Гофман Эрнст Теодор Амадей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:32, доклад

Описание работы

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776—1822), немецкий писатель и композитор.
Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.

Работа содержит 1 файл

Гофман Эрнст Теодор Амадей.docx

— 54.67 Кб (Скачать)

Гофман Эрнст Теодор Амадей

 

 

 

 

 

 

 

 

Гофман  Эрнст Теодор Амадей (1776—1822), немецкий писатель и композитор.

Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.

Впрочем, так и должно быть, потому что  на самом деле Гофман был волшебник.

Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм  или Перро, а самый настоящий  волшебник.

Судите  сами, ведь только истинный маг может  творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с  ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.

Волшебники  родятся, где и когда им вздумается. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале  его звали) явился на свет 24 января 1776 г. в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста в семье юриста.

Наверное, он поступил опрометчиво, ибо ничто  так не сопротивляется волшебству, как законы и право.

И вот юноша, который с самого раннего  детства больше всего на свете  любил музыку (и даже взял себе имя  Амадей в честь Моцарта), играл  на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал  и сочинял стихи, — этот юноша  должен был, как и все его предки, стать чиновником.

Юный  Гофман покорился, окончил университет  и много лет служил в разных судебных ведомствах. Он скитался по городам  Пруссии и Польши (которая тогда  тоже была прусской), чихал в пыльных  архивах, зевал на заседаниях суда и  рисовал карикатуры на членов судейской  коллегии на полях протоколов.

Не  раз злополучный юрист пробовал бросить службу, но это ни к чему не приводило. Отправившись в Берлин попытать счастья как художник и музыкант, он едва не умер с голоду. В маленьком городе Бамберге Гофману довелось быть композитором и дирижёром, режиссёром и декоратором в театре; писать статьи и рецензии для «Всеобщей музыкальной газеты»; давать уроки музыки и даже участвовать в продаже нот и роялей! Но ни славы, ни денег это ему не прибавляло. Иногда, сидя у окна в своей крошечной комнатке под самой крышей и глядя в ночное небо, он думал, что дела в театре никогда не пойдут на лад; что Юлия Марк, его ученица, поёт как ангел, а он некрасив, беден и несвободен; и вообще жизнь не удалась…

Юльхен скоро выдали замуж за глупого, но богатого коммерсанта и увезли навсегда.

Гофман  покинул опостылевший Бамберг и уехал сначала в Дрезден, потом в Лейпциг, чуть не был убит бомбой во время одной из последних наполеоновских битв и наконец…

То  ли судьба над ним сжалилась, то ли помог святой покровитель Иоанн  Златоуст, но однажды незадачливый капельмейстер взял перо, обмакнул его в чернильницу и…

Тут-то и зазвенели хрустальные колокольчики, зашептались в листве золотисто-зелёные змейки и была написана сказка «Золотой горшок» (1814).

А Гофман наконец-то обрёл самого себя и свою волшебную страну. Правда, кое-какие гости из этой страны навещали его и раньше («Кавалер Глюк», 1809).

Чудесных  историй вскоре набралось много, из них составился сборник под  названием «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Книжка имела успех, и автор сразу стал знаменитым.

«Я  похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». Сказки и новеллы Гофмана  могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.

Слава его росла, а денег всё не было. И вот писатель снова вынужден надеть мундир советника юстиции, теперь уже в Берлине.

Тоска одолевала его в этой «человеческой  пустыне», но всё же именно здесь  были написаны почти все его лучшие книги: «Щелкунчик и мышиный король» (1816), «Крошка Цахес» (1819), «Ночные  рассказы» (очень страшные), «Принцесса Брамбилла» (1820), «Житейские воззрения кота Мурра» и многое другое.

Постепенно  сложился и круг друзей — таких  же фантазёров-романтиков, как и  сам Гофман. Их весёлые и серьёзные  беседы об искусстве, о тайнах человеческой души и прочих предметах воплотились  в четырёхтомный цикл «Серапионовы братья» (1819-1821).

Гофман  был полон замыслов, служба не слишком  его обременяла, и всё было бы хорошо, да только… «Чёрт на всё  может положить свой хвост».

Советник  Гофман как член апелляционного суда заступился за несправедливо обвинённого  человека, вызвав гнев полицей-директора фон Камптца. Мало того, дерзкий писатель изобразил этого достойного деятеля прусского государства в повести «Повелитель блох» (1822) под видом тайного советника Кнаррпанти, который сначала арестовывал преступника, а потом подбирал ему подходящее преступление. Фон Камптц в ярости пожаловался королю и приказал изъять рукопись повести. Против Гофмана возбудили судебное дело, и только хлопоты друзей и тяжёлая болезнь избавили его от преследования.

Он  был почти полностью парализован, но до конца не терял надежды. Последним  чудом был рассказ «Угловое окно», где схвачена на лету ускользающая жизнь и запечатлена для нас  навеки.

Умер 25 июня 1822 г. в Берлине. П. И. Чайковский создал в 1892 г. балет по его сказке «Щелкунчик».

Список  произведений:

Интересный  факт:

  • Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По, Г. Ф. Лавкрафта, а также М. М. Шемякина. Оказал влияние на творчество российского рок-музыканта, лидера группы Агата Кристи.

Информация о работе Гофман Эрнст Теодор Амадей