Идейно-художественный смысл поэмы-загадки С.А.Есенина «Черный человек»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

«Черный человек» - последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина, принадлежит к самым загадочным произведениям мировой поэзии. Поэма была задумана еще в 1921 году и завершена всего за месяц до трагической гибели поэта. Есенин не раз подчеркивал, что работал над поэмой два года. «В 1940 году С.А.Толстая - Есенина отмечала: «По словам Есенина, он писал поэму за границей в 1922 или в 1923 гг...Поэт отдал «Черному человеку так много сил.

Работа содержит 1 файл

есенин.docx

— 27.15 Кб (Скачать)

Саратовский государственный  университет им. Н.Г.Чернышевского

Институт  филологии и журналистики 
 
 
 

Идейно-художественный смысл поэмы-загадки 

С.А.Есенина  «Черный человек» 
 
 
 
 

Выполнила студентка 412 гр.

Миронова  Оксана. 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов

2011 

     «Черный человек» - последняя, самая маленькая  и самая емкая из больших поэм Есенина, принадлежит к самым  загадочным произведениям мировой  поэзии. Поэма была задумана еще  в 1921 году и завершена всего за месяц до трагической гибели поэта. Есенин не раз подчеркивал, что работал над поэмой два года.  «В 1940 году С.А.Толстая - Есенина отмечала: «По словам Есенина, он писал поэму за границей в 1922 или в 1923 гг...Поэт отдал «Черному человеку так много сил. Написал несколько вариантов поэмы».»» [Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» ..1999] В.Ф. Наседкин отмечал: «То, что вошло в собрание сочинений – это одно из вариантов. Я слышал от него другой вариант, кажется, сильнее изданного» [ Наседкин В.Ф. Последний год Есенина // С.А. Есенин. Материалы к биографии / Сост. Н.И. Гусева, С.И. Субботин, С.В. Шумихин. - М., 1993]

     Поэма была прочитана,  как вещь автобиографическая. Ее называли  лирической исповедью поэта, «реквием», «поэмой кризиса» и т.д. Но философское и эстетическое содержание поэмы не было до конца понято, поэтому она вызвала множество вопросов, таких как:  каковы литературные источники поэмы, какой смысл вложил автор в образ черного человека и др., на которые и сейчас нет однозначного ответа. В своей работе я затрону некоторые проблемы в изучении поэмы-загадки С.Есенина «Черный человек».

    Обратимся к источникам поэмы «Черный человек». Самым очевидным влиянием на поэму Есенина является влияние пьесы А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Это влияние признавал и сам Есенин. Поэмы Пушкина и Есенина многое сближает – это и тема, и главные образы, и заглавие поэмы «Черный человек», которое является цитатой из пушкинской маленькой трагедии. Также параллели можно увидеть и на уровне текста:

    У А. Пушкина:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду,

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.

 

    У С. Есенина:

Черный  человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать  ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне  всю ночь.

 

     «По сути дела эта поэма – поэма  о поэте и искусстве – развивает  основные идеи есенинского творчества и является своего рода творческим кредо поэта». [Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина..2001.]То есть эта поэма, как и пьеса Пушкина – произведения о Гении и высоком искусстве. Гением являются лирический герой в поэме «Черный человек» и Моцарт, а образ Сальери приравнивается к образу Черного человека. По словам В. Белинского, "как ум, как сознание, Сальери гораздо выше Моцарта, но как непосредственная творческая сила, он ничто перед ним... И потому сама простота Моцарта, его неспособность ценить себя самого еще больше раздражают Сальери. Он не тому завидует, что Моцарт выше его, - превосходство он мог бы вынести благородно, но тому, что он ничто перед Моцартом, потому что Моцарт гений, а талант перед гением - ничто... И вот он твердо решается отравить его" [там же] Но если в пушкинском «Моцарте и Сальери» было два героя, то в есенинской поэме лирический герой и черный человек являются одним человеком. «Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Корни поэмы можно отыскать во множестве произведений,  как классиков мировой художественной литературы, так и современников С.Есенина. И в первую очередь, конечно, нужно отметить произведения Ф.М.Достоевского, а в частности его роман «Двойник», где внешний конфликт со средой перерастает во внутренний и приводит к раздвоенности сознания героя. С.Н.Кирьянов в своей работе давал целый список произведений «раскрывающих всю гамму литературных параллелей и прототипов героев этого произведения. Их можно обнаружить уже в библейских текстах, апокрифах (сюжеты о соблазнении чертом), "Повести о Горе-Злочастии", "Повести о Савве Грудцыне", "Моцарте и Сальери" Пушкина, "Портрете" Гоголя, "Савелии Грабе, или Двойнике" Даля, "Двойнике" Майкова, "Антихристе" Свенцицкого, "Двойнике", "Братьях Карамазовых" Достоевского, "Черном монахе" Чехова, "Мелком бесе", "Тенях" Сологуба, "Двойнике" Блока, "Фаусте" Гете, "Удивительной истории Петера Шлемиля" Шамиссо, "Двойнике" Гейне, "Элекисире Сатаны" Гофмана, "Декабрьской ночи" Мюссе, "Вороне" и "Вильяме Вильсоне" По и многих других произведениях мировой литературы». [Кирьянов С.Н.Поэма «Черный человек»..1999]

     Но  ни в одном произведении не чувствуется такого трагизма и одиночества героя, как в «Черном человеке». Лирический герой, разговаривая со вторым своим «я», испытывает несравненные муки и терзания души, потому что его «прескверный гость»

     «Читает мне жизнь 

     Какого-то прохвоста и забулдыги,

     Нагоняя на душу тоску и страх...»

     Черный  человек «читает» его жизнь и  лирический герой начинает понимать свою обреченность: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Нужно отметить, что двойничество отраженно и на композиционном уровне. Перед нами два образа – лирический герой, чистый душой и черный человек, являющийся воплощением зла. Все произведение представляет собой перетекание  монологической речи в диалогическую, то есть в разговор с черным человеком, своим подсознанием. Соотношение монолога и диалога  выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы. Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования, которое является более взволнованным и эмоциональным. Поэма номинативна. В ней глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало. Здесь представлена картина, которая нагнетается монологической речью и взрывается в монологах:

     «Черный человек!

     Ты  не смеешь этого!»

      Глаголы,  принадлежащие речи  лирического героя употребляются в настоящем времени, а в речи черного человека часты глаголы прошедшего времени. Можно сделать вывод, что черный человек – прошлое. Об этом пишет и С.Н.Кирьянов: «Сам черный человек - скорее прошлое, чем настоящее. Черный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности. В этом смысле правомерно утверждение того, что для Есенина черный - пережиток прошлого. В связи с этим закономерен вывод: в поэме отсутствует значение времени. Эта категория из узко конкретной трансформируется в универсальную категорию бытия - небытия. Поэтому нельзя говорить о конечности конфликта и поэмы в целом - здесь явленная картина существует таким образом, что закончиться она может только продолжением не в будущее, а в прошлое, то есть завершенность конфликта поэмы может быть обусловлена эффектом зеркала: взаимонаправленностью векторов [Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества      С.А. Есенина и национальной культуры. Учеб. пособие. – Тверь: Б.И.,1999. – 176с.]. И действительно черный человек исчезает только после разбития зеркала и наступления утра - спасительной поры отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью сорвать с нее темные наслоения. Возможно, это приведет к очищению героя.

     Поэма «Черный человек» является глубоко  индивидуальной и лиричной поэмой. В ее основе мир героя – его  жизнь, его душевные переживания. Здесь лирическое и драматическое начала органично сочетаются с эпической традицией, несмотря на то, что предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека. И именно она легла в основу эпичности поэмы. Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. «Обнаженная лиричность поэмы, поиск героем и автором своего пути, включенность в давний диалог сознаний (своего рода, внешняя и внутренняя интертекстуальность) со своим голосом истории придают поэме масштабность, то есть - эпичность. Так существующее смыкается с сущим, личностное с бытийным, лирика и драма с эпосом». [Кирьянов С.Н. там же]

     Поэма С.А.Есенина  «Черный человек» стала  своеобразным итогом его творчества. Бесконечный и ускользающий смысл  ее образов, многообразие несходных  жизненных и литературных источников порождает множество значений поэмы-загадки  «Черный человек». В 20 веке трудно найти  произведение, в котором так широко и многогранно отразилась мировая  традиция и так глубоко и многозначно показана трагедия художника, продающего за песню свою жизнь. 
 
 
 
 
 

                         Список использованной литературы

  1. Eсенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. В.Г. Базанова, А.А. Есениной, Е.А. Есениной и др. - М., 1977-1980.
  2. Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества      С.А. Есенина и национальной культуры. Учеб. пособие. – Тверь: Б.И.,1999. – 176с.
  3. Шубникова – Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М.,2001. – 688с.
  4. Наседкин В.Ф. Последний год Есенина // С.А. Есенин. Материалы к биографии / Сост. Н.И. Гусева, С.И. Субботин, С.В. Шумихин. - М., 1993

Информация о работе Идейно-художественный смысл поэмы-загадки С.А.Есенина «Черный человек»