Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа
Цель работы: создание методической разработки по рассказу Евгения Ивановича Чарушина «Волчишко».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
•изучить литературу по данной теме;
•найти интересные для дошкольников сведения о жизни и творчестве писателя;
•проанализировать текст рассказа, сформулировать вопросы и задания по тексту, определить виды деятельности дошкольников.
Введение………………………………………………………………… 3
Основная часть:
1. Сведения о творческом пути Е.Чарушина………………………… 5
2. Анализ рассказа Е.Чарушина «Волчишко» с использованием
ПЧД …………………………………………………………………... 7
3. Модель занятия по рассказу «Волчишко» ……..…………………... 11
Заключение……………………………………………………………..... 14
Список литературы ……………………………………………………... 15
Приложение 1. Рассказ Е.Чарушина «Волчишко» из книги
Е. Чарушин "Волчишко" ; Издательство: Детская литература, 1988
Приложение 2. Иллюстрации Е.Чарушина к рассказу «Волчишко»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть:
ПЧД …………………………………………………………………... 7
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………... 15
Приложение 1. Рассказ Е.Чарушина «Волчишко» из книги
Е. Чарушин "Волчишко" ; Издательство: Детская литература, 1988
Приложение 2. Иллюстрации
Е.Чарушина к рассказу «Волчишко»
Введение
Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели В. Бианки1, Н. Сладков2,
Е. Чарушин. В рассказах и сказках этих писателей ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
Произведения Евгения Чарушина учат детей сочувствию, наблюдательности, бережному отношению к животным и их детёнышам, вызывают желание помочь беззащитным, слабым существам.
Таким образом, выбор темы данной работы исходил из следующего:
Дети любознательны. Они задают много вопросов об окружающем мире. Ответы на некоторые из них у взрослых вызывают затруднения. Надо знать об окружающем мире достаточно, чтобы компетентно отвечать на детские вопросы.
Быть внимательными, добрыми, неравнодушными к окружающему миру нам помогают произведения детского писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
Цель работы: создание методической разработки по рассказу Евгения Ивановича Чарушина «Волчишко».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Решение
поставленных задач соответствует
социальному заказу, полученному
от родителей детским учреждением.
Евгения
Ивановича Чарушина
Евгений Иванович Чарушин родился в Санкт-Петербурге в 1901году. Выросший в семье художника, Е. Чарушин начал свою деятельность как иллюстратор детских книг. Он стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист3. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант.
Первые его собственные произведения появились в 1929 году. Это были сначала книжки-картинки: «Вольные птицы», «Разные звери». Затем в журналах «Еж» и «Чиж» печатаются маленькие рассказы, написанные и иллюстрированные Е. Чарушиным: «Первый тетерев», «Медвежата», «Волчишко».
Рассказы Евгения Чарушина отличаются свежим взглядом и детской непосредственностью. Простыми и яркими образами он доносит до детей волшебный мир птиц и зверей.
На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...
Моя мать - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.
Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...
В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей он мог передать повадки животных. Лаконично и ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов.
Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника дополнилось талантом писателя.
Ребячий восторг, который Чарушин испытывал перед природой на протяжении всей жизни, он передал в своих рассказах.
«Что
за зверь?», «Медведь-рыбак», «Волчишко»
и другие произведения помогают воспитать
в детях чувство сострадания,
любви к природе и
Умер писатель в Ленинграде в 1965 году.
с
использованием ПЧД
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в маленьких читателях яркие чувства.
В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале «Детская литература», что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц, трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в них угадываются черты будущих взрослых животных. Пожалуй, это и есть ключ к пониманию многого в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он не смотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Его рассказы не просто галерея портретов — это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе.
Сюжет рассказа «Волчишко» доступен для понимания детям старшего дошкольного возраста. Во время чтения необходимо делать паузы и обращать внимание детей на чувства, которые переживает волчонок в чужом для него доме. При сопровождении чтения рассказа иллюстрациями автора достигаемся максимальное эмоциональное воздействие на слушателей. Уместно при анализе рассказа обратить внимание детей на то, рассказ «Волчишко» начинается подобно народным сказкам о животных: «Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту». Оказавшись без матери, лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показывает возмужание маленького зверя. Сначала волчишка «живет дрожит», потом «тихонечко живет», но постепенно становится все энергичнее и храбрее.
Правильная читательская деятельность.
До чтения | Во время чтения | После чтения |
Вспомнить
с детьми названия животных и их детёнышей,
которые уже им известны (кошка – котята,
медведь – медвежата и т.д.)
Закрепить понятия «домашние» и «дикие» животные. Беседа сопровождается фотографиями и картинками с изображениями различных животных и их детёнышей. Погружение в рассуждение. Отгадаем загадки. О ком они? *Длинные ушки,
быстрые лапки. *Гладишь - ласкается, *Хвост крючком,
нос пятачком. *Заплелись густые
травы, *Мордочка усатая,
шубка полосатая, |
Рассказ читать
медленно, с остановками. Паузами
отделять части друг от друга.
1 часть – неожиданные приключения; 2 часть – новые соседи; 3 часть - ночь; 4часть – путь к свободе; 5 часть – встреча с мамой-волчицей. Голосом уместно передать чувства, пережитые волчишкой. Тембр голоса меняется от громкого до осторожно-тихого. |
Вопросы:
Где жил волчишко с мамой-волчицей? (в лесу) Как он оказался в доме? (его унёс человек, когда мама-волчица была на охоте) Кого он увидал в комнате? (кота, собаку, человека) Почему волчишко их испугался? (он их никогда не видел, они его пугали, он был не «дома») Куда волчишко спрятался? (под кресло) Как он вел себя, когда все уснули? (он «плакал», выл) Почему он завыл, «заплакал»? (ему было плохо без мамы и страшно) Что же произошло утром? (волчишко убежал через открытую дверь) Кто встретил его в лесу? (мама-волчица) Почему она обнюхала волчонка? (обрадовалась, хотела знать, что с ним всё в порядке) Как вы думаете, хорошо или плохо, что волчонок убежал обратно в лес? Почему? Почему у
волчишки печальные и Физкультминутка. Медвежата в чаще жили Головой они крутили, Вот так, вот так головой они крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так дружно дерево качали. Медвежата воду пили, Друг за дружкою ходили, Вот так, вот так друг за другом все ходили. Медвежата танцевали, Кверху лапы поднимали, Вот так, вот так кверху лапы поднимали. |
Место проведения: игровая комната
Оборудование: картинки, фотографии и рисунки детей с изображением домашних и диких животных, иллюстрации автора к рассказу «Волчишко».
Цели:
Задачи:
Ход занятия
Вопросы: