Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:51, лекция
С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
- Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?
- Его тема
взволновала читателей
- Прочтите “ странички из дневников” со своими замечаниями о произведении.
4. Обсуждение учениками эмоционального восприятия романа.
- Какой же тип героя волнует писателя в романе?
- Маленький человек.
Слайд 5: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!”
В. Г. Белинский.
Слово учителя:
- Тема “маленького
человека” была выстрадана
(Ученики приводят примеры произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, посвященных этой теме. )
5. Целеполагание
- Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше понять роман?
- В чем смысл заглавия?
- Что нового внес в тему Достоевский?
- Какие черты
традиции и новаторства
- Как особенности
жанра передают идейное
- Вы верно определили наш путь работы над изучением романа. Вот наши задачи:
Слайд 6.
- Как заглавие
романа вместе с декларацией
знакомой темы раскрывает
- Почему
автор выбрал эпистолярный
- Какие тематические черты включает образ Макара Девушкина?
- Определите степень новаторства писателя в изображении “маленького человека”.
- Для эффективной
работы разобьемся на группы.
Вам дается 25 минут, чтобы выполнить
задание и обсудить итоги
Группа 1 Жанровые и стилевые особенности произведения.
Группа 2. Макар Девушкин и его “предшественники”
Группа 3. “Двойники” главного героя в романе.
Группа 4. Соотношение традиции и новаторства в “Бедных людях”.
(Класс разбивается
для коллективного решения
6. Самостоятельная работа в группах
1. Коллективный диалог.
Ученики записывают результаты промежуточных этапов. Вопросы группируются по единству учебной задачи, но обсуждение идет в логике решения центральной проблемы “Маленький человек: тип или личность?” (В конспекте за вопросом следует указание номера группы, дающей ответ. )
- Сравните
схемы образных систем “
- В соответствии с жанром романа, избранным автором.
- Вдумайтесь
в смыслы заглавия
- Название
“Станционный смотритель”
- Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе? - 3 группа
- Автор назвал
произведение “Бедные люди”,
чтобы показать типичность
- На какое слово в заглавии падает логическое ударение? - 4 группа.
- Достоевский
делает акцент на слове “люди”,
показывая не только нищету
персонажей, но и их мечты, планы
на изменение жизни, заботу
о ближнем, чувство
- Назовите “двойников” Макара в романе и прочитайте эпизоды произведения, доказывающие, что перед нами “маленькие люди” - 3 группа. Ученики называют чиновника Горшкова, Петра Покровского, Захара Прокофьевича, Емельяна Ивановича, Терезу. Зачитываются ключевые эпизоды для доказательства правильности суждений - 3 группа.
- Найдите
в рассуждениях Девушкина
Приводятся отрывки из писем Макара от 1 июля (стр. 57 - 58), от 6 и 8 июля.
“Теперь я “Станционного смотрителя” здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена… Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!. . Я сам это видал, - это вот все около меня живет; вот хоть Тереза - да чего далеко ходить! - вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков”…
- Проанализируйте
форму повествования в “
- В “Шинели”
и “Медном всаднике”
- Какие качества
Девушкина-повествователя
- Во-первых,
Девушкин говорит сам, далее,
мы видим мучительный процесс
личностного роста героя в
борьбе за обретение
Презентация слайда 7 с письмом Достоевского брату, Михаилу Михайловичу.
- Сопоставьте
письмо писателя брату и
- “Незрелая”
манера Достоевского - новаторский
прием, попытка говорить на
“косноязычном языке” “
Демонстрация слайдов 8,9, 10 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о новаторстве стиля “Бедных людей”:
“В гоголевском мире автор “Бедных людей” произвел “коперниковский переворот”, сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка”
М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”.
В. В. Виноградов.
“Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет”.
Ф. М. Достоевский.
- Перечитайте письма Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”
- 2 группа.
(Письма от 12 апреля (стр. 17 - 18), 22 июня (стр. 59 - 60), 5 сентября (стр. 121 - 122) - восприимчивость к страданиям других;
4 августа (стр. 94 - 97), 1 августа (стр. 87 - 88)- бедность;
26 июня (стр. 65) - мечты о литературной славе;
12 июня (стр.
55)”В пословицу меня ввели…”
- отсутствие смирения в
28 июня (стр. 68); 1 июля (стр. 72) - стремление помочь ближнему;
7 июля (стр75 - 76); 28 июля (стр. 84 - 86) - мечты о любви;
8 июля - гордость за честную бедность. 0
- Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели” (прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?
- Письма
Макара показывают нам, что
он обладает частью
1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением
2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитостью личности.
4. Остротой жизненных переживаний.
5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
Но новаторство Достоевского в разработке темы огромно: (12 слайд)
Его герой окружен “двойниками”.
Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
- Прочитайте последнее письмо Макара. Какие ощущения оно вызывает?
- Трагические из-за отчаяния от отъезда Вареньки и комические при сетованиях на конец формирования “слога”.
- О каком качестве прозы Достоевского это говорит?
- О психологизме; подтекст, недосказанность отражают трагическую ситуацию.
Демонстрация 3 слайда с высказыванием В. Майкова.
- Аникин
утверждает: “В изображении “бедных
людей” Достоевский начал
2. Подведение итогов урока.
- Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные” будут полноправными героями всей прозы писателя, но главными персонажами они станут в “Двойнике”(1846), “Господине Прохарчине” (1846), “Ползункове”, “Романе в девяти письмах” (1847). Оказывается, “Бедные люди” не единственное произведение эпистолярного жанра у Достоевского. Домашнее задание тоже предоставит вам шанс поработать в жанре письма.