Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:22, доклад
Цель: выяснить, в чём заключались идеи свободы в творчестве Джорджа Ноэла Гордона Байрона и Александра Сергеевича Пушкина.
Сообщение на тему:
«Идеи свободы в творчестве Байрона
и Пушкина».
Цель: выяснить, в чём заключались идеи свободы в творчестве Джорджа Ноэла Гордона Байрона и Александра Сергеевича Пушкина.
Байрон родился 22 января 1788 года в знатной, но обедневшей семье.
Детские годы он провел в Шотландии, в небольшом городке Эбердине.
Первые впечатления мальчика были связаны с дикой шотландской природной, жизнью и преданиями горцев. Они послужили основой для целого ряда
юношеских стихотворений, в которых воспета суровая природа горной
Шотландии с ее водопадами, ущельями, с ее морем. Когда Байрону было 10 лет, он унаследовал титул лорда и фамильный замок Ньюстед. В 1801 году мальчик поступил в школу. В школьные годы обнаружились многие черты характера Байрона, которые он сохранил на всю жизнь: серьезность, способность глубоко задумываться над событиями окружающей жизни и вместе с тем веселость, порывистость, жизнерадостность. В раннем детстве Байрон был малоподвижным, болезненным ребенком; в школе он вырос и окреп физически, с увлечением занимался спортом: греблей, верховой ездой, стрельбой и плаванием. В школе Байрон всегда брал под свое покровительство младших, более слабых товарищей, защищая их от нападок старших школьников. Верный друг и хороший товарищ – таким был он в школьные годы, таким он оставался и в течение всей своей жизни.
В 1805 году, окончив школу в Харроу, Байрон поступил в университет. В годы студенчества появился первый сборник его лирических стихотворений – «Часы досуга», в который он включил свои юношеские произведения. Официальная пресса недоброжелательно встретила первую книгу Байрона. Но юный поэт принял вызов и ответил своим противникам сатирой «Английские барды и шотландские обозреватели». Он подверг резкой критике современную английскую литературу, связанную с интересами собственников, прежде всего ее наиболее реакционное крыло – поэтов так
называемый «озерный школы»: Вордсворта, Кольриджа и Саути. Появление названия «Озерная школа» было связано с пристрастием этих поэтов к одному из районов северо-западной Англии, где еще сохранялись старые, патриархальные условия жизни, воспевавшиеся реакционными романтиками. В этом «краю озер» част бывали Вордсворт и его друзья. Их объединяли общие реакционные политические и литературные взгляды: страх перед революционным движением, боязнь
народа, проповедь искусства, враждебного передовым идеям современности. Своей сатирой Байрон нанес сокрушительный удар признанным певцам буржуазно-аристократической Англии – удар, который ему не могли простить. Когда, отпраздновав свое совершеннолетие, Байрон в 1809 году впервые появился в парламенте, он был враждебно встречен палатой лордов. Конфликт между поэтом и реакционным английским обществом постепенно нарастал. Летом того же года Байрон отправился в первое свое путешествие в страны Ближнего Востока; покидая родину, он, как и герой написанных в результате этого путешествия первых двух песен поэмы «Паломничество Чальд Гарольда», грустит о близких ему людях; среди них – мать и любимая сестра Августа, верная дружба которой осталась для Байрона неизменной опорой в течение всей жизни.
Пламенный защитник национально-освободительного
движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон
стал одним
из ведущих зачинателей
Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового
типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей
разных национальных литератур. Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник
поэта, определил как «ненависть политическую» Враждебная кампания против поэта,
начавшаяся в 1816 году, вынудила его навсегда покинуть родину. В изгнании
Байрон принял активное участие в движении итальянских карбонариев и
греческих повстанцев
за независимость Италии и Греции.
Вывод: Для
нас поэзия Байрона очень дорога. Творчество
Байрона понятно и близко нам, потому
что оно пронизано духом боевого, героического
протеста против всяческого гнета
и порабощения человека, вдохновенной
защитой свободы и справедливости.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6
июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в
Москве в семье нетитулованного дворянского
рода. По легенде этот род восходил к Радше,
жившему еще во времена Александра Невского.
К слову, в прозе и стихах Пушкина его родословная
не раз упоминалась, или же становилась
основным ключом развития событий. Прадедом
поэта по матери был африканец Абрам Петрович
Ганнибал, являвшийся воспитанником и
слугой царя Петра I. Надежда Осиповна
– мать Александра Сергеевича. Отец –
Сергей Львович. В семье, кроме Александра
Сергеевича было еще несколько детей.
Но выжили лишь сын Лев и дочь Ольга.1805-1810
года. В этот период детства Александр
Сергеевич Пушкин проводит много времени
(особенно летом) у своей бабушки – Марии
Алексеевны Ганнибал, которая проживала
в подмосковном селе Захарове. Многие
тогдашние впечатления отразились в стихах
Пушкина «Монах» (1813 года), «Бова» (1814 года).
Бабушка в своих записях отмечает крайнее
непостоянство своего старшего внука,
вечно кидающегося, даже в детстве, в крайности.1811
год. В этом году наступает еще один важный
период в биографии Пушкина Александра
Сергеевича – учеба в Царскосельском
Лицее. Именно здесь автор застает Отечественную
Войну 1812 года, и именно здесь впервые
его оценят как поэта. Многие взрослые
и детские стихи Пушкина несут на себе
отпечаток воспоминаний об учебе в лицее.
Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание пополняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например, в ранний период его литературной деятельности, в лицейские годы, идеи свободы пропитаны духом независимости и бунтарства, горячностью. И это не случайно: на Пушкина оказала большое влияние особая атмосфера Лицея, где среди лицеистов культивировалась независимость суждений и поступков. Написанная молодым поэтом ода “Вольность” (1817) — это гимн свободе и в своих последующих стихотворениях поэт вновь и вновь обращается к идеям свободы. Пушкин затрагивает вопросы крепостного права, самодержавия, поэтому имеет смысл говорить о развитии в его творчестве идей, связанных именно с политической свободой. В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В творчестве Пушкина появляется и идея духовной независимости от власти. По словам литературоведа Федотова, краеугольным камнем пушкинской лирики является личная независимость поэта. И свобода — это уже символ независимости личности.
Вывод: мы можем сказать, что почти всё творчество А.С.Пушкина пропитано идеями о свободе. Свобода означала для Пушкина свобода слова, свобода творчества, независимость личности и независимость духовная.
Общий вывод: во многом идеи свободы в творчестве Байрона и Пушкина схожи, они оба боролись против политического гнёта со стороны государства и за свободу и равенство всех людей.
Информация о работе Идеи свободы в творчестве Байрона и Пушкина