Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:50, реферат
История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов и многое, многое другое.
Введение………………………………………………………………..………….3
I. Модернизм………………………………………………………….………5
II. Ф. Кафка…………………………………………………………………….7
1. Биография…………………………………………………………………..7
2. Творчество…………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..17
Приложения…………………………………………………….………..………18
Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он буквально признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование».
В
1917 г. после легочного кровоизлияния завязался
долгий туберкулёз, от которого писатель
умер 3 июня 1924 г. в санатории под Веной.
Обратим внимание на манеру и характер творчества Кафки.
Франц Кафка - писатель замечательный, только очень странный. Может быть, самый странный из тех, что творили в XX столетии. И странен он не в последнюю очередь тем, что его прижизненная и посмертная судьба необыденностью своей ничуть не уступает его же сочинениям. Кто-то видит в нем иудейского вероучителя, а кто-то – экзистенциалистского пророка, кто-то – авангардиста, а кто-то – консерватора, кто-то ищет ключ к его тайнам в психоанализе, а кто-то – в анализе семиотическом или структуральном. Но реальный Кафка всегда как бы выскальзывает из границ четкого мироощущения.
Каждая написанная им фраза «просит» истолкования — но, ни одна этого не допустит, не потерпит. Кафка уничтожает любую эстетическую дистанцию силой потребности в этом истолковании. Он требует от каждого безучастного читателя огромных усилий, «набрасываясь» на него, убеждает в том, что именно от правильности толкования и понимания зависит не только душевное равновесие, но смерть и жизнь. Авторитет Франца Кафки — это авторитет всех его текстов.
Идея
тотальной отчужденности
Для
Кафки также характерно правдоподобие
деталей, эпизодов, мыслей и поведения
отдельных людей, предстающих в
необычайных, часто абсурдных взаимосвязях
в кошмарных или сказочно-
В
образах и коллизиях
События, образы, мысли, поступки людей в произведениях Кафки связаны между собой чаще всего совершенно алогично, словно видения бредового сна, словно клочья мыслей и представлений шизофреника, которые рождаются то в самых простых, то в очень сложно опосредствованных ассоциациях.
Реакционные
апостолы Кафки всячески подчеркивают,
выпячивают болезненные, ущербные свойства
его творчества, все, что может
в нем быть истолковано и воспринято
как неверие в объективную
реальность, в человеческий разум
и человека вообще и как эстетическое
утверждение иррационального
Литературный дебют Франца Кафки состоялся в 1908 г., когда в журнале «Гиперион» вышли его два небольших рассказа. В 1913 г. вышел его сборник «Наблюдение» и рассказы «Кочегар» и «Приговор».
Несмотря на то, что творчество Франца Кафки было знакомо лишь весьма узкому кругу лиц, и его произведения не привлекали внимания читателей до тех пор, пока романы не были изданы посмертно, в 1915 г. писатель стал лауреатом престижной премии имени Томаса Фонтане, одной из наиболее почетных литературных наград в Германии.
Основные свои произведения Франц Кафка не увидел опубликованными. При жизни писателя было опубликовано всего несколько его книг. Большая часть прижизненных публикаций вошла в том «Рассказы» («Erzhlungen»), в том числе новеллы «Кочегар» («Der Heizer», 1913), «Приговор» («Das Urteil», 1913), «Превращение» («Die Verwandlung», 1915) и «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie», 1919). Другие произведения, опубликованные при жизни, вошли в сборники «Описание одной борьбы» («Beschreibung eines Kampfes», отрывки опубл. в 1909), «Созерцание» («Betrachtung», 1913), «Сельский врач» («Ein Landarzt», 1919) и «Голодарь» («Ein Hungerknstler», 1924).
Остальные
произведения Кафки посмертно опубликовал
пражский писатель и издатель Макс
Брод, которому Кафка, находясь при
смерти, завещал уничтожить все свои
неопубликованные произведения. Однако
Макс Брод нарушил обещание, понимая
выдающееся значение творчества Кафки,
и в 1925-1926 гг. издал три незавершенных произведения
Кафки – романы «Процесс» («Der Prozess», 1925),
«Замок» («Das Schloss», 1926) и «Америка» («Amerika»,
1927), а в 1931 г. – сборник рассказов «На строительстве
китайской стены», а также «Письмо отцу»
(опубликовано в 1966 г.). Эти публикации
принесли Францу Кафке посмертную славу.
Рассмотрим некоторые его произведения более подробно: написанный под воздействием Ч. Диккенса первый роман Кафки о юноше-эмигранте в чуждом ему мире — «Пропавший без вести» (1912; назван М. Бродом при публикации «Америка») — отличается детализированным описанием внешнего колорита американского образа жизни, знакомого автору лишь по рассказам друзей и по книгам. Однако уже в этом романе повествовательное бытописание смешано с сомнамбулическим, фантастическим началом, которое, как и всюду у Кафки, приобретает черты обыденности. Художественно более зрелый и более напряженный по настроению роман «Процесс» (1914) — рассказ о банковском служащем Йозефе, который внезапно узнает, что подлежит суду и должен ждать приговора. Бесплодны его попытки выяснить свою вину, защитить себя или хотя бы узнать, кто его судьи, — он осужден и казнен. В «Замке» (1914–22) атмосфера повествования еще более мрачная. Действие сводится к тщетным усилиям пришельца, некоего землемера К., попасть в замок, олицетворяющий высшую силу.
Также стоит заострить особое внимание на «Дневнике» Франца Кафки, начало которому Кафка положил в конце 1909 г. Он вел его до конца своей жизни, бросая и вновь начиная. В итоге дневник представляет собой тринадцать толстых тетрадей большого формата. Писатель довольно свободно обращается с этими тетрадями. Он может писать в них поочередно с двух сторон, не особо заботится о хронологической последовательности. Он не преследует цель дать связное повествование. Дневник – это запись событий его жизни, мысли, наброски будущих рассказов. Он с самого начала задумал «Дневник» в помощь оживлению своего вдохновения, это своеобразное средство от сухости стиля, он заставляет себя писать туда.
Обращения
Кафки к «Дневнику» довольно нерегулярны.
Только примерно с осени одиннадцатого
года записи становятся относительно
частыми. Он какое-то время начинает
писать в «Дневник» практически
ежедневно, затем, видимо, это ему
надоедает, и записи появляются все
реже и реже. И все же большая
часть дневниковых записей
«Дневник»
довольно неплохо служит своей изначальной
задаче, особенно тогда, когда очередной
кризис настигает писателя. Он также
становится площадкой, куда Франц изливает
все свои внутрисемейные конфликты
и притязания. Его ненависть, питаемая
к близким, здесь материально
воплощается и окончательно становится
бесповоротной. «Дневник» вообще многие
вещи, хранимые раньше только в сознании
писателя, делает ощутимее, вещественнее.
Он побуждает писателя к терзаниям,
недоверию к себе. Энергия и вера в себя
сходят на нет, что служит одной из причин
развития невроза, который протекал раньше
скрытно.
Заключение
Модернизм
— явление интернациональное, состоящее
из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм,
конструктивизм, сюрреализм и др.). Это
революция в литературе, участники
которой объявили о разрыве не
только с традицией реалистического
правдоподобия, но и с западной культурно-литературной
традицией вообще. Любое предшествующее
направление в литературе определяло
себя через отношение к классической
традиции: можно было прямо провозглашать
античность моделью художественного
творчества, как классицисты, или
предпочитать античности средневековье,
как романтики, но все культурные
эпохи до модернизма потому сегодня
и называются все чаще «классическими»,
что развивались в русле
Что же касается Франца Кафки, как одного из ярчайших представителей Модернизма, сломавшего абсолютно все литературные устои, традиции и принципы, то современное литературоведение видит в его творчестве художественно яркое выражение глубокого кризиса буржуазного общества, осознанного как безнадёжный тупик, из которого писатель не видел выхода.
Несомненно, авторитет Кафки — это и есть авторитет его текстов. Поэтическое значение Кафки, бесспорность подлинности и оригинальности языкового и творческого содержания работ, несмотря на все сомнения в доказательствах не нуждаются: «Творчество Кафки стало выражением предельного уровня, последней черты развития современного субъективизма. За этой чертой уже нет искусства, нет вообще ничего…». Но все – же при всем поэтическом величии Франца Кафки немаловажно, что это величие не в самую последнюю очередь определяют абсолютные ценности. Именно они и придают Кафке совершенную уникальную манеру и наделяют особенным достоинством, которое иногда принимает юмористическую форму. То, что именно мотив страха, невыразимого страдания, мотив несвободы и стеснения нашли у него особое выражение — это неоспоримо. Но для нашего писателя характерно, что в этом мире отрицательных знаков, который себя ему навязывает, он не желает находиться и изо всех сил пытается выбраться из него. Эстетика против этики – сопоставление ценностей и предпочтение этики кажутся анахронизмом для литератора-модерниста начала XX в. Читателей такая проза интересует, прежде всего, за счет эстетического совершенства, чему способствует не только завершенность каждого отдельного абзаца, но и загадочность произведений. Но некоторые внелитературные признания Кафки подталкивают читателя искать в его произведениях смысл, выходящий за рамки исключительно эстетического переживания.
Влияние его творческого метода, характерного для модернистской литературы XX в., в разной мере и форме испытал ряд немецких и австрийских писателей, швейцарцы М. Фриш и Ф. Дюрренматт, французские писатели Ж. П. Сартр, А. Камю, представители «литературы абсурда»(Э. Ионеско, С. Беккет), а также некоторые литераторы США и других стран Америки.
Произведения Кафки переведены почти на все языки мира, в том числе на иврит. В 1963 г. по инициативе Э. Гольдштюкера была созвана Пражская (так называемая Либлицкая) конференция, посвященная творчеству Кафки, привлекшая либеральные силы коммунистического движения, что способствовало временному снятию запрета с творчества Кафки в коммунистических странах (переводы Кафки в 1964–68 гг. на русский, украинский, грузинский языки) и явилось предвестником так называемой Пражской весны.
По-моему
мнению, Кафка – гений своей
эпохи. Своим творчеством он сумел
показать абсурдность, но в то же время
и ценность нашей жизни и нашего существования.
Его непревзойденный до сих пор язык, будоражит
человеческие умы и по сей день, что также
подтверждает его гениальность и важность.
Библиографический
список
Приложение 1