Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:44, реферат
«Повесть временных лет» — выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них —Лаврентьевская летопись — 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в.
1. Введение.
2. Сказание об ослеплении Василька Теребовльского как историческая повесть.
3. Принцип реализма в повести.
4. Характеристика стиля и языка.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Мир затем нарушают Василько и Володарь. Они берут копьем город Всеволож, поджигают его и «створи мщенье на людех неповинных, и пролья кровь неповинну». Здесь автор явно осуждает Василька. Это осуждение усиливается, когда Василько расправляется с Лазарем и Туряком (подговоривших Давыда на злодеяние); «Се же 2-е мщенье створи, его же не бяше лепо створити, да бы бог отместник был».
Выполняя условия мирного договора, Святополк Изяславич изгоняет Давыда, но потом, преступив крестное целование, идет на Василька и Володдря. Теперь Василько вновь выступает в ореоле героя. Он становится во главе войска, «възвысив крест». При этом и над воинами «мнози человеци благоверный видеша крест».
Таким образом, повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва наветов, жестокости и коварства Давыда Игоревича, легковерия Святополка, но и сам обнаруживает не меньшую жестокость как по отношению к виновникам зла, так и по отношению к ни в чем не повинным людям. Нет идеализации и в изображении великого князя киевского Святополка, нерешительного, доверчивого, слабовольного. Повесть позволяет современному читателю представить характеры живых людей с их человеческими слабостями и достоинствами.
Повесть написана средневековым писателем, который строит ее на противопоставлении двух символических образов «креста» и «ножа», лейтмотивом проходящих через все повествование.
«Крест» — «крестное целование» — символ княжеского братолюбия и единомыслия, скрепленных клятвой. «Да аще кто отселе на кого будеть, то на того будем ecu и крест честный», — этой клятвой скрепляют князья свой договор в Любече. Василько не верит в коварство братьев: «Како мя хотятъ яти? оногды целовали крест, рекуще: аще кто на кого будеть, то на того будеть крест и мы ecu». Владимир Мономах заключает мир со Святополком «целоваше крест межю собою». Василько, отмщая свою обиду Давыду, поднимает «крест честный».
«Нож»
в повести об ослеплении Василька—не
только оружие конкретного преступления
— ослепления Василька, но и символ княжеских
распрей, усобиц. «...Оже
ввержен в ны нож!»—
восклицает Мономах, узнав о страшном
злодеянии. Затем эти слова повторяют
послы, направленные к Святополку: «Что
се зло створил ecu в Русьстей
земли и ввергл ecu ножь
в ны?»
3.
Принцип реализма в
повести.
Самым
ярким примером реалистических тенденций,
несомненно, можно считать рассказ Василия
об ослеплении Василька Теребовльского.
Вот что замечательно в этом рассказе.
В отличие от многих других произведений
средневековой русской литературы, где
о фактах по преимуществу сообщается,—
здесь они описываются. Автор стремится
представить картину совершенного преступления,
живо ее воспроизвести, внушить ужас к
тому, что произошло. Для этого автор широко
пользуется тем, что мы сейчас называем
художественной деталью. Из множества
фактов, на которые неизбежно распадается
всякое событие, он выбирает именно те,
которые делают ужас совершенного художественно
убедительным. С умелым подбором деталей,
а по всей вероятности, и с их художественным
воссозданием автор сочетает умелый выбор
средств языка: лексики, грамматических
форм и пр.
Поразительно передан, например, разговор
Василька с заманившими его на именины
Давыдом и Святополком. Последние готовятся
схватить Василька. Все вошли в избу и
сидят. Святополк уговаривает Василька
остаться на «святок». Васильке не соглашается.
Давыд же сидел «акы нем». Затем замолчал
и Святополк. Он уходит, отговариваясь
тем, что ему необходимо пойти распорядиться.
Василько пытается сам занять разговором
оставшегося с ним Давыда. Но Давыд не
смог ни говорить, ни слушать: «И не бе
в Давыде гласа, ни послушанья». Это произошло
с Давыдом от страха: «Бе бо ужаслъся и
лесть имея в сердци». Посидев молча, Давыд
спросил о Святополке: «Где есть брат?»
Ему ответили: «Стоить на сенех». И, встав,
Давыд сказал: «Аз иду по нь; а ты, брате,
поседи».
Зачем нужна вся эта сцена? Василий отобрал
все эти детали, чтобы показать, как даже
сами преступники были смущены своим замыслом.
Именно такой «трудной» и должна была
быть беседа с гостем, которого собирались
схватить и ослепить.
Возьмем другую сцену этого рассказа:
сцену самого ослепления. Василька ввели
в маленькую избу. Васильке, увидя торчина,
точащего нож, понял, что его хотят ослепить,
и «възопи» к богу (не начал молиться, а
именно «возопил» к богу). Деталь эта (с
ножом) очень важна: она сразу же делает
наглядными приготовления к преступлению
и состояние Василька. Затем «влезли»
в избу и другие, стали расстилать ковер,
чтобы в него закатать Василька. Закончив
расстилать, они схватили Василька и хотели
его повалить. Схваченный Василек боролся
с ними так «крепко», что его не смогли
повалить. Тогда вошли другие, повалили
Василька, скрутили, сняли с печи доску
и придавили ею грудь Василька, а сами
сели по концам доски, но все же не смогли
удержать его. Тогда подошли еще двое,
сняли другую доску с печи и придавили
ею Василька так сильно, что грудь его
затрещала («яко переем троскотати»). И
только после этого «приступил» (подошел)
торчин «овчарь», держа нож, и хотел ударить
ножом, но промахнулся и перерезал лицо
Василька. «И есть рана та на Васильке
и ныне»,— замечает автор, стремящийся
к полной доказательности своего рассказа.
Потом овчарь снова ударил в глаз и извлек
глазное яблоко, а после уже — в другой
глаз и извлек другое глазное яблоко. И
в это мгновение Василек потерял сознание
— «бысть яко и мертв». Василька подняли
на ковре и положили в телегу.
Ясно, что, описывая ослепление, Василий
выбирает сильные детали, умеет сосредоточить
внимание на том, что может сделать картину
особенно наглядной и вместе с тем подчеркнуть
ужас совершенного. Особенно важна эта
сосредоточенность повествования на ноже:
нож сперва точат, затем «приступают»
с ним к Васильку, им наносят рану, извлекают
одно глазное яблоко, затем — другое. Нож
не случайно выбран своего рода центром
всей картины ослепления. Он становится
как бы символом княжеской распри. Именно
о ноже вспоминает Мономах, когда посылает
к Давыду и Олегу Святославичам со словами:
«Поидета к Городцю, да поправим сего зла,
иже ся створи се в Русьскей земьли и в
нас, в братьи, оже ввержен в ны ножь». С
этими же словами — «ввергл еси в ны ножь»
— досылают и к Святополку. Не случаен,
думается, и выбор глагольных форм, подчеркивающих
длительность действия.
4.
Характеристика стиля
и языка.
Мы можем отметить наличие повествовательного
стиля, связанного с устной поэзией, стиля
историко-документального, который преобладает
в описании исторических событий (например,
сам факт ослепления Василька). Разнородный
в стилистическом отношении материал
объединен патриотической мыслю и хронологическим
принципом изложения, моральной концепцией.
Автор повести выступает в качестве проповедника-учителя:
данная повесть представляется как наглядный
урок остальным князьям, поучительный
пример современникам. Историзм предстает
в качестве поучения, данного не в виде
общих сентенций, а в виде конкретного
яркого художественного сказания. В данной
повести автор глубоко убежден в конечном
торжестве добра и справедливости. Он
выступает в роли публициста, выражающего
интересы всей русской земли.
Язык повести отражает устную разговорную
речь своего времени. Прямая речь занимает
существенное место в стиле повести. Это
свидетельствует о высоком ораторском
мастерстве летописца: прямая речь, как
правило, немногословна, лаконична и необычайно
выразительна. При этом Василий почти
не прибегает к вымышленным речам: он точен
и фактографичен в передаче «речей» своих
героев. Даже на примере такой сравнительно
небольшой повести можно сделать вывод
о необычайно высоком уровне развития
культуры устной и письменной речи того
времени.
5.
Заключение.
"Повесть временных лет" проникнута
патриотической идеей объединения русской
земли против внешних врагов и осуждением
братоубийственных усобиц. Этим объясняется
введение в летопись исторической повести
«Об убиении Василька Теребовльского».
Автор повести резко осуждает нарушение
князьями своих договорных обязательств,
которое приводит к страшным, кровавым
преступлениям, приносящим зло всей русской
земле. Эти преступления отражаются на
судьбах русского государства. И только
великий князь, воплощающий идеал автора,
Владимир Мономах, ужасается и плачет,
узнав о преступлении. Он говорит: "Не
бывало еще такого на Русской земле ни
при дедах наших, ни при отцах наших... да
поправим зло, случившееся в Русской земле
и среди нас, братьев, ибо брошен в нас
нож. И если этого не поправим, то еще большее
зло встанет среди нас, и начнет брат брата
закалывать, и погибнет земля Русская,
и враги наши, половцы, придя, возьмут землю
Русскую"4. Автор утверждает патриотическую
идею единства русской земли. Русский
народ молит князей не погубить русскую
землю. "Ибо если начнете войну между
собой, то поганые станут радоваться и
возьмут землю нашу, которую оборонили
отцы ваши и деды ваши трудом великим и
храбростью, борясь за Русскую землю и
другие земли приискивая, а вы хотите погубить
землю Русскую".
6.
Список используемой
литературы:
Информация о работе Идейно-художественный анализ «Повести об ослеплении Василька Теребовльского»