Формирование у школьников интереса к чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.

Содержание

1.А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
2.Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников
3.Совершенствование навыков чтения
4.Вывод
5.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

недайнова.docx

— 23.25 Кб (Скачать)

                    Министерство Образования и Науки  Украины

                   Луганск , Национальный университет  имени Тараса Шевченко 
 
 
 
 
 

      Тема :»Формирование у школьников интереса к

                 чтению» 
 
 
 
 
 

                                                         Подготовила:          студентка 3го курса

                                                                                          группы Б

                                                                                          ФИЯ

                                                                                         Зеленькова Екатерина

                                                         Проверила:            Недайнова Т.Б. 
 

                                                   План

1.А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению

2.Приемы и  методы формирования интереса  к чтению у школьников

3.Совершенствование  навыков чтения

4.Вывод

5.Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес  к чтению

Одной из главных задач обучения в начальной  школе является формирование у детей  умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных  классах навык чтения формируется  недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей  большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает  интерес к самому процессу чтения.

Кроме того, формирование интереса к чтению у учащихся следует рассматривать  не как отдельную, самостоятельную  решаемую психолога - педагогическую задачу. Интерес к чтению — это оборотная, познавательно-эмоциональная сторона  его технико-смысловой составляющей, он прямо и непосредственно зависит  от степени сформированности последней

Недостатки  процесса чтения могут быть обусловлены  дефектностью формирования любого уровня обеспечивающих его психологических  когнитивных структур, однако в педагогической практике при объяснении причин низкого  качества чтения до сих пор не просто недооценивают вклад нижележащих  уровней когнитивных структур в  осуществление акта чтения, но даже и не принимают их во внимание при  организации педагогических коррекционных  воздействий.

В связи  с этим даются рекомендации, являющиеся на деле малоэффективными: если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше, добиваясь  нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанное  содержание, то рекомендуют ученику  делать соответствующие умственные усилия. Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А. П. Нечаев ясно и определенно указывал, что  способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие  определенного уровня душевного  развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А. П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. Для детей необходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения, и на каких уроках следует, по мнению А. П. Нечаева, выполнять с детьми для обеспечения необходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом эти упражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением? Наиболее важными для этой цели А. П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.

Срисовывание  с натуры или воспроизведение  каких-либо предметов по памяти позволяет  углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, для успешного овладения  грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А. П. Нечаева, принадлежит подвижным играм  и другим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями. Рассматривая рекомендации А. П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических причинах разного рода трудностей, возникающих у детей при овладении чтением мы находим, что они не только согласуются друг с другом, но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые

Нечаевым  упражнения и позволяют заложить психологическую основу сложнейшего  умения — умения читать: в самом  деле, наблюдения за природной этой наиболее доступной для понимания  ребенком шести-семи лет сферой окружающей действительности, создают благоприятные  условия для развития восприятия.

        Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников

       Чтобы школьник научился бегло читать и при этом вникать в суть прочитанного материала, анализировать текст да еще эффективно его усваивать, необходимо сначала выработать у него стойкий интерес к чтению и потребность в нем, а затем умение понимать смысл текстовой информации, распознавать ее. 
       Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно.     Мы специально придумываем истории с захватывающими ситуациями. Родители, учителя, психологи, воспитатели распечатывают их и по изложенному выше принципу работают с ними. Посмотрите вот эти истории:
Новогодний детектив, Новогодняя история, Ожидание сна, Мечта и реальность. Кто кого? Настоящий защитник, Подснежники к 8 Марта, Первоапрельская шутка, Гвоздики к Дню Победы, Простые слова, Прерванный рассказ, Необычный сюрприз, Путешествие во времени
Еще один прием, который вырабатывает к тому же и потребность в чтении – сочинять и публиковать собственные истории под своим именем, даже участвовать в конкурсе. Большинство детей вовлекаются в подобную работу и самостоятельно читают многие истории. Задача взрослого – помочь найти ребенку соответствующие его возрасту рассказы. 
       Огромную роль в воспитании культуры чтения школьника играют родители и педагоги. Если человек, пользующийся у ребенка авторитетом (а таковым у младших школьников является и родитель, и учитель) постоянно демонстрирует бережное, трепетное отношение к книгам, к чтению, искренне и эмоционально выражает восхищение, делится впечатлением и призывает к обсуждению прочитанного, – редкий ребенок не заразится чтением. 
       Самый беспроигрышный прием формирования интереса к чтению у школьника любого возраста – выявить его наклонности и ненавязчиво предлагать ему сначала небольшие истории или статьи на интересующую его тему, а затем текст большего объема и не сильно привязанный к любимой теме. 
       Для формирования потребности в чтении необходимо перед школьником  ставить такие задачи и моделировать такие проблемные ситуации, решение которых он находил бы на страницах сначала предложенных взрослыми книг и даже, возможно, при участии наставников, а затем совершенно самостоятельно.  
       Бывают случаи, когда сам процесс чтения вызывает у школьника раздражение, а иногда и отвращение (такое у психически здоровых детей происходит, в основном, в связи с серьезной педагогической запущенностью). Как помочь таким детям? Школьников любого возраста заинтересует игра, описанная в статьях
Играю читая и Читаю играя. Для начала нужно обязательно подобрать очень простой текст на интересующую ребенка тему и поступить так, как показано в статьях. Этот прием позволяет сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать.  
Подобным образом гораздо легче усваивать и учебный материал гуманитарного и естественно-научного цикла. Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего, герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность  удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес  к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у  них всякий интерес не только к  литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Совершенствование навыка чтения.

       Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники  чтения, т. е. правильного способа  чтения, правильности, темпа и отчасти  выразительности.

       Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

                                                 Вывод

Формирование  у младших школьников познавательного  интереса к чтению является главной  задачей учителя. Если книги, предлагаемые учителем для совместного освоения в классе или самостоятельной  работы дома, способны привлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым  собеседником, желании во что бы то ни стало научиться слышать  и понимать именно его. В таком  случае юные читатели будут готовы к неформальному, осознанному и  необходимому им самостоятельному чтению – общению.

Моральный долг учителя – не только учить детей  и пробуждать в них ценимые  обществом нравственные качества, но и ограждать малышей по возможности  от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных  причин вынести крайне сложно, и  которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость.

И нет более  точного способа определить характер внутреннего состояния ребенка, чем регулярное, пристальное наблюдение учителя за воспитанниками в процессе их работы над литературными произведениями. Когда дети непроизвольно перестают "играть на учителя", оправдывать  его ожидания и, выражая свое истинное отношение к литературному герою, автору, описываемой им ситуации, открывают  свои реальные, порой неосознанные переживания, мысли, ощущения. 
 
 
 

                        Список использованной литературы

  1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993. 
  2. Буременко Е. А, Цукерман Г. А "Учимся читать " Издательство "знание"
  3. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006
  4. zanimatika.ru

Информация о работе Формирование у школьников интереса к чтению