"Герой нашего
времени" - первый в русской
прозе лирико-психологический роман.
Лирический потому, что у автора
и героя "одна душа, одни
и те же муки". Психологический
потому, что идейным и сюжетным
центром являются не события,
а личность человека, его духовная
жизнь. Поэтому психологическое богатство
романа заключено прежде всего в образе
"героя времени". Через сложность
и противоречивость Печорина Лермонтов
утверждает мысль о том, что нельзя до
конца все объяснить: в жизни всегда есть
высокое и тайное, которое глубже слов,
идей.
Отсюда одной
из особенностей композиции является
нарастание раскрытия тайны. Лермонтов
ведет читателя от поступков Печорина
(в первых трех повестях) к их мотивам
(в 4 и 5 повестях), то есть от загадки
к разгадке. При этом мы понимаем,
что тайной являются не поступки Печорина,
а его внутренний мир, психология. Автор
использует принцип хронологической инверсии
(отказ от последовательного изображения).
Такая разочарованная позиция в точности
соответствует "разочарованной",
противоречивой личности человека.
В первых трех повестях
("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань")
представлены лишь поступки героя. Лермонтов
демонстрирует примеры печоринского
равнодушия, жестокости к окружающим
его людям, показанным либо как жертвы
его страстей (Бэла), либо как жертвы
его холодного расчета (бедные контрабандисты).
Невольно напрашивается вывод, что психологическим
нервом Печорина является власть и эгоизм:
"какое дело мне: странствующему офицеру,
до радостей и бедствий человеческих "?
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен
герой. Перед нами одновременно совестливый,
ранимый и глубоко страдающий человек.
В "Княжне Мери" звучит трезвый отчет
Печорина. Он понимает скрытый механизм
своей психологии: "Во мне два человека:
один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его". А позже
Григорий Александрович открыто формулирует
свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания
к радости других только в отношении к
себе, как пищу, поддерживающую мои духовные
силы..." На основании этого правила
Печорин развивает целую теорию счастья:
"Быть для кого-нибудь причиной страданий
и радости, не имея на то никакого положительного
права, - не самая ли это сладкая пища нашей
гордости? А что такое счастье? Насыщенная
гордость". Казалось бы, умный Печорин,
знающий в чем состоит счастье, и должен
быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо
пытается насытить свою гордость. Но счастья
почему-то нет, а вместо него утомление
и скука...
Почему же судьба
героя так трагична? Ответом на
этот вопрос является последняя повесть
"Фаталист". Здесь решаются уже
проблемы не столько психологические,
сколько философские и нравственные.
Повесть начинается с философского
спора Печорина с Вуличем о
предопределении человеческой жизни.
Вулич - сторонник фатализма. Печорин же
задается вопросом: "Если точно есть
предопределения, то зачем же нам дана
воля, рассудок "? Этот спор проверяется
тремя примерами, тремя смертельными схватками
с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить
себя выстрелом в висок, окончившийся
неудачей; во-вторых, случайное убийство
Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих,
отважный бросок Печорина на казака убийцу.
Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов
приводит к мысли о том, что нельзя смиряться,
быть покорным судьбе. Таким поворотом
философской темы автор избавил роман
от мрачного финала. Печорин, о смерти
которого неожиданно сообщается в середине
повествования, в этой последней повести
не только спасается от верной гибели,
но и впервые совершает поступок, приносящий
пользу людям. И вместо траурного марша
в финале романа звучат поздравления с
победой над смертью: "офицеры меня
поздравляли - и точно было с чем ".
Герой относится
к фатализму предков двойственно:
с одной стороны он игнорирует
над их наивной верой в светила небесные,
с другой стороны, он откровенно завидует
их вере, так как понимает, что любая вера
- благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру,
он сознает, что в его время 30-е годы нечем
заменить утраченные идеалы. Несчастье
Печорина в том, что он сомневается не
только в необходимости добра вообще;
для него не только не существует святынь,
он смеётся "над всем на свете"... А
безверие порождает либо бездействие,
либо пустую деятельность, которые являются
пыткой для умного и энергичного человека.
Показывая мужество
своего героя, Лермонтов одновременно
утвердил необходимость борьбы за свободу
личности. Григорий Александрович очень
дорожит своей свободой: " Я
готов на все жертвы, кроме этой:
двадцать раз поставлю свою жизнь
на карту, но свободы своей не продам".
Но такая свобода без гуманистических
идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно
пытается подавить голос своего сердца:
"я давно уже живу не сердцем, а головой".
Однако Печорин не самодовольный циник.
Выполняя "роль палача или топора в
руках судьбы", он сам страдает от этого
не меньше, чем его жертвы, весь роман -
это гимн мужественной, свободной от предрассудков
личности и одновременно реквием одаренному,
а может быть гениальному человеку который
не смог "угадать своего высокого назначения".