Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:04, реферат
Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме «сказок» Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.
Идейные
и художественные
особенности сатиры
Салтыкова-Щедрина
наиболее ярко проявилась
в жанре сказки.
Если бы кроме «сказок»
Салтыков-Щедрин ничего
не написал, то они
одни дали бы ему
право на бессмертие.
Три сказки – «Повесть
о том, как один мужик
двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик» и «пропала
совесть» – были написаны 1869
г. 29 написаны им в последнее
десятилетие жизни,
а полное собрание сказок
включает в себя 32 сказки.
Сказки создавались
в эпоху реакции (1881
г. – убийство царя Александра II).
Форма сказки избрана
потому, что простому
читателю этот жанр
наиболее понятен и
близок. Это были сказки
для детей от 7 до 70 лет,
сказки «для детей изрядного
возраста». Дети – это
взрослые, нуждающиеся
в поучении. В сказке
можно было в завуалированной
форме обратить внимание
на самые злободневные
вопросы общественной
жизни, встать на защиту
народных интересов.
Сказки Салтыкова-Щедрина
называют также «малой
энциклопедией сатиры»,
а самого Салтыкова-Щедрина
– «прокурором русской
действительности».
Писатель-сатирик в
своих сказках надевает
маску сказителя, добродушного,
бесхитростного балагура.
За маской же скрывается
саркастическая усмешка (сарказм
– злая, ядовитая ирония)
человека, умудренного
горьким жизненным опытом.
В своих сказках Салтыков-Щедрин
использует гиперболу (средство
художественной выразительности,
основанное на преувеличении),
гротеск (разновидность
комического, сочетающее
в фантастической форме
ужасное и смешное, безобразное
и возвышенное, как правило,
образы гротеска несут
в себе трагический
смысл), фантастику (несуществующее
в действительности,
созданное фантазией,
воображением), аллегорию (изображение
отвлеченного понятия
или явления через конкретный
образ; например, в баснях
под видом животных
аллегорически изображаются
определенные лица или
социальные явления).
Сказки Салтыкова-Щедрина
написаны эзоповым языком (художественная
речь, насыщенная недомолвками
и ироническими намеками,
вынужденное иносказание).
В идейном содержании
сказок Салтыкова-Щедрина
можно выделить три
основные темы:
1. сатира на правительственные
верхи и на эксплуататорские
классы;
2. изображение жизни
народных масс в царской
России;
3. обличение поведения
и психологии обывательски
настроенной интеллигенции.
Связь сказок Салтыкова-Щедрина
с фольклором проявляется
в употреблении сказочных
зачинов: «жили-были
два генерала…», «в
некотором царстве,
в некотором государстве
жил был помещик…».
В сказках много пословиц
и поговорок: «бабушка
надвое сказала», «стыд
глаза не выест»; также
Салтыков-Щедрин употребляет
в своих произведениях
сказочные формулировки:
«по щучьему велению,
по моему хотению», «ни
в сказке сказать, ни
пером описать». В своих
сказках Салтыков-Щедрин
умело сочетает достоверное
с фантастическим. Сказки
настроены на резких
социальных контрастах.
Сталкивает антагонистические
классы: мужик – помещик,
генерал – мужик. Писатель-сатирик
пользуется в своих
сказках народной речью,
которую он хорошо изучил
будучи на государственной
службе.
В «Повести о том, как
один мужик двух генералов
прокормил» при помощи
приемов сказочной фантастики
Салтыков-Щедрин показывает,
что источником материального
благополучия и так
называемой «дворянской
культуры» является
труд мужика. Генералы-паразиты
привыкли жить чужим
трудом, очутившись
на необитаемом острове
без прислуги, обнаружили
повадки голодных диких
зверей, готовых пожрать
друг друга (один генерал
другому чуть ухо не
откусил). Только появление
мужика спасло их от
окончательного озверения
и вернуло обычный «генеральский»
облик. Что же было бы,
если бы не нашелся мужик?
Об этом рассказывается
уже в сказке «Дикий
помещик». Помещик, изгнав
из своего имения мужиков
«одичал», «оброс с головы
до ног волосами», «ходил
все больше на четвереньках»,
«утратил даже способность
произносить членораздельные
звуки». Например, мужик
в «Повести…» дал генералам
по десятку яблок, а
сам себе взял только
одно кислое. Сам же
себе и веревку свил,
чтобы его генералы
на привязи держали
ночью. Чувствуются
переживания сатирика,
связанные с поисками
ответа на вопрос, кто
освободит эту могучую
народную силу из плена.
Салтыков-Щедрин в сказках
показывает паразитизм,
тунеядство помещичьего
класса. Превращение
помещика в дикого зверя
(метафора) подчеркивает
истинную сущность существующей
власти. Каждый есть
хищник. В сказке «Пропала
совесть» сатирик клеймит
весь мир хищников-паразитов,
лишившихся этого важного
человеческого достояния.
Эта сказка – сигнал
тревоги. Значит в мире
что-то не так, если живут
во лжи, а не по совести.
Ложь, кривда – это закон
общества. Ложь – «торжествующая
свинья», правящая миром.
Грустная сказка у сатирика
– «Коняга». Повествует
она о тяжелой доле крестьян.
В центре произведения
рабочая лошадь, замученная
непосильной работой.
Сатирик сам раскрывает
смысл своего реалистического
символа – это «обыкновенный
мужичий живот» (т.е.
мужичья жизнь), вечно
голодный, измученный
и надорванный. Коняга
живет, точно в темную
бездну погружена, но
именно Коняга своим
трудом освободит народную
силу из плена, выведет
к будущей счастливой
жизни родную страну.
Сказка «Премудрый пескарь»
– размышление о смысле
жизни. Пескарь никуда
не выходил, жил в своей
норе». Жил – дрожал
и умирал – дрожал».
Не женился, не имел
детей, друзей, никаких
желаний, прожил с лишком 100
лет жизнью, которая
прошла зря. Одна радость
в жизни: «Слава тебе,
Господи, жив!» Всю жизнь
пескарь боялся щуки.
Эта философия жизни-боязни
высмеивается автором.
Это пескарство живет
в каждом. Под пескарем
автор подразумевал
либеральную интеллигенцию.
Сказка «Карась-идеалист»
рассказывает нам о
том, как карась высказывал
свои мысли, свои идеи
по переустройству общества.
Он постоянно спорил
с ершом, который показан
как «знающий жизнь».
Салтыков-Щедрин использует
фантастику (говорит,
что ерш и карась рассуждают
о политике), аллегорию.
Карась показан представителем
либералов, которые
лишь говорят и рассуждают.
Так и карась рассуждает
о том, какое устройство
государства было бы
лучше, но все его мысли
остаются лишь на словах
и не подкрепляются
действиями. Карась
все время рассуждает,
а сам «отроду щук не
видывал». Ерш пытается
убедить его в том, что
жизни он совсем не знает,
«а до тех пор лучше
помалчивал бы». Но однажды
пришлось карасю свои
идеи щуке высказывать.
Она все слушала его,
слушала. В запасе у
карася был его «козырь»
– вопрос о том, знает
ли щука о добродетели.
И когда положение карася
было безвыходным, он
пустил этот «козырь»
в ход. Щука от удивления
разинула рот и случайно
карася проглотила.
А все его идеи остались
лишь идеями, карась
ничего не сделал, чтобы
хоть одну идею привести
в жизнь.
Сказки Салтыкова-Щедрина
– это итог многолетних
наблюдений писателя.
Чтобы по-настоящему
понять и оценить их,
достаточно прочитать
заключение цензора
Лебедева: «…то, что
господин Салтыков-Щедрин
называет сказками,
вовсе не отвечает своему
назначению; его сказки
– та же сатира и сатира
едкая, направленная
против общественного
и политического нашего
устройства…». Да, сказки
Салтыкова-Щедрина были
направлены против общественного
строя, порождающего
паразитизм одних, нищету
и бесправие других,
лишающего человека
нравственных начал.
Действительно, Салтыков-Щедрин
создал новый оригинальный
жанр – политическую
сказку.
Салтыков-Щедрин
— один из величайших сатириков
мира. Всю свою жизнь он посвятил
борьбе за освобождение русского народа,
критикуя в своих произведениях
самодержавие и крепостничество, а
после реформы 1861 года — пережитки
крепостного права, оставшиеся в
быту и психологии людей. Сатирик
критиковал не только деспотизм и
эгоизм угнетателей, но и покорность
угнетаемых, их долготерпение, рабскую
психологию.
Понимая, что революцию может совершить
только народ, Салтыков-Щедрин старается
разбудить самосознание народа, зовет
его на борьбу. Во всем блеске раскрылся
талант сатирика в его сказках. Этот жанр
позволяет скрыть истинный смысл произведения
от цензуры. В сказках Салтыков-Щедрин
раскрывает тему эксплуатации народа,
дает уничтожающую критику паразитизму
дворянства, чиновникам — всем тем, кто
живет народным трудом.
В сказке “Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил” писатель изображает
двух генералов, которые попали на необитаемый
остров. Два крупных чиновника всю свою
жизнь прослужили в регистратуре, которую
потом “за ненадобностью упразднили”.
Попав на остров, генералы-дармоеды чуть
не съели друг друга. Не окажись на острове
мужика, бездельники так и умерли бы с
голоду, хотя на острове было множество
плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись,
генералы вновь приобретают уверенность
в себе. “Вишь, как хорошо генералом быть”,
— говорит один из них.
В этой сказке Салтыков-Щедрин изобличает
паразитизм, полную неспособность людей,
которые давно отвыкли от труда. Позднее
Чехов в пьесе “Вишневый сад” покажет
нам Гаева, зрелого человека, которому
старый лакей Фирс надевает штаны. Окажись
Гаев на необитаемом острове, он так же,
как и генералы, умер бы с голоду. Генералам
не приходит в голову, что эксплуатировать
мужика — это позорно и безнравственно,
они полностью уверены в своем праве, что
на них должен кто-то работать.
Сатирик пишет: “Вернувшись обратно в
Петербург, генералы денег загребли, но
и мужика не забыли: выслали ему рюмку
водки да пятак серебра. Веселись, мужичина”.
С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает
самодержавие в сказке “Медведь на воеводстве”.
Лев в свое дальнее воеводство посылает
Топтыгиных для усмирения “внутреннего
супостата”. Под династией Топтыгиных
Щедрин подразумевает придворных слуг
царя. Три Топтыгина сменяют друг друга
на посту в дальнем воеводстве. Первый
и второй воеводы занимались разного рода
злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими
(чижика съел), второй — крупными (забрал
у крестьян корову, лошадь, двух овец, “за
что мужики осерчали и убили его”). Третий
же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний,
он пошел либеральным путем, за что мужики
много лет присылали ему то корову, то
лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло
терпение мужиков, и они расправились
с воеводой. В этой расправе ясно видятся
стихийные бунты крестьян против своих
угнетателей.
Салтыков-Щедрин показал, что недовольство
народа обусловлено не только произволом
наместников, но и порочностью всей самодержавной
системы.
Сатирик не уставал изобличать пороки
самодержавия и в других своих сказках.
В сказке “Орел-меценат” выдающийся писатель
показал отношение верхов к искусству,
науке и просвещению. Он делает один вывод,
“что орлы для просвещения не нужны”.
В сказке “Премудрый пескарь” Салтыков-Щедрин
высмеивает мещанство (“жил дрожал и помирал
дрожал”). Также неравнодушен Салтыков-Щедрин
и к идеалистам-утопистам (сказка “Карась-идеалист”).
Писатель утверждает, что не словами, а
решительными действиями можно достичь
счастливого будущего, и сделать это может
сам народ.
Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив,
самобытен житейской смекалкой. Мужик
делает из собственных волос невод в сказке
о генералах. Писатель-гуманист полон
горечи за свой многострадальный народ,
утверждая, что он своими руками “вьет
веревку, которую ему потом накинут на
шею угнетатели”. Образ коняги из сказки
Салтыкова-Щедрина — символ порабощенного
народа.
Свой стиль Салтыков-Щедрин называет эзоповским,
в каждой сказке присутствует подтекст,
различные иносказания. Тесно связаны
сказки Салтыкова-Щедрина с народным творчеством:
он часто употребляет народные пословицы
и выражения. Литературное наследство
Салтыкова-Щедрина, как и всякого гениального
писателя, принадлежит не только прошлому,
но и настоящему, и будущему.
Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму он как бы переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры.
Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.
Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), либерализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).
В сказках Щедрина отчетливо прослеживаются фольклорные традиции. Связь с фольклором устанавливается с помощью традиционного “жил-был”, которое является в сказке зачином. Писатель также употребляет присказки (“По щучьему велению, по моему хотению...”), обращается к народным изречениям, поданным в социально-политическом истолковании.
Сюжет сказок Салтыкова-Щедрина также фольклорен, поскольку здесь добро противостоит злу, хорошее — плохому. Однако привычные грани между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются самим автором.
Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, чтобы сделать свое произведение доступным читателю, поэтому близость к фольклору проявляется и в образном строе, что дает ему возможность прямо использовать эпитеты, а выбирая животных для аллегории, опираться также на басенную традицию. Писатель использует привычные и для басен, и для сказок амплуа. Например, в сказке “Медведь на воеводстве” Медведь-воевода - майор, Осел - советник, Попугаи — скоморохи, а Соловей — певец.
Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна, как и в баснях Крылова, где, по мысли Белинского, нет зверей, а есть люди, — “и притом русские люди”. Сказки Салтыкова-Щедрина неслучайно называли баснями в прозе, так как в них четко прослеживалась соответствующая этому жанру традиция изображения человеческих пороков в образах зверей. Кроме того, щедринская сказка, как и басня Крылова или Эзопа, всегда несет в себе поучение, мораль, являясь стихийным воспитателем и наставником народных масс.
В своих сказках Салтыков-Щедрин продолжает русскую сатирическую литературную традицию. Например, в ряде сказок прослеживаются гоголевские мотивы и полемика с Гоголем. Вообще гоголевская сатира во многом определила характер дальнейшей литературной деятельности писателя. Например, как в гоголевской “Шинели”, так и в “Премудром пискаре” Салтыкова-Щедрина показана психология запуганного среднего человека. Новаторство же Щедрина состояло в том, что он ввел в сказки политическую сатиру, имеющую как злободневное, так и общечеловеческое звучание. Этот писатель перевернул само представление о сатире, выйдя за пределы гоголевского психологического метода, раздвинул границы возможностей сатирического обобщения и осмеяния. Отныне предметом сатиры становились не отдельные, зачастую случайные события и происшествия и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа-раба, трагедия которого заключалась в неспособности протестовать против жестоких форм жизни. Так, основная идея сказки “Медведь на воеводстве” заключается в том, что причины народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа - в свержении царизма.
Сатира Щедрина, таким образом, приобретает устойчивую политическую окраску.
Сатирик борется не с конкретными явлениями, а с порождающим и вскармливающим эти явления социальным строем. Салтыков-Щедрин рассматривает каждого отдельного человека как продукт породившей его общественной среды, лишает художественный образ всех человеческих черт и подменяет индивидуальную психологию проявлениями классового инстинкта. Всякий поступок героя осмысляется Щедриным как социально необходимый и неизбежный.
Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика всегда основана на реальных событиях.
Изображение “призрачности” политической действительности требовало соответствующей формы, которая, доведя явление до абсурда, до уродства, обнажила бы его подлинное безобразие. Такой формой мог быть только гротеск (соединение несоединимого), который является в сказках важным источником комического эффекта. Так, гротеск искажал, преувеличивал действительность, фантастика же самым необычным жизненным явлениям придавала характер привычности и обыденности, а мысль о ежедневности и регулярности происходящего только усиливала впечатление. Чрезмерная жестокость политического режима и полное бесправие народа действительно граничили с волшебством, с фантастикой. Так, например, в сказке “Дикий помещик” Щедрин в уродливо-комическом виде показал апогей как нравственного, так и внешнего “запущения” человека. Помещик “оброс волосами, ногти у него стали, как железные”, он начал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельно звуки”, “но хвоста еще не приобрел”. А в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” генералы находят на необитаемом острове номер “Московских ведомостей”.
Очень активно использует Щедрин гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля.
Иногда - хотя и не так часто и явно, как другие средства художественного изображения, - Салтыков-Щедрин использует антитезу (противопоставление). Это можно увидеть на примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Генералы столько “денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”.
Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” учитель каллиграфии не может различить сторон света.
Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “собственно не был зол, а так, скотина”.
Итак, активное использование художественных приемов позволило писателю глубже раскрыть сущность самодержавного аппарата. Помимо этого, сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Информация о работе Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина