Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:46, реферат
Детская литература была и остается ходовым товаром, на который не иссякает спрос. Согласно наблюдениям, Россия является самой «читающей» страной в мире, что верно, в том числе и для самых маленьких читателей. В то же время развитие компьютерных технологий и наплыв западной культуры открыли для детей достаточно широкий спектр альтернативных чтению развлечений и хобби.
Введение 4
Характеристика жанра 5
Издательства 7
Основные категории читателей 9
Основные серии 11
Заключение 13
Челябинская
государственная академия культуры
и искусств
На тему: «Детская литература»
Выполнил: Студент 613гр. Харисова С.В. Проверил: Соболенко Н. П. кандидат
педагогических наук, профессор . |
Челябинск
2011г.
Содержание
Введение
Детская литература была и остается ходовым товаром, на который не иссякает спрос. Согласно наблюдениям, Россия является самой «читающей» страной в мире, что верно, в том числе и для самых маленьких читателей. В то же время развитие компьютерных технологий и наплыв западной культуры открыли для детей достаточно широкий спектр альтернативных чтению развлечений и хобби. В данной ситуации издательствам, выпускающим детскую литературу, приходится признать важность связей с общественностью для своего дальнейшего процветания и привлекать дополнительные ресурсы на реализацию проектов в данной области, поэтому я выбрала данную тему, чтобы наиболее полно рассмотреть эту область литературы, как в прошлом, так и в настоящем. В данном реферате присутствует содержание, введение, основная часть и заключение. Список использованной литературы в данном реферате сформирован из наиболее современных источников как информационных, так и печатных.
.
Характеристика жанра
Детская
литература — это литература, специально
предназначенная для детей до 5-16 лет и осуществляющая
языком художественных образов задачи
воспитания и образования детей. Материальным
воплощением литературных произведений
для детей являются детские
книги. Дата
появления детской литературы в России
не известна. Она появилась в недрах народной
литературы. В X-XI вв. бытовали песни,
басни, сказки, легенды, былины, сказания.
Исследователи считают, что народная и
детская литература существовали и ранее,
а до нас дошли лишь более поздние материалы.
В домах держали для детей старух сказительниц,
также сказки рассказывали и песни пели
матушки и бабушки. В конце XII в. сказки
стали заносится в рукописные сборники.
В первых рукописных сборниках уже встречается
сказка об Илье Муромце. В конце ХХ в., как
и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает
большие потрясения, и процесс социальных
преобразований не завершился до сих пор.
Происходят определённые сдвиги в общественном
сознании, которые не могут не влиять на
ход всего литературного процесса. Детская
литература, как и литература, вообще,
пытается освоить новую реальность, а
значит, неизбежно обращается к новым
темам и ищет новые художественные средства
для отображения меняющейся действительности.
Но в, то, же время современная литература
для детей продолжает развиваться в том
направлении, которое оформлялось на протяжении
всего ХХ в., а современные детские писатели
опираются на достижения своих предшественников.
Как уже не раз отмечалось, главным открытием
детской литературы ХХ в. стало изображение
внутренней жизни ребёнка во всей её сложности
и полноте. На протяжении всего столетия
утверждалось представление о ребёнке
как о полноценной самостоятельной личности,
мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий
мир. Для современных авторов такое понимание
личности маленького человека становится
точкой отсчёта и не требует доказательств,
поэтому психологизм становится уже не
новаторской, а неотъемлемой чертой детской
литературы. Дидактическое начало при
этом ослаблено, разговор с читателем
идёт на равных.
Как и многие поколения детских писателей,
современные авторы опираются и на фольклорные
традиции. По-прежнему одним из популярнейших
жанров детской литературы остаётся литературная
сказка, в которой обыгрываются фольклорные
сюжеты и образы. Главными героями детских
книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются
и темы, вошедшие в детскую литературу
в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений
детей с взрослыми и со сверстниками. [5].
Однако в наше время детская
литература не только сохраняет традиции
ХХ в., но и приобретает такие черты,
которые были совсем не свойственны
произведениям для детей в прошлом столетии.
Изменения в жизни общества, произошедшие
в последнее десятилетие, в значительной
мере изменили и ситуацию в литературе.
Без преувеличения можно сказать, что
90-е гг. ХХ в. стали кризисными и для литературы
вообще, и для детской литературы в частности.
Значительно упал тиражи книг для детей,
закрылась часть детских журналов, опустели
детские библиотеки. Только в последние
несколько лет положение начало меняться.
Возродились детские периодические издания
("Мурзилка", "Весёлые картинки"),
появились новые газеты и журналы для
детей ("Незнайка", "Жили-были",
"Свирелька", "Весёлые уроки"),
переиздаются произведения, ставшие классикой
детского чтения (сказки К. И. Чуковского,
стихи С. Я. Маршака и др.). Кроме того, возрождается
традиция литературных конкурсов, открывающих
всё новые и новые имена авторов, пишущих
для детей[1].
Издательства
Конкуренция на рынке детской печатной продукции достаточно высока; в то же время стоит отметить, что этот рынок сформирован и сегментирован. В России образовались несколько групп субъектов данного рынка.
Таких издательств в настоящее время немного, и среди них можно выделить несколько подгрупп, а именно:
Самое известное издательство данной
группы – издательство «Детская литература1»
— государственное издательство (Москва),
выпускающее книги для детей дошкольного
и школьного возраста. Это одно из крупнейших
в России и в мире специализированных
издательств, энциклопедическое по широте
тематики. Издательство было создано в
соответствии с постановлением ЦК ВКП(б)
от 9 сентября 1933 года на базе детского
сектора издательства «Молодая гвардия»
и школьного сектора Государственного
издательства художественной литературы.
В советское время издательство «Детская
литература» было одним из крупнейших
издательств страны: большое отделение
в Ленинграде, две современнейшие фабрики
детской книги. В 1950 году при издательстве
был создан Дом детской книги, своего рода
творческая лаборатория, содействующая
созданию детской книги на научно-педагогической
основе, изучающая читательский интерес,
способствующая пропаганде детской книги
и изданию трудов о детской литературе,
который имел филиал при ленинградском
отделении издательства.
Издательство неизменно ставит перед
собой следующие цели - выпустить книгу
вовремя, позаботиться о том, чтобы она
радовала глаз, была отпечатана, на хорошей
бумаге, оперативно решить тысячу и один
вопрос, предшествующие выходу книги в
свет.
C недавнего времени к ним добавилась и собственные разработки издательства - детский журнал о животных "Тошка и компания" и юмористический детский журнал "Вовочка и компания". С января 2001 года "Эгмонт - Россия" выпускает журнал комиксов "Том и Джерри", а также журнал для самых маленьких "Телепузики", созданный по мотивам одноименной телепередачи для детей производства компании BBC. Ежемесячный суммарный тираж журналов издательства "Эгмонт - Россия" составляет более 900 000 экземпляров.
Помимо
журналов "Эгмонт - Россия" выпускает
детскую литературу различных направлений:
художественную, развивающую, образовательную,
учебную, а также энциклопедические
издания для детей и подростков [3].
Основные
категории читателей
Несмотря на обилие на полках книжных магазинов книг современных российских и зарубежных авторов, а также наличие весомой альтернативы традиционному чтению в виде Интернета, телевидения, кино и мультипликационной индустрии, покупатели по-прежнему ориентируются на проверенные временем книги, ставшие классикой детской художественной литературы. Устойчивая популярность всем известных авторов объясняется, прежде всего, консервативностью представлений о воспитании, а также желание предложить детям «проверенные» книги, поделиться с ними частичкой своего собственного детства.
Основными мотивами покупки литературы для детей оказались рациональные: книги приобретают, прежде всего, в воспитательных и образовательных целях. Немаловажную роль играет и желание способствовать развитию воображения ребенка. На второй план оттеснены потребности сохранить семейные традиции, развлечь ребенка, наконец, выполнить собственную социальную и гендерную роль родителя («По крайней мере, хоть моя совесть будет чиста, что я его хоть чему-то научила»). Преобладание рациональных мотивов потребления отчасти можно объяснить принудительным характером стимулов покупки, среди которых главную роль играют рекомендации воспитателей и педагогов.
Таким образом, главной потребительской
выгодой от приобретения литературы для
дошкольников является подготовка детей
к учебному процессу. Что же касается школьников,
то книги для них рассматриваются как
средство закрепления и повторение школьной
программы, а также подготовки ребенка
к дальнейшей учебе. Во многом отождествление
детской художественной литературы с
учебной является реакцией на утрату интереса
детей к книге как к развлечению [8].
Однако важнейшей особенностью рынка детской печатной продукции заключается в том, что она дешевая. Эта особенность сложилась исторически и сейчас она особенно четко прослеживается на фоне мировых цен. Так, средняя цена книги в Европе составляет $5-6, в то время, как средняя цена книги в России при той же себестоимости составляет -1,5 (не учитывая подарочные издания, стоимость которых гораздо выше). Данный показатель во многом определяется как уровнем доходов, так и количеством читающего населения. Так, в России гораздо больше людей (в том числе гораздо больше детей) увлекаются чтением, чем где бы то ни было в мире, в то же время у большинства населения нет возможности тратить на приобретение книг сколько-нибудь значительные суммы. В то же время, в Европе среди меньшего числа чтецов большинство способны платить за книгу вплоть до $30[8].
.
Основные серии
СЕРИЯ"Школьная библиотека"
Произведения, вошедшие в школьную программу и рекомендованные Министерством. образования России.
СЕРИЯ"Наши любимые мультфильмы"
СЕРИЯ"Детские классики"
Сборники авторов, стихи и проза которых известны всем в России от мала до велика
СЕРИЯ"Любимые книги детства"
Лучшие
стихи классиков детской
СЕРИЯ"Сказка за сказкой"
Добрые, умные сказки для детей трех - шести лет.
СЕРИЯ"Новые сказочные повести"
Добрые, умные сказки для детей трех - десяти лет.
СЕРИЯ"Книга в подарок"
СЕРИЯ"Для самых маленьких"
Сборники лучших стихов, посвященных определенной тематике: игрушкам, друзьям, животным, сказкам и т.д.
СЕРИЯ"Стихи для малышей"
Стихи для самых маленьких
СЕРИЯ"Самовар - малышам (проза)"
Сказки, рассказы, пословицы, поговорки для самых маленьких
СЕРИЯ"Любимые праздники"
Тематические сборники стихов, песен, поговорок, пословиц, каждый из которых посвящен отдельному любимому празднику или торжественному событию в жизни детей
СЕРИЯ"Любимые сказки мира"
В серию входят шедевры мировой детской литературы.
СЕРИЯ"Тридесятые сказки"
Добрые, умные сказки для детей трех - десяти лет
СЕРИЯ"Лучшие песни для детей"
Стихи, на которые написаны наиболее популярные песни для детей, издаются с нотами
СЕРИЯ"Книжка-малышка"
Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, стихи для самых маленьких [4].
Серии раскрасок
СЕРИЯ"Наши любимые мультфильмы (раскраски)"