Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа
«Черный человек» - последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина, принадлежит к самым загадочным произведениям мировой поэзии. Поэма была задумана еще в 1921 году и завершена всего за месяц до трагической гибели поэта. Есенин не раз подчеркивал, что работал над поэмой два года. «В 1940 году С.А.Толстая - Есенина отмечала: «По словам Есенина, он писал поэму за границей в 1922 или в 1923 гг...Поэт отдал «Черному человеку так много сил.
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Институт
филологии и журналистики
Идейно-художественный смысл поэмы-загадки
С.А.Есенина
«Черный человек»
Выполнила студентка 412 гр.
Миронова
Оксана.
Саратов
2011
«Черный человек» - последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина, принадлежит к самым загадочным произведениям мировой поэзии. Поэма была задумана еще в 1921 году и завершена всего за месяц до трагической гибели поэта. Есенин не раз подчеркивал, что работал над поэмой два года. «В 1940 году С.А.Толстая - Есенина отмечала: «По словам Есенина, он писал поэму за границей в 1922 или в 1923 гг...Поэт отдал «Черному человеку так много сил. Написал несколько вариантов поэмы».»» [Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» ..1999] В.Ф. Наседкин отмечал: «То, что вошло в собрание сочинений – это одно из вариантов. Я слышал от него другой вариант, кажется, сильнее изданного» [ Наседкин В.Ф. Последний год Есенина // С.А. Есенин. Материалы к биографии / Сост. Н.И. Гусева, С.И. Субботин, С.В. Шумихин. - М., 1993]
Поэма была прочитана, как вещь автобиографическая. Ее называли лирической исповедью поэта, «реквием», «поэмой кризиса» и т.д. Но философское и эстетическое содержание поэмы не было до конца понято, поэтому она вызвала множество вопросов, таких как: каковы литературные источники поэмы, какой смысл вложил автор в образ черного человека и др., на которые и сейчас нет однозначного ответа. В своей работе я затрону некоторые проблемы в изучении поэмы-загадки С.Есенина «Черный человек».
Обратимся к источникам поэмы «Черный человек». Самым очевидным влиянием на поэму Есенина является влияние пьесы А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Это влияние признавал и сам Есенин. Поэмы Пушкина и Есенина многое сближает – это и тема, и главные образы, и заглавие поэмы «Черный человек», которое является цитатой из пушкинской маленькой трагедии. Также параллели можно увидеть и на уровне текста:
У А. Пушкина:
Мне день
и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду, Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит. |
У С. Есенина:
Черный
человек,
Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать не дает мне всю ночь. |
«По
сути дела эта поэма – поэма
о поэте и искусстве –
Но ни в одном произведении не чувствуется такого трагизма и одиночества героя, как в «Черном человеке». Лирический герой, разговаривая со вторым своим «я», испытывает несравненные муки и терзания души, потому что его «прескверный гость»
«Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх...»
Черный человек «читает» его жизнь и лирический герой начинает понимать свою обреченность: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Нужно отметить, что двойничество отраженно и на композиционном уровне. Перед нами два образа – лирический герой, чистый душой и черный человек, являющийся воплощением зла. Все произведение представляет собой перетекание монологической речи в диалогическую, то есть в разговор с черным человеком, своим подсознанием. Соотношение монолога и диалога выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы. Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования, которое является более взволнованным и эмоциональным. Поэма номинативна. В ней глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало. Здесь представлена картина, которая нагнетается монологической речью и взрывается в монологах:
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!»
Глаголы, принадлежащие речи лирического героя употребляются в настоящем времени, а в речи черного человека часты глаголы прошедшего времени. Можно сделать вывод, что черный человек – прошлое. Об этом пишет и С.Н.Кирьянов: «Сам черный человек - скорее прошлое, чем настоящее. Черный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности. В этом смысле правомерно утверждение того, что для Есенина черный - пережиток прошлого. В связи с этим закономерен вывод: в поэме отсутствует значение времени. Эта категория из узко конкретной трансформируется в универсальную категорию бытия - небытия. Поэтому нельзя говорить о конечности конфликта и поэмы в целом - здесь явленная картина существует таким образом, что закончиться она может только продолжением не в будущее, а в прошлое, то есть завершенность конфликта поэмы может быть обусловлена эффектом зеркала: взаимонаправленностью векторов [Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина и национальной культуры. Учеб. пособие. – Тверь: Б.И.,1999. – 176с.]. И действительно черный человек исчезает только после разбития зеркала и наступления утра - спасительной поры отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью сорвать с нее темные наслоения. Возможно, это приведет к очищению героя.
Поэма «Черный человек» является глубоко индивидуальной и лиричной поэмой. В ее основе мир героя – его жизнь, его душевные переживания. Здесь лирическое и драматическое начала органично сочетаются с эпической традицией, несмотря на то, что предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека. И именно она легла в основу эпичности поэмы. Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. «Обнаженная лиричность поэмы, поиск героем и автором своего пути, включенность в давний диалог сознаний (своего рода, внешняя и внутренняя интертекстуальность) со своим голосом истории придают поэме масштабность, то есть - эпичность. Так существующее смыкается с сущим, личностное с бытийным, лирика и драма с эпосом». [Кирьянов С.Н. там же]
Поэма
С.А.Есенина «Черный человек» стала
своеобразным итогом его творчества.
Бесконечный и ускользающий смысл
ее образов, многообразие несходных
жизненных и литературных источников
порождает множество значений поэмы-загадки
«Черный человек». В 20 веке трудно найти
произведение, в котором так широко
и многогранно отразилась мировая
традиция и так глубоко и многозначно
показана трагедия художника, продающего
за песню свою жизнь.
Список использованной литературы
Информация о работе Идейно-художественный смысл поэмы-загадки С.А.Есенина «Черный человек»