Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:36, сочинение

Описание работы

Гуманизм романа Достоевского "Преступление и наказание" раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в "уезде далеком и зверском", в "нищете безнадежной".

Работа содержит 1 файл

Гуманизм романа Ф.docx

— 13.69 Кб (Скачать)

Гуманизм  романа Ф. М. Достоевского «Преступление и  наказание»

 
Гуманизм романа Достоевского "Преступление и наказание" раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической  идеей сострадания. Оно выступает  ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами  сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в "уезде далеком и  зверском", в "нищете безнадежной". Пьянство Мармеладова не позволяет  ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу сопя. "Меня распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!" - в нервном возбуждении возопил Мармеладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его. 
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдаст ему на выпивку "тридцать копеек... последние, все, что было". Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома. Жалеет Мармеладова и Катерина Ивановна, хотя она и проклинает, и даже бьет его. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки. 
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони. 
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема "маленького человека". Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания - эта мысль проходит через многие произведения русской классической литературы. У Достоевского тема "маленького человека" раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, по и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -"милости к падшим". 
Порфирий Петрович по-своему также проявляет "милость к падшим", указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения ("Станьте солнцем, вас и увидят"). Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимается на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовых. Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает. 
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к "новой жизни". 
Роман Достоевского "Преступление и наказание", с его гуманистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую доминанту, утвердил па новом историческом этапе традиционные для русской культуры этические ценности. 

Информация о работе Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»