Древнерусская литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Митрополит Иларион начале 40-х годов XI века создал свое знаменитое “Слово о законе и благодати”. В нем говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина (Ингигерда) – жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое “Хождение игумена Даниила в святые места”. Наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в “Слове о полку Игореве".

Работа содержит 1 файл

Древнерусская литература.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Не менее могущественным для певца Слова представляется владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо. Он обращается к  нему со словами: “Ты бо можеши Волгу  веслы раскропити, а Дон шеломами выльяти”. Если вспомнить, что Слово  о полку Игореве составлялось в южной Руси, то такие княжеские характеристики получают для нас особое значение. Они показывают подлинное соотношение сил между князьями феодальной Руси в конце XII века, когда особенно усилились Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская земли. 

Слово о полку  Игореве имеет и еще одну замечательную  особенность. Созданное в эпоху  феодальной раздробленности, оно тем  не менее свидетельствует о единстве русского народа. Все содержание Слова  о полку Игореве держится на представлении  о том, что Русская земля может бороться против набегов половцев лишь как единое целое. Постоянным припевом звучат патриотические, полные горячей любви к родине слова о Русской земле, скрывшейся за холмами (“О, Руськая земле, уже за шеломянем еси”). 

Слово необыкновенно  ярко рисует феодальные усобицы и раздоры князей, скорбя о том, что они ослабляют Русскую землю. 

Огромный интерес  представляет Слово о полку Игореве  для изучения верований древней  Руси. В плаче Ярославны олицетворяется природа: “о ветре-ветрило! – обращается Ярославна к ветру. – Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелючи корабли на сине море”. Таким же живым существом представляется в плаче Ярославны река Днепр. Она именует его даже с отчеством – Словутичем. В Слове упоминается и о древних славянских божествах. Боян назван внуком Велеса, бог скота и изобилия, покровителя певцов; русские - дети Даждь-бога, великого бога солнца. 

В отличие от других памятников древнерусской литературы Слово о полку Игореве не отражает церковной идеологии. Только раз в нем упомянута церковь богородицы Пирогощей, к которой едет Игорь при возвращении в Киев. 

Слово о полку  Игореве включило в свой состав множество  преданий, неизвестных нам по другим произведениям. Одним из источников для автора являлись песни Бояна, на которые он ссылается. Боян вспоминал “первых времен усобице”. Он пел песни о старом Ярославе, о храбром Мстиславе, который зарезал Редедю перед полками касожскими, о прекрасном Романе Святославиче. 

Нам неизвестны источники  Слова о полку Игореве. Но автор  его, несомненно, пользовался больщим  количеством устных преданий. Это  подтверждают многие эпитеты, находящие  себе аналогию в памятниках устной словесности: “злат стол”, “злат стремень”, “сизый орел”, “синее море”, “зелена трава”, “острые мечи”, “чистое поле”, “черный ворон”.  

Замечательной особенностью Слова о полку Игореве является его направленность. В то время  как летописи сохранили по преимуществу киевскую традицию, Слово о полку Игореве в основном отражает черниговские и полоцкие традиции. Симпатии певца на стороне черниговских князей. Он пишет об “обиде” черниговского князя Олега Святославича, молодого и храброго князя, выгнанного Владимиром Мономахом из своего княжества. Зато сам Владимир изображен в виде трусоватого князя, затыкающего себе уши от звона золотых стремян Олега. Прозвище “Гориславич”, которым певец наделяет Олега, - это эпитет, обозначающий человека, прославившегося своим горем и злоключениями. 

Высокое художественное мастерство “Слова” опирается не только на народную традицию, но и известную  автору русскую письменности. Нельзя не видеть, какие жемчужины отобраны автором в летописях и других известных ему произведениях! Все  это ставит “Слово” рядом с величайшими памятниками русской культуры XII века. 

Список литературы 

История России. С  древнейших времен до конца XVII века. Под  ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996. 

М.Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М., 1962. 

Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995.

Информация о работе Древнерусская литература