Идеал калмыцкой женщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

Совершенство человека в калмыцкой культуре понималось в разные периоды истории по-разному, тем не менее, в этом различии есть и сходство общий лейтмотив. Вот этот-то лейтмотив, этот традиционный идеал человека необходимо знать как наследие для юного поколения.
Идеал человека в калмыцкой культуре очень многогранен, но сейчас я постараюсь обрисовать только идеал калмыцкой женщины. Женский идеал, конечно же, не мыслим без эстетики, понятий прекрасного и красоты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. «Эрюн шагшавдтя» - женщина с чистой нравственностью………………4
2. «Нюдндян hалта, нююртян герлтэ эм» - женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице»…………………………………………………………………5
3. «Кёвлюнгэм» - физически красивая женщина…………………………7
4. «Нойхн» - женщина красиво одетая……………………………………10
Заключение………………………………………………………………………11Список источников……………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

красота по-калмыцки.docx

— 37.76 Кб (Скачать)
  1. «Нойхн» - женщина красиво одетая

   Нойхн - это женщина, умеющая красиво и нарядно одеваться. В это понятие входит целый комплекс умений и навыков: вкус в одежде, знание этикета, макияж, косметика, умение играть на музыкальном инструменте, умение готовить изысканные блюда знание художественной словесности и общая образованность и т.д. Если предыдущие три типа женской красоты преимущественно даются от природы, а воспитание лишь отшлифовывает то, что дано природой, то "нойхн" - это всецело продукт воспитания, культурного влияния и обучения. В калмыцком обществе женщина воспитывалась исподволь с детских лет. Мать должна была преподать дочери все премудрости искусства быть женщиной. Прекрасным примером этого типа красоты является Ah Шавдал - героиня калмыцкого эпоса. Вот как воспевается она в одном из циклов "Джангара":

Урн ээджин ишкгсн,

Олн хатд зёвчлдж уйгсн

Цастын цаhан халнгиг

Зюн цох деерян талъвн суудг болна.

Хар mophн шиврлгнь

Халхинъ дахн hангхад,

Торм темяня хорhсн сиикнь

Гюмб чикни ашкинь дююджляд,

Гюря талнь герл hарад бяядг болна. 

Йирн негн чивhстя

Ендр мёнгн (гидг) хууран авад татхла,

Хулен дундан ондглсн

Хунын дун hарад,

Hyp дундан ондглсн

Hyhcнa дун hарад,

Арвн хойр айсар

Чашкурдад одв.

  Как видим, в калмыцком эпосе заостряется внимание на шляпке, кокетливо сдвинутой на бок, шивырлыках, серьгах, а также на умении прекрасно играть на музыкальном инструменте. Эти аспекты женского совершенства входят, в понятие "нойхн" (женщины, умеющей наряжаться). 

Заключение

  Итак, я описала четыре основных типа калмыцкой красоты. Эти типы красоты соединены в прекрасных героинях нашего эпоса "Джангар". Как видим, по представлениям калмыков женщина может быть красивой самыми различными способами и средствами. Калмыки никогда не стремились к унификации идеала красоты, т.к. считали, что каждая женщина, красива по-своему. От женщины не требовалось быть похожей на определенный образец, т.е. здесь поощрялся полнейший индивидуализм. Калмыки считали, что каждая женщина от рождения награждена частичкой Неба-Тенгир, и задача женщины найти в себе эту божественную часть и раскрыть ее, умело подчеркнуть. По тенгрианским представлениям на Небе, т.е. в другом, измерении пространства есть окон (небесные девы), которые так ослепительно красивы, что на них невозможно смотреть. Земные же женщины являются слабыми и бледными копиями, подражаниями небесной, духовной красоте. Земная красавица - это "сяяхлэ", она соединяет небесный идеал с земной плотью. Небесный идеал в зародыше есть у каждой женщины, но раскрыть его в себе она должна сама. И вот когда она сумеет это сделать, то облик ее озаряет неземное сияние, ее кожа светится, она очаровывает окружающих, становится центром притяжения. Сама Вечность лучится в ее глазах, в ее движениях, а восхищенный тенгрианец восклицает: "Одта тенгряс заяhар YYДСН, Деер тенгрин заяhар терсн, суут тенгрин йозурта!" Здешняя красота подобна тамошней, небесной. Небо - это источник красоты, истины и добра. Чем сильнее небесное проявляется в земном, тем красивее, добрее и истиннее становится наш мир. В сочетаниях слов, мелодий и ритмов в зрительных и слуховых образах, в человеческом облике, в прекрасных занятиях, поступках, состояниях, знаниях и добродетелях, т.е. во всем, что связано с эстетикой проявляется Вечное Небо-Тенгир, такова тенгрианская концепция мироздания.

  Вышеописанные типы красоты являются частью образа идеального человека в калмыцкой культуре, частью того типа совершенного человека, который должен лежать в основе всего воспитания в калмыцких семьях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников:

  1. Борисенко И.В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. – Элиста: Калм.кн.изд-во, 1988.
  2. Оконов Б.Б. Родники народной мудрости. – Элиста: Калм.кн.изд-во, 1984.
  3. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика: учебное пособие. – Элиста: КГУ, 1998.
  4. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. – Волгоград: Волгоградская правда, 1970.
  5. Эрдниев У.Э. Калмыки. – Элиста: Калм.кн.изд-во, 1980.
  6. Эрендженов К. Золотой родник. – Элиста: Калм.кн.изд-во, 1980.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

происходил из Друг степей из страны Бумбы

 Взгляните на  себя в зеркало - и увидите,  что широкие "калмыцкие"  скулы, легкая раскосость глаз, губы "бантиком" характерны не  только для представителей "желтой  расы", но и для людей чисто  славянской наружности.Так уж получилось, что в жилах многих россиян издавна течет калмыцкая кровь. Создатель знаменитой таблицы химических элементов Дмитрий Менделеев и великий физиолог Иван Сеченов говорили о своих калмыцких корнях. У вождя мирового пролетариата Владимира Ленина бабушка была калмычкой, а знаменитый генерал Лавр Корнилов (его настоящее имя Лари Дельдинов) также калмыцкого рода. "Друг степей" давным-давно получил московскую прописку. Особенно любили это племя русские цари. Высшая аристократия охотно принимала на службу смышленых калмыцких пареньков (вспомните холопа князя Волынского Гришку), а дамы считали особенным шиком взять на воспитание калмыцкую девочку (во дворце графа Шереметева в Останкине висит портрет Аннушки, любимой воспитанницы графини, кисти художника Аргунова), дать ей блестящее образов 

Причем делалось все это не с каким-то расчетом, а по велению сердца. Очень уж ценили москвичи восточную смекалку и бескрайнюю преданность степняков. Кстати, эти качества и сегодня  остаются доминирующими в калмыцкой  среде, хотя сама среда претерпела значительные изменения. Но об этом - чуть позже. А  пока напомним, когда появились калмыки  в России и почему они здесь  встретили понимание и поддержку. 

"Калмыцкие кибитки  кочевые

Тянулись долго  в светлые края.

И на волжском берегу

В степях России

Нашла приют Калмыкия моя".

Эти слова из песни, которую по праву можно считать  народной. Потому что поется в ней  о судьбе людей, отправившихся однажды  из далекой Джунгарии (горной местности на территории современного Китая) в поисках сказочной страны Бумбы, где никогда не бывает зимы, где царят благоденствие и достаток, где все живут долго и счастливо. Мечты об этой стране отразились в калмыцком героическом эпосе "Джангар", которому, по одним подсчетам, стукнуло 560 лет, по другим - больше тысячи.ание и удачно выдать замуж.  

Информация о работе Идеал калмыцкой женщины