Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:36, сочинение
Гуманизм романа Достоевского "Преступление и наказание" раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в "уезде далеком и зверском", в "нищете безнадежной".
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Гуманизм романа Достоевского "Преступление
и наказание" раскрывается в разных
аспектах. Прежде всего, все содержание
романа пронизано гуманистической
идеей сострадания. Оно выступает
ведущей силой, заставляющей героев
переживать, мыслить, действовать. Узами
сострадания связаны друг с другом
многие персонажи романа. Так, Мармеладов
когда-то женился на Катерине Ивановне,
поскольку пожалел вдову, оставшуюся
с тремя малолетними детьми на
руках в "уезде далеком и
зверском", в "нищете безнадежной".
Пьянство Мармеладова не позволяет
ему заботиться о близких, из-за этого
порока голодают дети, страдает Катерина
Ивановна, идет на улицу сопя. "Меня
распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!"
- в нервном возбуждении возопил Мармеладов.
Однако и он нуждается в сострадании, верит,
что если не люди, то Бог когда-нибудь простит
его.
Жалея своего несчастного и безвольного
отца, Соня отдаст ему на выпивку "тридцать
копеек... последние, все, что было". Сочувствие
заставляет Раскольникова помочь пьяненькому
Мармеладову добраться от распивочной
до дома. Жалеет Мармеладова и Катерина
Ивановна, хотя она и проклинает, и даже
бьет его. Поведение Катерины Ивановны
в день смерти Мармеладова показывает,
что любовь к ближнему глубоко заложена
в человеческой душе, что она естественна
для человека, даже если он этого не сознает.
"И слава богу, что помирает! Убытку
меньше!" - восклицает Катерина Ивановна
у постели умирающего мужа, но в то же время
она суетится около больного, даст ему
пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину
Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху,
которая когда-то толкнула падчерицу на
панель. Напротив, девушка защищает Катерину
Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь
и страдая и ломая руки". А немного позднее,
когда Лужин публично обвиняет Соню в
краже денег, Раскольников видит, с каким
ожесточением бросается Катерина Ивановна
па защиту Сони.
С образом Мармеладова связана гуманистическая
тема "маленького человека". Всякий
человек, независимо от своего социального
положения и личных качеств, достоин любви
и внимания - эта мысль проходит через
многие произведения русской классической
литературы. У Достоевского тема "маленького
человека" раскрывается в соотнесении
с христианским пониманием любви к ближнему.
Мармеладов не только беден и убог, по
и виновен в страшном грехе - в страданиях
семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве
Мармеладова на сострадание, писатель
требует от общества высшей степени проявления
гуманизма -"милости к падшим".
Порфирий Петрович по-своему также проявляет
"милость к падшим", указывая философу-мученику
Раскольникову единственно возможный
путь самоутверждения ("Станьте солнцем,
вас и увидят"). Не лишен способности
к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго
до своей смерти этот порочный человек
поднимается на некую моральную высоту,
обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит
Дуню, обеспечивает нормальные условия
жизни сиротам Мармеладовых. Автор вновь
и вновь доказывает: любовь и милосердие
спасительны для человека, способность
к любви составляет основу личности, без
нее личность погибает.
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей
в своей жизненной трагедии и продолжающей
любить людей, Раскольникову открывается
непреложная истина: сострадание могущественнее
интеллекта, важнее социального протеста.
С этого момента начинается нравственное
пробуждение героя, отправная точка пути
к "новой жизни".
Роман Достоевского "Преступление и
наказание", с его гуманистическим пафосом
и проповедью всепрощающей любви, вернул
в русскую литературу христианскую доминанту,
утвердил па новом историческом этапе
традиционные для русской культуры этические
ценности.
Информация о работе Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»