понять сущность представлений и зрелищных форм, в структуре которых обнаруживаются также культы и поклонения. Античный философ Геродот считал праздники, наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим греков.

Работа содержит 1 файл

Игровая сущность зрелищ.doc

— 26.50 Кб (Скачать)

     Игровая концепция культуры наиболее полно  позволяет понять сущность представлений  и зрелищных форм, в структуре  которых обнаруживаются также культы и поклонения. Античный философ Геродот  считал праздники, наряду с расой  и языком, третьим элементом, объединяющим греков.

     Культура  есть игра, культура развивается в  игре. И вместе с тем понимание  игры как сущности культуры включает в себя момент зрелища — это  «игра и видимость» у Шиллера, праздничное осуществление ритуала  у Хёйзинги, репрезентация и движение смысла у Гадамера. Все признаки, характерные для игры, да и сама формулировка понимания игры соответствуют признакам, по которым можно охарактеризовать и театрализованное зрелище.

     Зрелище — это то, на чем всегда «сосредоточено внимание людей», и то, что вызывает «их активный интерес». История развития культуры наглядно свидетельствует о том, что зрелище всегда являлось своеобразным зеркалом эпохи. По создаваемым праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления различных социальных слоев.

     Зрелище выражает и кризисные явления  в культуре. В условиях потребительского общества зрелище становится аспектом массовой культуры, с ее стереотипами, имиджами, ценностями отдыха и развлечения. В отличие от классической культуры, массовая культура обладает по преимуществу компенсаторно-развлекательными функциями. Привлекательность зрелища, его яркость и красочность, внешняя эффективность делают его весьма важным орудием в борьбе за массовое сознание. При помощи эффективного зрелища можно привить стереотипные убеждения. Поэтому игра может быть как истоком катарсиса, так и средством рыночного потребления. Когда в обществе превалирует стремление сохранить духовные ценности, смысл игры — не игра, игра осуществляется ради серьезного, обладая символическим смыслом.

     Исторически в условиях господства религиозно-мифологического  миропонимания понятия «культ»  и «культура» были нераздельны. Латинское cultus (почитать, поклоняться) со временем трансформировалось в культ. Именно поклонение лежит в основе всякого ритуала, что й выступает содержанием зрелища.

     Культ является самым древним театрализованным представлением, включающим в себя все основные его составляющие: условности, маски или переодевания, музыку, песни, танцы, пышные декорации, коллективные действия. По сути зрелищное действо выступает как праздничное состязание (праздник, забава) и священный ритуал (культовый обряд).

     Зрелище является культурно-эстетическим феноменом широчайшего диапазона: спортивные состязания и игровые программы, обрядовые действа и публичные ритуалы, празднества и театрализованные представления—все это зрелище.

Информация о работе Игровая сущность зрелищ