Автор: Дарья Попкова, 20 Ноября 2010 в 21:11, реферат
Гиппиус Зинаида Николаевна, по мужу Мережковская, - писательница. Родилась в 1867 г. В печати выступила с начала 90-х годов; первоначально примыкала к кружку "символистов" (Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский , Ф. Сологуб и др.), группировавшемуся вокруг "Северного Вестника".
Гиппиус
Зинаида Николаевна,
по мужу Мережковская, -
писательница. Родилась
в 1867 г. В печати выступила
с начала 90-х годов;
первоначально примыкала
к кружку "символистов" (Д.
Мережковский, Н. Минский,
А. Волынский , Ф. Сологуб
и др.), группировавшемуся
вокруг "Северного
Вестника". Первые
стихи и рассказы Гиппиус
написаны под явным
влиянием идей Рескина,
Ницше, Метерлинка и
других "властителей
дум" того времени.
Эти произведения Гиппиус (появлявшиеся
в "Северном Вестнике", "Вестнике
Европы", "Русской
Мысли" и разных иллюстрированных
журналах) собраны в
двух книгах: "Новые
люди" (СПб., 1896) и "Зеркала" (СПб.,
1898). Позднее Гиппиус,
по ее выражению, "отреклась
от декадентства"
и всецело приняла религиозные
идеи Мережковского,
деятельно участвуя
в их разработке. В их
духе ею написано несколько
религиозно-философских
статей, появившихся
в "Мире Искусства".
Она принимала постоянное
участие в "Религиозно-философских
собраниях", затем
в редакции журнала "Новый
Путь", ставившего
себе задачей распространять
религиозные идеи в
русском обществе. К
этому периоду относятся
две книги ее рассказов: "Третья
книга" (СПб., 1902) и "Алый
Меч" (СПб., 1906). В "Новом
Пути", кроме стихов
и рассказов, Гиппиус
поместила ряд критических
статей, под псевдонимом
Антон Крайний. Свою
критическую деятельность
она продолжала сначала
в "Весах", потом
в "Русской Мысли",
отличаясь большою вдумчивостью,
но вместе с тем крайнею
резкостью и порою недостатком
беспристрастия. Стихи
Гиппиус впервые были
собраны в отдельном
издании в 1904 г. ("Собрание
стихов", М.); критические
статьи - в 1908 г. ("Литературный
дневник", СПб.). Далее
следовали еще две книги
рассказов: "Черное
по белому" (СПб., 1908)
и "Лунные муравьи" (М., 1912),
и второй сборник стихов (М., 1910).
В своих последних произведениях
Гиппиус стремится к
общедоступности и простоте
формы. События 1905 - 07
годов живо затронули
Гиппиус, и в ее последних
рассказах много места
уделено вопросам общественности.
В сотрудничестве с
Д. Мережковским и Д.
Философовым ею написана
драма "Маков цвет",
изображающая переживания
группы русских в 1905 - 06
годах в Париже и в России (СПб., 1908).
Она предприняла обширную
трилогию, посвященную
смуте последних лет;
пока появились две
первые части: "Чертова
кукла" ("Русская
Мысль", 1911 г. и отдельно)
и "Роман-царевич" ("Русская
Мысль", 1912). - Гиппиус
оригинальнее как автор
стихов, чем как автор
рассказов и повестей.
Всегда внимательно
обдуманные, часто ставящие
интересные вопросы,
не лишенные меткой
наблюдательности, рассказы
и повести Гиппиус в
то же время несколько
надуманы, чужды свежести
вдохновения, не показывают
настоящего знания жизни.
Герои Гиппиус говорят
интересные слова, попадают
в сложные коллизии,
но не живут перед читателем;
большинство их - только
олицетворение отвлеченных
идей, а некоторые - не
более, как искусно сработанные
марионетки, приводимые
в движение рукою автора,
а не силой своих внутренних
психологических переживаний.
В ранних рассказах
Гиппиус сильно чувствуется
влияние Достоевского
и даже простое подражание
ему. В позднейших повестях
стремление к простоте
языка доводит Гиппиус
до неряшливости слога,
а стремление к краткости -
к излишней лаконичности
и отрывочности речи.
Напротив, как поэт,
Гиппиус занимает в
русской литературе
совершенно самостоятельное
место. Стихотворений
ею написано немного,
но почти все они глубоко
содержательны, а по
форме безукоризненны
и интересны. В поэзии
Гиппиус осталась символистом;
каждое ее стихотворение,
давая ясный реальный
образ, позволяет угадывать
за ним многое другое.
Особенно хороши у Гиппиус
раздумья, связанные
с какой-либо картиной
природы или с каким-нибудь
явлением жизни. Техника
стиха доведена у Гиппиус
до виртуозности. Ей
одинаково удаются как
смелые новшества в
стихосложении, так
и привычные размеры,
которым она умеет придать
неожиданную новизну
и своеобразное очарование.
Всего ближе поэзия
Гиппиус подходит к
поэзии Баратынского;
муза Гиппиус также
поражает читателя "лица
необщим выраженьем".
Многие стихи и некоторые
рассказы Гиппиус переведены
на немецкий и другие
языки. По-французски
ею написана, в сотрудничестве
с Д. Мережковским и
Д. Философовым, книга "Le Tsar et la Revolution"
(П., 1909) и статья о русской
поэзии в "Mercure de France".
Попковой Даши 11класс