Детская литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

Детская литература была и остается ходовым товаром, на который не иссякает спрос. Согласно наблюдениям, Россия является самой «читающей» страной в мире, что верно, в том числе и для самых маленьких читателей. В то же время развитие компьютерных технологий и наплыв западной культуры открыли для детей достаточно широкий спектр альтернативных чтению развлечений и хобби.

Содержание

Введение 4
Характеристика жанра 5
Издательства 7
Основные категории читателей 9
Основные серии 11
Заключение 13

Работа содержит 1 файл

2 Количественные показатели выпуска ЛХИ.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Челябинская государственная  академия культуры и искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Реферат 

                             На тему: «Детская литература» 
 
 
 
 

 
Выполнил: Студент 613гр.

Харисова  С.В.

Проверил:

Соболенко Н. П.

 кандидат  педагогических наук, профессор 
 
 
 
 
 
 

.


                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 
 

Челябинск 2011г. 

 

Содержание 
 
 
 
 
 

                                

 

Введение 
 

      Детская литература была и остается ходовым  товаром, на который не иссякает спрос. Согласно наблюдениям, Россия является самой «читающей» страной в мире, что верно, в том числе и  для самых маленьких читателей. В то же время развитие компьютерных технологий и наплыв западной культуры открыли для детей достаточно широкий спектр альтернативных чтению развлечений и хобби. В данной ситуации издательствам, выпускающим детскую литературу, приходится признать важность связей с общественностью для своего дальнейшего процветания и привлекать дополнительные ресурсы на реализацию проектов в данной области, поэтому я выбрала данную тему, чтобы наиболее полно рассмотреть эту область литературы, как в прошлом, так и в настоящем. В данном реферате присутствует содержание, введение, основная  часть и заключение. Список использованной литературы  в данном реферате  сформирован из наиболее современных источников как информационных, так и печатных.

.

   

Характеристика жанра

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 5-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Материальным воплощением литературных произведений для детей являются детские книги. Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы. В домах держали для детей старух сказительниц, также сказки рассказывали и песни пели матушки и бабушки. В конце XII в. сказки стали заносится в рукописные сборники. В первых рукописных сборниках уже встречается сказка об Илье Муромце. В конце ХХ в., как и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература, вообще, пытается освоить новую реальность, а значит, неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в, то, же время современная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ в., а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных.   
Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей с взрослыми и со сверстниками. [5].

 
Однако в наше время детская  литература не только сохраняет традиции ХХ в., но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны  произведениям для детей в прошлом столетии.            Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е гг. ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться. Возродились детские периодические издания ("Мурзилка", "Весёлые картинки"), появились новые газеты и журналы для детей ("Незнайка", "Жили-были", "Свирелька", "Весёлые уроки"), переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения (сказки К. И. Чуковского, стихи С. Я. Маршака и др.). Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей[1].

 
 
 

 

Издательства 
 

         Конкуренция на рынке детской печатной продукции достаточно высока; в то же время стоит отметить, что этот рынок сформирован и сегментирован. В России образовались несколько групп субъектов данного рынка.

  1. Печатные издательства, не специализирующиеся на детской литературе, но имеющие в составе такие подразделения.
  2. Печатные издательства, выпускающие исключительно детскую литературу.

Таких издательств в настоящее время  немного, и среди них можно выделить несколько подгрупп, а именно:

    • Издательства, образованные в советское время, с долгой историей, стабильным имиджем. Примерами таких издательств являются издательства «Детская литература», «Малыш», «Веселые картинки».

          Самое известное издательство данной группы – издательство «Детская литература1» — государственное издательство (Москва), выпускающее книги для детей дошкольного и школьного возраста. Это одно из крупнейших в России и в мире специализированных издательств, энциклопедическое по широте тематики. Издательство было создано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы. В советское время издательство «Детская литература» было одним из крупнейших издательств страны: большое отделение в Ленинграде, две современнейшие фабрики детской книги. В 1950 году при издательстве был создан Дом детской книги, своего рода творческая лаборатория, содействующая созданию детской книги на научно-педагогической основе, изучающая читательский интерес, способствующая пропаганде детской книги и изданию трудов о детской литературе, который имел филиал при ленинградском отделении издательства.  
Издательство неизменно ставит перед собой следующие цели - выпустить книгу вовремя, позаботиться о том, чтобы она радовала глаз, была отпечатана, на хорошей бумаге, оперативно решить тысячу и один вопрос, предшествующие выходу книги в свет.

  1. 1992 году как дочерняя фирма старейшего в Европе датского издательского концерна "Эгмонт Интернэшнл Холдинг", имеющего более ста представительств в 25 странах мира [2].  За сравнительно небольшой срок издательство заняло лидирующее положение на рынке детской развивающей и развлекательной литературы. Сейчас "Эгмонт Россия" производит около 30 новых книг в месяц. С издательством тесно связаны крупнейшие российские и зарубежные издательские фирмы, поставщики материалов и полиграфисты, сотрудничают известные авторы и художники. С момента своего возникновения и по сегодняшний день "Эгмонт - Россия" специализируется на выпуске книг и журналов для детей. Среди российских издательств, выпускающих журналы для детей, "Эгмонт - Россия" занимает лидирующее место - издательству принадлежит около 70% рынка детской периодической печати. Особенностью данного издательства является то, что оно является официальным лицензиатом компаний Walt Disney, Mattel и Lego. Таким образом "Эгмонт - Россия" получает возможность издавать на русском языке популярные детские журналы "Микки Маус", "Дисней для малышей", "Винни Пух", "Играем с Барби", "Принцесса" и "Лего Самоделки". Как правило, в одной стране существует только одно подобное издательство, так как несколько были бы нежизнеспособны из-за конкуренции.

 C недавнего времени к ним добавилась и собственные разработки издательства - детский журнал о животных "Тошка и компания" и юмористический детский журнал "Вовочка и компания". С января 2001 года "Эгмонт - Россия" выпускает журнал комиксов "Том и Джерри", а также журнал для самых маленьких "Телепузики", созданный по мотивам одноименной телепередачи для детей производства компании BBC. Ежемесячный суммарный тираж журналов издательства "Эгмонт - Россия" составляет более 900 000 экземпляров.

Помимо  журналов "Эгмонт - Россия" выпускает  детскую литературу различных направлений: художественную, развивающую, образовательную, учебную, а также энциклопедические издания для детей и подростков [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  категории читателей 

            Несмотря на обилие на полках книжных магазинов книг современных российских и зарубежных авторов, а также наличие весомой альтернативы традиционному чтению в виде Интернета, телевидения, кино и мультипликационной индустрии, покупатели по-прежнему ориентируются на проверенные временем книги, ставшие классикой детской художественной литературы. Устойчивая популярность всем известных авторов объясняется, прежде всего, консервативностью представлений о воспитании, а также желание предложить детям «проверенные» книги, поделиться с ними частичкой своего собственного детства.

          Основными мотивами покупки литературы для детей оказались рациональные: книги приобретают, прежде всего, в воспитательных и образовательных целях. Немаловажную роль играет и желание способствовать развитию воображения ребенка. На второй план оттеснены потребности сохранить семейные традиции, развлечь ребенка, наконец, выполнить собственную социальную и гендерную роль родителя («По крайней мере, хоть моя совесть будет чиста, что я его хоть чему-то научила»). Преобладание рациональных мотивов потребления отчасти можно объяснить принудительным характером стимулов покупки, среди которых главную роль играют рекомендации воспитателей и педагогов.

            Таким образом, главной потребительской выгодой от приобретения литературы для дошкольников является подготовка детей к учебному процессу. Что же касается школьников, то книги для них рассматриваются как средство закрепления и повторение школьной программы, а также подготовки ребенка к дальнейшей учебе. Во многом отождествление детской художественной литературы с учебной является реакцией на утрату интереса детей к книге как к развлечению [8]. 

 

         Однако важнейшей особенностью рынка детской печатной продукции заключается в том, что она дешевая. Эта особенность сложилась исторически и сейчас она особенно четко прослеживается на фоне мировых цен. Так, средняя цена книги в Европе составляет $5-6, в то время, как средняя цена книги в России при той же себестоимости составляет -1,5 (не учитывая подарочные издания, стоимость которых гораздо выше). Данный показатель во многом определяется как уровнем доходов, так и количеством читающего населения. Так, в России гораздо больше людей (в том числе гораздо больше детей) увлекаются чтением, чем где бы то ни было в мире, в то же время у большинства населения нет возможности тратить на приобретение книг сколько-нибудь значительные суммы. В то же время, в Европе среди меньшего числа чтецов большинство способны платить за книгу вплоть до $30[8].

.  
 

 

Основные  серии

СЕРИЯ"Школьная библиотека"

Произведения, вошедшие в школьную программу и рекомендованные Министерством. образования России.

 СЕРИЯ"Наши любимые мультфильмы"

СЕРИЯ"Детские классики"

Сборники  авторов, стихи и проза которых  известны всем в России от мала до велика

СЕРИЯ"Любимые книги детства"

Лучшие  стихи классиков детской литературы К.Чуковского, А.Барто, Б.Заходера

СЕРИЯ"Сказка за сказкой"

Добрые, умные сказки для детей трех - шести лет.

СЕРИЯ"Новые сказочные повести"

Добрые, умные сказки для детей трех - десяти лет.

СЕРИЯ"Книга в подарок"

СЕРИЯ"Для самых маленьких"

Сборники  лучших стихов, посвященных определенной тематике: игрушкам, друзьям, животным, сказкам и т.д.

СЕРИЯ"Стихи для малышей"

Стихи для самых маленьких

СЕРИЯ"Самовар - малышам (проза)"

Сказки, рассказы, пословицы, поговорки для  самых маленьких

СЕРИЯ"Любимые праздники"

Тематические  сборники стихов, песен, поговорок, пословиц, каждый из которых посвящен отдельному любимому празднику или торжественному событию в жизни детей

СЕРИЯ"Любимые сказки мира"

В серию  входят шедевры мировой детской  литературы.

СЕРИЯ"Тридесятые сказки"

Добрые, умные сказки для детей трех - десяти лет

СЕРИЯ"Лучшие песни для детей"

Стихи, на которые написаны наиболее популярные песни для детей, издаются с нотами

СЕРИЯ"Книжка-малышка"

Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, стихи для самых маленьких [4].

Серии раскрасок

СЕРИЯ"Наши любимые мультфильмы (раскраски)"

Информация о работе Детская литература