Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, доклад
Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…». Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было выбить оттуда.
Автор: Тургенев И.С.
Многие критики отзывались о Базарове
как о человеке-роботе, лишённом всяких
чувств и человечности. Например, так думал
М. Антонович: «…это не человек, а какое-то
ужасное существо, просто дьявол, или,
выражаясь более поэтически, асмодей.
Он систематически ненавидит и преследует
всех, начиная от добрых родителей… и
оканчивая лягушками, которых он режет
с беспощадной жестокостью…». Я с ним
не согласен; на мой взгляд, у него просто
очень сильный характер, он честный и правдивый,
законченный демократ; однажды заложенное
в его мораль Богом убеждение очень трудно
было выбить оттуда.
Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и
Печориным, многое унаследовав от них,
но добавив к теории практику (ибо когда-то
это надо было сделать), что в корне отделяет
его от них, он – деятель, естествоиспытатель
(единственный, кто работал в Марьине),
пересматривающий мир и делающий выводы.
Начинает он при этом с нуля и не пользуясь
кусочками других лестниц (не принимая
чужих суждений на веру): автор даёт читателю
чёткое представление о простоте натуры
и происхождения героя: «Мой дед землю
пахал», – с гордостью говорит Базаров;
когда он знакомится с Николаем Петровичем,
он не сразу подаёт ему свою «обнажённую
красную руку», лицо его «выражает самоуверенность
и ум». Всё это говорит о человеке из низших
сословий, умном и целеустремлённом, у
которого «страстное и бунтующее сердце»,
но не как не об «ужасном существе», «дьяволе»,
«асмодее». У Базарова есть в душе чувства,
это видно с самого начала романа, но он
их тщательно скрывает; очень резкий и
самоуверенный в своих высказываниях
и поступках, Евгений Васильевич на самом
деле имеет много слабостей и комплексов,
у него ранимое и тревожное сердце, которое,
несмотря на свою ранимость и тревожность,
полно энергии и хочет действовать. За
это его и невзлюбил Павел Петрович, который
«раскис из-за женщины», лишился на всю
жизнь жизненной энергии и фактически
превратился в мертвеца. Он пришёл к выводу,
что человек рождён для действия, а не
для пустых размышлений: его раздражают
«красивые речи», он хочет переделать
общество: «Исправьте общество, болезни
не будет», считает, что человек должен
быть настолько активным, чтобы сам себя
воспитать, что природа нужна только для
деятельности человека, что она «не храм,
а мастерская», что любовь – физическое
явление, искусство – пустое развлечение,
не приводящее ни к каким действенным
последствиям. Отчасти он в своих суждениях
прав, но только отчасти, только на половину,
потому что существует и вторая половина:
любовь не только пустое влечение, но и
высокое чувство, природа не только мастерская,
но и храм – слишком уж он резок и категоричен
в своих суждениях и не обдумывает их до
конца.
Но, как я уже говорил, герой не человек-робот,
а живой, наделённый универсальным интеллектом,
как и все люди, и поэтому имеет право на
ошибки. Понять свои ошибки ему впервые
помогает Одинцова – единственный человек,
которого он уважает, – а сделать новые
– Павел Петрович, но, слава Богу, со временем
он начинает меньше с ним общаться. Одинцова
вообще переворачивает жизнь Базарова:
он становится менее отъявленным эгоистом,
начинает лучше понимать свои ошибки,
понимает кто такой человек, и то, что он
и есть тот самый человек. Под конец романа
он совсем отходит от нигилизма, в нём
просыпается любовь, романтизм, он начинает
задаваться такими вопросами, которыми
раньше ни за что бы не задался: «Нужен
ли я России?», что радует читателя тем,
что он пришёл в норму, прозрел и умирает
с чистой душой.
Информация о работе Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)