Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:50, реферат
Русский утопический социалист (фурьерист), глава петрашевцев. Сын известного в свое время врача-хирурга, мелкопоместный дворянин, Буташевич-Петрашевский учился в Александровском царскосельском лицее и здесь частыми и резкими столкновениями с начальством снискал себе репутацию вольнодумца. Вероятно за "строптивый характер и либеральный образ мыслей" Б.-П. при выпуске из лицея (1839) получил, несмотря на хорошие успехи, чин последнего (14-го) класса.
БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ
МИХАИЛ
ВАСИЛЬЕВИЧ
(1821, Петербург - 1866, Бельское Енисейского окр.) - организатор кружка молодежи ("пятниц") во 2-й половине 40-х гг.
XIX в. в Петербурге
(Петрашевцы).
Русский
утопический социалист (фурьерист), глава
петрашевцев. Сын известного в свое время
врача-хирурга, мелкопоместный дворянин,
Буташевич-Петрашевский учился в Александровском
царскосельском лицее и здесь частыми
и резкими столкновениями с начальством
снискал себе репутацию вольнодумца. Вероятно
за "строптивый характер и либеральный
образ мыслей" Б.-П. при выпуске из лицея
(1839) получил, несмотря на хорошие успехи,
чин последнего (14-го) класса. Ограниченные
материальные средства заставили Б.-П.
поступить на службу , переводчиком в министерство
иностранных дел: на его обязанности лежала
помощь иностранцам при сношениях их с
петербургской полицией. Не удовлетворяясь
поверхностными знаниями, вынесенными
из лицея, Б.-П. поступил вольнослушателем
на юридический факультет Петербургского
университета и в 1841 блестяще его окончил.
В ун-те на Б.-П. (и на его товарищей, будущих
"петрашевцев" — Ханыкова, Дебу 2-го,
П. Ламанского) очень большое влияние оказал
проф. политической экономии и статистики
В. С. Порошин, сочувственно излагавший
на своих лекциях социалистические учения,
особенно же социальную систему Фурье.
Ряд
житейских неудач, вместе с книжными
влияниями, дурным отношением родителей
и нравственным одиночеством, привели
Б.-П. к тяжелому душевному кризису,
едва не закончившемуся самоубийством
и определившему дальнейшие его жизненные
пути. "Не находя ничего достойным своей
привязанности — ни из женщин ни из мужчин,
— писал потом Б.-П., — я обрек себя на служение
человечеству, и стремление к общему благу
заменило во мне эгоизм и чувство самосохранения,
уважение к истине подавило во мне всякую
вспышку самолюбия". О той умственной
работе, которую проделал тогда Б.-П., свидетельствуют
его заметки — "Мои афоризмы, или отрывочные
понятия мои обо всем, мною самим порожденные".
В этих "афоризмах" Б.-П. высказывается
за федеративную (на принципе национальности)
организацию государства, республиканский
образ правления с выборными должностными
лицами; считает ненужными огромные войска,
ибо война не могла бы иметь места при
федеративном устройстве государств;
Б.-П. размышляет о народном образовании,
о положении фабричных и земледельческих
рабочих, о Польше, о положении женщины
и т. д. Вскоре после окончания университета
Б.-П. задумывает издание журнала и набрасывает
интересующие его темы статей, назвав
этот конспект — "Запас общеполезного"
(1842—43); здесь впервые нашел свое выражение
фурьеризм Б.-П. Таковы темы: "Очерк состояния
России, как государства, т. е. одной из
случайных форм ассоциаций человеческих",
"О системе взаимного содействия",
"О началах распределения богатств
или дивиденда между производителями"
и т. д. Некоторые темы касаются вопросов
религии, права. Б.-П. интересовался также
с. х-вом. В 1843 начал разрабатывать вопрос
об освобождении крестьян. В 1844 Б.-П. пытался
занять место преподавателя юридических
наук в Александровском лицее, но получил
отказ. Тогда же впервые обратила на него
свое внимание и полиция, установив его
связь с лицеистами и его вредное влияние
на них "скептическим настроением мысли
относительно предметов веры и существующего
общественного порядка, якобы несовместного
с благоденствием людей". За "говоруном"
Б.-П. был учинен секретный надзор, снятый
однако через два месяца. Кроме службы
Б.-П. занимался хождением по делам в сенат
(так называемой адвокатурой), преимущественно
по делам бедняков; такая практика конечно
никаких выгод ему не приносила. К этому
времени у Б.-П. сложился круг знакомых,
окончательно выяснилась и жизненная
цель — пропаганда социализма (т. е. фурьеризма).
Горячо увлекаясь общественными вопросами,
Буташевич-Петрашевский свои личные интересы
и личную жизнь ставил на второй план.
Составив хорошую библиотеку, сам очень
начитанный, большой знаток социалистической
французской литературы, Б.-П. охотно давал
книги для чтения и знакомым и даже просто
желающим, постоянно заводил споры о социальных
системах, заставляя многих заинтересоваться
ими. С этой же целью пропаганды социализма
Б.-П. принял самое живое участие как редактор
и главный сотрудник в работе над вторым
выпуском "Карманного словаря иностранных
слов", изд. Н. Кириллова. Под видом этого
словаря имелось в виду распространение
социалистических учений в широких кругах
читающей публики. После конфискации и
сожжения "Словаря" Б.-П. решил до
30-летнего возраста не печатать "ничего
капитального", а "предпочел все в
голове своей привести в порядок". С
той же целью пропаганды социализма Б.-П.
в течение 4 лет (1845—1848) систематически
устраивал у себя в доме собрания по пятницам.
Собирались 20—30 чел., и после доклада одного
из присутствовавших обсуждали социалистические
теории, научные, общественные и политические
вопросы. Сам Б.-П. говорил там о фурьеризме,
о гласном и общественном суде, об отмене
крепостного права. Типичный утопист,
Б.-П. твердо верил в силу разума и, понимая
глубокие противоречия между идеалами
социализма и крепостной Россией, ставил
задачей социалистов в России "труд
применения общих начал, которые выработала
наука на Западе (т. е. учения Фурье) к нашей
действительности". Однако Б.-П. не пытался
найти опоры в объективных условиях и
все надежды возлагал на пропаганду, оставаясь
подобно Фурье "мирным" социалистом.
Б.-П. так глубоко верил в выгоды фаланстера,
что сделал в 1847 попытку применить идеал
Фурье в своем имении. Попытка эта окончилась
неудачей, — однако в записке, представленной
в следственную комиссию, Б.-П. указывает,
что в 5—6 лет учение Фурье может осуществиться.
В феврале 1848 Б.-П. подал в петербургское
дворянское собрание записку об увеличении
ценности дворянских имений, в которой
предлагал дать купцам право покупать
дворянские имения с личным при этом освобождением
крестьян этих имений, учредить земские
кредитные учреждения, земледельческие
банки, понизить % по залогу имений в казенных
кредитных установлениях, улучшить формы
судопроизводства и установить надзор
за администрацией. Таким образом в области
"реальной" политики Б.-П. был радикалом,
иногда даже либералом, рекомендуя начать
преобразование реформы суда, отодвинув
отмену крепостного права. Записка имела
своим последствием установление надзора
за Б.-П. Надзор этот тем легче было осуществить,
что Б.-П., отдавшись всецело делу пропаганды
социализма, никогда не упускал случая
познакомиться с новым человеком, поговорить
с ним, пригласить его к себе на пятницу,
готов был тратить свое время на всякого
встречного. Для наблюдения за Б.-П. к нему
был направлен бывший студент Антонелли,
который вкрался в доверие Б.-П. и подробно
осведомлял министерство внутренних дел
о планах и проектах Б.-П. Через 13 месяцев
наблюдение было закончено, и в ночь 22/23
апреля 1849 Б.-П. вместе с остальными участниками
его кружка был арестован, заключен в Алексеевский
равелин и предан суду. На следствии Б.-П.
сначала не хотел отвечать, считая свои
поступки безусловно легальными. Убедившись
в серьезности обвинения, Б.-П. стал засыпать
следствен. комиссию множеством разнообразных
записок, резко критикуя следственное
производство, требуя назначения ученой
комиссии для разбора учения Фурье; представил
полное изложение фурьеризма и т. д. В последний
период заключения Буташевич-Петрашевский
был болен и душевно расстроен, охваченный
отчаянием и сознанием своего бессилия.
Приговоренный
военно-судной комиссией к расстрелу,
Б.-П. 22/XII 1849 был выведен на Семеновский
плац, где была объявлена "высочайшая
милость": расстрел был заменен Николаем
I бессрочной каторгой. Прямо с места казни
Б.-П. в кандалах был отправлен в Тобольск,
а оттуда в Шилкинский завод Нерчинского
окр. В 1856 Б.-П. вышел на поселение, жил в
Иркутске, занимаясь уроками, хождением
по делам и сотрудничеством в местной
прессе (в газ. "Иркутск. губ. вед."
и "Амур", выходившей в Благовещенске).
Б.-П. и в Сибири остался тем же "беспокойным
человеком", как и раньше. Не признавая
законным свое осуждение, Б.-П. еще до выхода
на поселение подавал просьбы в сенат,
министерство внутренних дел, на царское
имя, с требованием пересмотра приговора.
На этой почве возникали многочисленные
конфликты с местным начальством, Б.-П.
не раз высылали с места на место; умер
он в с. Бельском, Енисейского уезда (ныне
Красноярский окр.)
Буташевич-Петрашевский
Михаил Васильевич
(01.11.1821—07.12.1866) — общественный деятель, социолог.
Родился в Петербурге, в семье медика. Окончил Царскосельский лицей (1839); учился в Петербургском университете на юридическом факультете. По окончании в 1841 служил в Министерстве иностранных дел. В это время знакомится с идеями утопического социализма. Начиная с 1844, в доме Петрашевских происходят собрания вольномыслящих молодых людей ("пятницы" П.). Их посещают видные писатели, художники, ученые, военные. Начиная с 1848 участники "пятниц" стали рассматривать вопросы возможности революции в России. Важнейшим практическим делом петрашевцев стало издание двух выпусков Карманного словаря иностранных слов. Первый выпуск словаря вышел в 1846. Второй выпуск в 1849 был сожжен по приказу министра просвещения С.С. Уварова, ибо содержал почти открытую пропаганду социализма. По доносу провокатора П. был арестован (всего по делу петрашевцев было привлечено 123 человека). По решению военного суда приговорен к расстрелу, но в последнюю минуту смертный приговор был заменен пожизненной каторгой. Каторгу П. отбывал в Вост. Сибири. С 1856 — ссыльнопоселенец, жил в г. Иркутске, издавал газ. "Амур". За выступление против произвола местных властей в феврале 1860 выслан в Минусинский округ. Умер в с. Вельское Красноярского края. В своих соц.-филос. воззрениях П. выступал сторонником демократизации полит. строя России, освобождения крестьян с землей, проповедовал идеи социализма фурьеристского толка и антропологическую филос. Фейербаха.
(См.: "УС". С.167—169.)
Соч.:
Сочинения, показания // Дело петрашевцев.
T.I. M. —JI., 1937; Сочинения, показания, письма
// Философские и общественно-
Использованная
литература:
История России XIX век, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
Источник из интернета:
http://pusk.by/bbe/14472
http://btl78.ru/fam/4073.