Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:38, доклад
Цвет – важнейшая зрительная характеристика – активно представлен в творчестве Т. Толстой, что обусловлено ведущей системой представлений автора – визуальной. Специфика творчества Т. Толстой состоит в том, что она предпочитает графический способ изображения художественной действительности, для которого характерен контраст белого и чёрного.
«Чёрный»
в цветовой картине мира Т. Толстой
(на материале рассказа «Свидание с птицей).
Цвет
– важнейшая зрительная характеристика
– активно представлен в
В
смысловой, эмотивной, композиционной
структуре рассказов
Рассказ «Свидание с птицей» - это повествование о первом опыте любви и первой встрече со смертью. Птица Сирин, птица смерти, кружит в мыслях ребёнка. Тамила пробудила в мальчике «райские мечты», но птица Сирин «всю ночь летает над домом, царапается в окна… ищет дедушку. Мама хватает чёрную страшную подушку, кричит, машет, гонит птицу Сирин… прогнала» [Толстая, с.79]. Первый выход из радостного мира детства – это поход к Тамиле за спасением умершего дедушки. Но вместо помощи мальчик получает познание страшной правды о тайнах взрослого мира, о том, что никто не может уберечься от суровой судьбы. С открытием правды жизни начинается взросление ребёнка, соприкосновение его чистой души с ложью, меркантильностью, чёрствостью.
Возникает вопрос: почему же Т. Толстая назвала свой рассказ «Свидание с птицей»? Это название сразу наталкивает нас на мысль о «Синей птице» Метерлинка, птице счастья, несущей добро и радость. В этом же рассказе птица оказывается совсем не «синей», а «чёрной», несущей злую, пошлую, грязную «правду» жизни. Вынесение этого смысла в главную позицию текста уже позволяет нам говорить о концептуальной значимости цветообозначения «чёрный» в этом рассказе.
Проследим, как дальше развивается сюжет рассказа. Т. Толстая с самого начала готовит читателя к встрече с Сирином, которая заканчивается смертью: «Действительно, уже темно. <…> проносится судорожный, печальный вздох: это умер день» [Толстая, с.86]. То есть цветообозначение «чёрный» репрезентировано наречием «темно» (от «тёмный»), так как в словаре зафиксированы следующие его значения: ‘лишённый света, погружённый во тьму’, ‘по цвету близкий к чёрному, не светлый’ [Словарь русского языка, с. 777]. Также одним из переносных значений является ‘неясный, смутный, непонятный, печальный, мрачный’ [Там же], которое представлено в дальнейшем описании: «…всё слилось в глухое, неразличимое, без очертаний <…> не разобрать». Прилагательное «глухой», в свою очередь, имеет значение ‘смутный, затаённый, скрытый; тихий, без проявления жизни’ [Словарь русского языка, с. 132]. То есть уже с самого начала рассказа присутствует образ смерти. Далее Т. Толстая говорит прямо: «это умер день», ‘перестал жить’, ‘исчезнул, прекратился’ [Словарь русского языка, с. 814]. Он не закончился, а исчезнул навсегда, издав «судорожный (‘непроизвольный и резкий, сопровождающийся судорогами’; ‘слишком суетливый, беспокойный’ [Словарь русского языка, с. 763]), печальный (‘проникнутый печалью; вызывающий сожаление, печаль’ [Словарь русского языка, с. 505]) вздох». Можно сказать, что «день» издал свой последний предсмертный «вздох» и «умер». Таким образом, Т. Толстая уже с самого начала повествования подготавливает нас к чему-то трагическому, печальному, мрачному, болезненному, неясному.
Что же такое страшное произошло в рассказе? Как нам всем известно, самый напряжённый момент в повествовании, как правило, кульминация. В рассказе «Свидание с птицей» можно выделить два таких момента: 1. смерть дедушки; 2. столкновение с пошлой реальностью, обретение знания плоти. Но, прежде чем всё это случилось, в жизни Пети произошло ещё одно символическое событие: он наталкивается на мёртвую птицу, которая предвещает неизбежный конец дедушки. «Осторожно объехал дохлую ворону – кто-то раздавил птицу колесом, глаз закрыт белой плёнкой, чёрные свалявшиеся крылья покрыты пеплом, клюв застыл в горестной птичьей улыбке» [Толстая, с.100]. Стоит отметить, что именно с этого момента в мировосприятии Пети исчезают краски, которые были очень яркими и многообразными: «белая скатерть», «колёсики лимона – жёлтый велосипед», «рубиновые огни варенья», «белые дворцы с изумрудными крышами», «золотые статуи», «серебряные обелиски», «зелёные океанские волны», «смуглые люди», «цветочная лужайка», «расшитые цветами тапочки», «синий дымок», «цветная картинка», «цветная буква» и т. д. «Чёрный» постепенно вытесняет другие цвета, остаётся только белый, и серый: «Дядя Боря разогнал громким, оскорбительным смехом хрупкие тайны, вышвырнул сказочный сор, но только не навсегда, дядя Боря, только на время! Солнце начнёт склоняться к западу, воздух пожелтеет…» [Толстая, с.100]. Но, к сожалению, этого не произошло, мир так и остался бесцветным. «Чёрные крылья» определяют «дохлую ворону», отсюда появляются семы ‘мёртвый, издохший’ [Словарь русского языка, с.174]. Клюв её «застыл в горестной улыбке». У слова «застыть» в словаре зафиксировано значение ‘о трупе: стать холодным, окоченеть’ [Словарь русского языка, с.219], а у слова «горестный» (от «горесть») – ‘горе, печаль, скорбь, несчастье, тяжёлое переживание’ [Словарь русского языка, с.137]. То есть цветообозначение чёрный в данном контексте обогащается значением ‘холодный’, ‘печаль’, ‘несчастье’, ‘скорбь’. Крылья птицы покрыты пеплом, ‘пылевидной серой массой, остающейся от чего-нибудь сгоревшего’ [Словарь русского языка, с.487], следовательно, образ пепла является предвестником утраты, невинного незнания жизни. Интересно, что пеплом покрыт и чёрный халат Тамилы. Таким образом, перед нами возникает следующая ассоциативная цепочка: пепел=прах=смерть=утрата. Это случайное столкновение намечает и Петино, и дедушкино свидание с птицей (Алконостом и Сирином), о котором предупреждает название рассказа.
В
«Энциклопедии символов»
В рассказе ярко прослеживается и другое значение слова «чёрный» - перенос понятий ‘грязный, нечистый’ в план моральный, и отсюда современное значение этого слова ‘преступный, злой, подлый’ или ‘злобный, злонамеренный, преступный’. Так, главный атрибут дяди Бори – борода – окрашен в чёрный цвет: «Дядя Боря, мамин брат, - мы его не любим – смотрит недовольно; борода чёрная, в белых зубах папироса» [Толстая, с.88]. В данном примере негативность образа дяди Бори подчеркнута наречием «недовольно» (от «недовольство») – ‘отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь’ [Словарь русского языка, с.392]. Также прямо выражено отношение детей к нему: «мы его не любим». Далее Петя характеризует его как «противного человека» , то есть как ‘очень неприятного, отвратительного’ [Словарь русского языка, с.614].
И с Тамилой связан чёрный цвет: «носит Тамила чёрный блестящий халат <…>, и на спине – красный злобный дракон. А чёрные спутанные волосы висят у неё прямо до ручки кресла» [Толстая, с.89], «раскачивалась на чёрном кресле-качалке, в ярко-чёрном халате <…>, наливала себе из чёрной бутылки, и веки у неё были чёрные и тяжёлые…» [Толстая, с.90]. Её чёрные волосы определены как «спутанные», то есть ‘приведённые в беспорядок’ [Словарь русского языка, с.622], а халат определён как «ярко-чёрный» (‘о цвете: резкий по чистоте и свежести тона’ [Словарь русского языка, с.894].
С Тамилой связан и другой смысл, который идёт от значения ‘нечистый, связанный с колдовством, нечистой силой’ [Бекова: 1964, с.37]. Для иллюстрации этого Т. Толстая вводит элементы фольклора. Соседка Пети Тамила впервые знакомит героя с таинством смерти, выполняет поворотную функцию в судьбе ребёнка. Она сама разрабатывает миф для объяснений собственных истоков, выстраивая свою автобиографию по сказочному сюжету о невинной девушке, живущей в скале, которую стережёт дракон.
Символическое значение образа Тамилы воплощается в магических предметах, окружающих её: солнечные часы с их первоначальной функцией отсчёта времени, заключения его в определённые рамки; знаки дракона на её чёрной одежде (дракон на одежде – символ искусителя, при этом цвет одежды символично не светлый, а чёрный, траурный по русским традициям, то есть связанный с утратой); кольцо со зловещей змеёй (открытый знак искусителя); главный её талисман – кольцо с жабой. «На традиционном языке эзотерического мышления жаба – это животное, миссия которого разрушать астральный свет, благодаря присущей ей способности поглощения, <…> образ жабы означает бесплодие и разрушение…» [Бахтин: 1979, с.175].
Именно с этими двумя персонажами, с Тамилой и с дядей Борей, связан второй удар по детскому сознанию - столкновение с пошлой реальностью, обретение знания плоти: «Тамилины чёрные спутанные волосы разбросаны по подушке, чёрный халат на табуретке; повернулась и замычала. Дядя Боря вскочил в постели, борода вверх, волосы всклокочены…». Тамила, которую так любил Петя «замычала», ‘издавала звуки, кричала; невнятно говорила, издавала нечленораздельные звуки’ [Словарь русского языка, с.358], подобно животному. А дядя Боря «выплюнул ужасные, извивающиеся, нечеловеческие слова», также уподобившись животному. То есть он ‘выбросил изо рта плевком’ [Словарь русского языка, с.116] ‘очень плохие, вызывающие ужас’ [Словарь русского языка, с.810], ‘превышающие человеческие силы’ [Словарь русского языка, с.403] слова. Невинную детскую душу затоптали как ту птицу, раздавленную кем-то, унизили, запачкали, раздавили. «Чёрный» выступает в данном контексте как приговор, заключение, данное Пете жизнью, пошлой реальностью. Номинативно надежда на воскрешение детской души в рассказе «Свидание с птицей» не выражена: «Мёртвое озеро, мёртвый лес <…>; мёртвый, пустой мир пропитан серой, глухой, сочащейся тоской. Всё – ложь». Напротив, троекратное повторение слова «мёртвый» ещё более подчёркивает безысходность ситуации. Мир становится ‘умершим, лишённым жизни’ [Словарь русского языка, с.339], ‘ничем не заполненным, бессодержательным’ [Словарь русского языка, с.622], из него ‘течёт по капле’ [Словарь русского языка, с.739] «тоска».
В конце рассказа даны своего рода два приговора, что подчеркнуто на графическом уровне:
«Птица Сирин задушила дедушку.
Никто не уберёгся от судьбы. Всё – правда, мальчик. Всё так и есть».
Несмотря на всё это, нам всё-таки хочется надеяться на то, что детская душа воспрянет, очистится от этой грязи, снова придёт в прежнее состояние.
Таким образом, опыт смерти и знание плоти приходит к Пете через образы дедушки, Тамилы и дяди Бори, которые связаны друг с другом (как носители знания) предметами: кислородные подушки дедушки и чёрные подушки Тамилы, дым сигарет Тамилы и дым «Казбека» дяди Бори. Именно через Петю, через детское сознание эти образы окрашиваются в чёрный цвет.
Цветообозначение
«чёрный» является в рассказе «Свидание
с птицей» ключевым словообразом. «Чёрный»
широко используется в номинативном, окказиональном,
символическом значениях. А теперь рассмотрим
схему: языковая репрезентация цветового
художественного концепта «Чёрный» в
рассказе Т. Толстой «Свидание с птицей».