«Чёрный» в цветовой картине мира Т. Толстой (на материале рассказа «Свидание с птицей)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:38, доклад

Описание работы

Цвет – важнейшая зрительная характеристика – активно представлен в творчестве Т. Толстой, что обусловлено ведущей системой представлений автора – визуальной. Специфика творчества Т. Толстой состоит в том, что она предпочитает графический способ изображения художественной действительности, для которого характерен контраст белого и чёрного.

Работа содержит 1 файл

чёрный доклад1.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

«Чёрный»  в цветовой картине мира Т. Толстой (на материале рассказа «Свидание с птицей). 

      Цвет  – важнейшая зрительная характеристика – активно представлен в творчестве Т. Толстой, что обусловлено ведущей  системой представлений автора –  визуальной. Специфика творчества Т. Толстой состоит в том, что она предпочитает графический способ изображения художественной действительности, для которого характерен контраст белого и чёрного.

      В смысловой, эмотивной, композиционной структуре рассказов писательницы особое место занимает цветообозначение «чёрный». В рассказе «Свидание с птицей» оно получает статус базовой структурно-композиционной единицы, фокусируя вокруг себя всё содержательно-смысловое пространство произведения. «Чёрный» в этом рассказе является знаком эмоционального восприятия окружающего мира ребёнком, представляет собой семиотическую систему, так как цвет – сложный знак, обладающий огромной смысловой и эмоционально-оценочной насыщенностью, что делает его символом. Эти символы основаны на константах русской языковой картины мира и совмещают в себе типологическое и индивидуальное.

      Рассказ «Свидание с птицей» - это повествование  о первом опыте любви и первой встрече со смертью. Птица Сирин, птица смерти, кружит в мыслях ребёнка. Тамила пробудила в мальчике «райские мечты», но птица Сирин «всю ночь летает над домом, царапается в окна… ищет дедушку. Мама хватает чёрную страшную подушку, кричит, машет, гонит птицу Сирин… прогнала» [Толстая, с.79]. Первый выход из радостного мира детства – это поход к Тамиле за спасением умершего дедушки. Но вместо помощи мальчик получает познание страшной правды о тайнах взрослого мира, о том, что никто не может уберечься от суровой судьбы. С открытием правды жизни начинается взросление ребёнка, соприкосновение его чистой души с ложью, меркантильностью, чёрствостью.

      Возникает вопрос: почему же Т. Толстая назвала  свой рассказ «Свидание с птицей»? Это название сразу наталкивает  нас на мысль о «Синей птице» Метерлинка, птице счастья, несущей добро  и радость. В этом же рассказе птица  оказывается совсем не «синей», а «чёрной», несущей злую, пошлую, грязную «правду» жизни. Вынесение этого смысла в главную позицию текста уже позволяет нам говорить о концептуальной значимости цветообозначения «чёрный» в этом рассказе.

      Проследим, как дальше развивается сюжет рассказа. Т. Толстая с самого начала готовит читателя к встрече с Сирином, которая заканчивается смертью: «Действительно, уже темно. <…> проносится судорожный, печальный вздох: это умер день» [Толстая, с.86]. То есть цветообозначение «чёрный» репрезентировано наречием «темно» (от «тёмный»), так как в словаре зафиксированы следующие его значения: ‘лишённый света, погружённый во тьму’, ‘по цвету близкий к чёрному, не светлый’ [Словарь русского языка, с. 777]. Также одним из переносных значений является ‘неясный, смутный, непонятный, печальный, мрачный’ [Там же], которое представлено в дальнейшем описании: «…всё слилось в глухое, неразличимое, без очертаний <…> не разобрать». Прилагательное «глухой», в свою очередь, имеет значение ‘смутный, затаённый, скрытый; тихий, без проявления жизни’ [Словарь русского языка, с. 132]. То есть уже с самого начала рассказа присутствует образ смерти. Далее Т. Толстая говорит прямо: «это умер день», ‘перестал жить’, ‘исчезнул, прекратился’ [Словарь русского языка, с. 814]. Он не закончился, а исчезнул навсегда, издав «судорожный (‘непроизвольный и резкий, сопровождающийся судорогами’; ‘слишком суетливый, беспокойный’ [Словарь русского языка, с. 763]), печальный (‘проникнутый печалью; вызывающий сожаление, печаль’ [Словарь русского языка, с. 505]) вздох». Можно сказать, что «день» издал свой последний предсмертный «вздох» и «умер». Таким образом, Т. Толстая уже с самого начала повествования подготавливает нас к чему-то трагическому, печальному, мрачному, болезненному, неясному.

      Что же такое страшное произошло в  рассказе? Как нам всем известно, самый напряжённый момент в повествовании, как правило, кульминация. В рассказе «Свидание с птицей» можно выделить два таких момента: 1. смерть дедушки; 2. столкновение с пошлой реальностью, обретение знания плоти. Но, прежде чем всё это случилось, в жизни Пети произошло ещё одно символическое событие: он наталкивается на мёртвую птицу, которая предвещает неизбежный конец дедушки. «Осторожно объехал дохлую ворону – кто-то раздавил птицу колесом, глаз закрыт белой плёнкой, чёрные свалявшиеся крылья покрыты пеплом, клюв застыл в горестной птичьей улыбке» [Толстая, с.100]. Стоит отметить, что именно с этого момента в мировосприятии Пети исчезают краски, которые были очень яркими и многообразными: «белая скатерть», «колёсики лимона – жёлтый велосипед», «рубиновые огни варенья», «белые дворцы с изумрудными крышами», «золотые статуи», «серебряные обелиски», «зелёные океанские волны», «смуглые люди», «цветочная лужайка», «расшитые цветами тапочки», «синий дымок», «цветная картинка», «цветная буква» и т. д. «Чёрный» постепенно вытесняет другие цвета, остаётся только белый, и серый: «Дядя Боря разогнал громким, оскорбительным смехом хрупкие тайны, вышвырнул сказочный сор, но только не навсегда, дядя Боря, только на время! Солнце начнёт склоняться к западу, воздух пожелтеет…» [Толстая, с.100]. Но, к сожалению, этого не произошло, мир так и остался бесцветным. «Чёрные крылья» определяют «дохлую ворону», отсюда появляются семы ‘мёртвый, издохший’ [Словарь русского языка, с.174]. Клюв её «застыл в горестной улыбке». У слова «застыть» в словаре зафиксировано значение ‘о трупе: стать холодным, окоченеть’ [Словарь русского языка, с.219], а у слова «горестный» (от «горесть») – ‘горе, печаль, скорбь, несчастье, тяжёлое переживание’ [Словарь русского языка, с.137]. То есть цветообозначение чёрный в данном контексте обогащается значением ‘холодный’, ‘печаль’, ‘несчастье’, ‘скорбь’. Крылья птицы покрыты пеплом, ‘пылевидной серой массой, остающейся от чего-нибудь сгоревшего’ [Словарь русского языка, с.487], следовательно, образ пепла является предвестником утраты, невинного незнания жизни. Интересно, что пеплом покрыт и чёрный халат Тамилы. Таким образом, перед нами возникает следующая ассоциативная цепочка: пепел=прах=смерть=утрата. Это случайное столкновение намечает и Петино, и дедушкино свидание с птицей (Алконостом и Сирином), о котором предупреждает название рассказа.

      В «Энциклопедии символов» отмечено, что чёрный почти повсеместно  предстаёт как цвет негативных сил и печальных событий. Он символизирует смерть, отчаяние, горе, скорбь, грех, зло и деструктивные силы, тишину и пустоту. Поскольку чёрный поглощает все другие цвета, он выражает отрицание и отчаяние, является противопоставлением белого, обозначает негативное начало. Это символ потусторонности, инфернальности. По католической символике «чёрный» – краска скорби, смерти или покоя. Так, в рассказе «Свидание с птицей» с этим смыслом связаны «чёрные кислородные подушки» дедушки [Толстая, с.97]. Стоит отметить, что сочувствие к дедушке проявляли только два человека: мама и Петя. «Мама хватает чёрную страшную подушку, кричит, машет, гонит птицу Сирин…прогнала». То есть мама действует, может что-то сделать, чтобы помочь дедушке. А Петя переживает всё это на эмоциональном уровне («поболтался на пороге, порадовался дедушке», «посидел на постели, погладил сморщенную руку дедушки», «вырезал кораблик»), поэтому его смерть переживает намного сильнее, осознавая собственную бессильность перед птицей смерти: «Добрался босиком до дедушкиной комнаты, толкнул дверь – тишина. Горит ночник. В углу чернеют кислородные подушки. Дедушка лежит с открытыми глазами, руки стиснули одеяло. Подошёл, холодея и догадываясь, тронул дедушкину руку, отпрянул <…> Может быть, ещё можно исправить». Главным показателем смерти здесь является тишина – ‘отсутствие шума, тихая обстановка’ [Словарь русского языка, с.782], также в словаре зафиксировано сочетание «мёртвая тишина» [Там же]. Это первый удар, который пришлось пережить детскому сознанию. 

      В рассказе ярко прослеживается и другое значение слова «чёрный» - перенос  понятий ‘грязный, нечистый’ в план моральный, и отсюда современное значение этого слова ‘преступный, злой, подлый’ или ‘злобный, злонамеренный, преступный’. Так, главный атрибут дяди Бори – борода – окрашен в чёрный цвет: «Дядя Боря, мамин брат, - мы его не любим – смотрит недовольно; борода чёрная, в белых зубах папироса» [Толстая, с.88]. В данном примере негативность образа дяди Бори подчеркнута наречием «недовольно» (от «недовольство») – ‘отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь’ [Словарь русского языка, с.392]. Также прямо выражено отношение детей к нему: «мы его не любим». Далее Петя характеризует его как «противного человека» , то есть как ‘очень неприятного, отвратительного’ [Словарь русского языка, с.614].

      И с Тамилой связан чёрный цвет: «носит Тамила чёрный блестящий халат <…>, и на спине – красный злобный дракон. А чёрные спутанные волосы висят у неё прямо до ручки кресла» [Толстая, с.89], «раскачивалась на чёрном кресле-качалке, в ярко-чёрном халате <…>, наливала себе из чёрной бутылки, и веки у неё были чёрные и тяжёлые…» [Толстая, с.90]. Её чёрные волосы определены как «спутанные», то есть ‘приведённые в беспорядок’ [Словарь русского языка, с.622], а халат определён как «ярко-чёрный» (‘о цвете: резкий по чистоте и свежести тона’ [Словарь русского языка, с.894].

      С Тамилой связан и другой смысл, который  идёт от значения ‘нечистый, связанный с колдовством, нечистой силой’ [Бекова: 1964, с.37]. Для иллюстрации этого Т. Толстая вводит элементы фольклора. Соседка Пети Тамила впервые знакомит героя с таинством смерти, выполняет поворотную функцию в судьбе ребёнка. Она сама разрабатывает миф для объяснений собственных истоков, выстраивая свою автобиографию по сказочному сюжету о невинной девушке, живущей в скале, которую стережёт дракон.

      Символическое значение образа Тамилы воплощается  в магических предметах, окружающих её: солнечные часы с их первоначальной функцией отсчёта времени, заключения его в определённые рамки; знаки дракона на её чёрной одежде (дракон на одежде – символ искусителя, при этом цвет одежды символично не светлый, а чёрный, траурный по русским традициям, то есть связанный с утратой); кольцо со зловещей змеёй (открытый знак искусителя); главный её талисман – кольцо с жабой. «На традиционном языке эзотерического мышления жаба – это животное, миссия которого разрушать астральный свет, благодаря присущей ей способности поглощения, <…> образ жабы означает бесплодие и разрушение…» [Бахтин: 1979, с.175].

      Именно  с этими двумя персонажами, с  Тамилой и с дядей Борей, связан второй удар по детскому сознанию -  столкновение с пошлой реальностью, обретение знания плоти: «Тамилины  чёрные спутанные волосы разбросаны по подушке, чёрный халат на табуретке; повернулась и замычала. Дядя Боря вскочил в постели, борода вверх, волосы всклокочены…». Тамила, которую так любил Петя «замычала», ‘издавала звуки, кричала; невнятно говорила, издавала нечленораздельные звуки’ [Словарь русского языка, с.358], подобно животному. А дядя Боря «выплюнул ужасные, извивающиеся, нечеловеческие слова», также уподобившись животному. То есть он ‘выбросил изо рта плевком’ [Словарь русского языка, с.116] ‘очень плохие, вызывающие ужас’ [Словарь русского языка, с.810], ‘превышающие человеческие силы’ [Словарь русского языка, с.403] слова. Невинную детскую душу затоптали как ту птицу, раздавленную кем-то, унизили, запачкали, раздавили. «Чёрный» выступает в данном контексте как приговор, заключение, данное Пете жизнью, пошлой реальностью. Номинативно надежда на воскрешение детской души в рассказе «Свидание с птицей» не выражена: «Мёртвое озеро, мёртвый лес <…>; мёртвый, пустой мир пропитан серой, глухой, сочащейся тоской. Всё – ложь». Напротив, троекратное повторение слова «мёртвый» ещё более подчёркивает безысходность ситуации. Мир становится ‘умершим, лишённым жизни’ [Словарь русского языка, с.339], ‘ничем не заполненным, бессодержательным’ [Словарь русского языка, с.622], из него ‘течёт по капле’ [Словарь русского языка, с.739] «тоска».

      В конце рассказа даны своего рода два  приговора, что подчеркнуто на графическом  уровне:

      «Птица  Сирин задушила дедушку.

      Никто не уберёгся от судьбы. Всё – правда, мальчик. Всё так и есть».

      Несмотря  на всё это, нам всё-таки хочется надеяться на то, что детская душа воспрянет, очистится от этой грязи, снова придёт в прежнее состояние.

      Таким образом, опыт смерти и знание плоти приходит к Пете через образы дедушки, Тамилы и дяди Бори, которые связаны друг с другом (как носители знания) предметами: кислородные подушки дедушки и чёрные подушки Тамилы, дым сигарет Тамилы и дым «Казбека» дяди Бори. Именно через Петю, через детское сознание эти образы окрашиваются в чёрный цвет.

      Цветообозначение  «чёрный» является в рассказе «Свидание  с птицей» ключевым словообразом. «Чёрный» широко используется в номинативном, окказиональном, символическом значениях. А теперь рассмотрим схему: языковая репрезентация цветового художественного концепта «Чёрный» в рассказе Т. Толстой «Свидание с птицей». 
 
 
 
 
 

       

Информация о работе «Чёрный» в цветовой картине мира Т. Толстой (на материале рассказа «Свидание с птицей)