Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:46, реферат
Митрополит Иларион начале 40-х годов XI века создал свое знаменитое “Слово о законе и благодати”. В нем говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина (Ингигерда) – жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое “Хождение игумена Даниила в святые места”. Наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в “Слове о полку Игореве".
Не менее могущественным
для певца Слова представляется
владимиро-суздальский князь
Слово о полку
Игореве имеет и еще одну замечательную
особенность. Созданное в эпоху
феодальной раздробленности, оно тем
не менее свидетельствует о
Слово необыкновенно
ярко рисует феодальные усобицы и раздоры
князей, скорбя о том, что они ослабляют
Русскую землю.
Огромный интерес
представляет Слово о полку Игореве
для изучения верований древней
Руси. В плаче Ярославны
В отличие от других
памятников древнерусской литературы
Слово о полку Игореве не отражает церковной
идеологии. Только раз в нем упомянута
церковь богородицы Пирогощей, к которой
едет Игорь при возвращении в Киев.
Слово о полку
Игореве включило в свой состав множество
преданий, неизвестных нам по другим произведениям.
Одним из источников для автора являлись
песни Бояна, на которые он ссылается.
Боян вспоминал “первых времен усобице”.
Он пел песни о старом Ярославе, о храбром
Мстиславе, который зарезал Редедю перед
полками касожскими, о прекрасном Романе
Святославиче.
Нам неизвестны источники
Слова о полку Игореве. Но автор
его, несомненно, пользовался больщим
количеством устных преданий. Это
подтверждают многие эпитеты, находящие
себе аналогию в памятниках устной
словесности: “злат стол”, “злат стремень”,
“сизый орел”, “синее море”, “зелена
трава”, “острые мечи”, “чистое поле”,
“черный ворон”.
Замечательной особенностью
Слова о полку Игореве является
его направленность. В то время
как летописи сохранили по преимуществу
киевскую традицию, Слово о полку Игореве
в основном отражает черниговские и полоцкие
традиции. Симпатии певца на стороне черниговских
князей. Он пишет об “обиде” черниговского
князя Олега Святославича, молодого и
храброго князя, выгнанного Владимиром
Мономахом из своего княжества. Зато сам
Владимир изображен в виде трусоватого
князя, затыкающего себе уши от звона золотых
стремян Олега. Прозвище “Гориславич”,
которым певец наделяет Олега, - это эпитет,
обозначающий человека, прославившегося
своим горем и злоключениями.
Высокое художественное
мастерство “Слова” опирается не
только на народную традицию, но и известную
автору русскую письменности. Нельзя
не видеть, какие жемчужины отобраны
автором в летописях и других
известных ему произведениях! Все
это ставит “Слово” рядом с величайшими
памятниками русской культуры XII века.
Список литературы
История России. С
древнейших времен до конца XVII века. Под
ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М.,
1996.
М.Н. Тихомиров. Источниковедение
истории СССР. Выпуск I. М., 1962.
Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995.