Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:37, биография
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО
А.Н. ОСТРОВСКОГО
Александр Николаевич
Островский родился 31 марта (12 апреля)
1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской
духовной семинарии, служил в Московском
городском суде. Он занимался частной
судебной практикой по имущественным
и коммерческим делам. Мать из семьи духовного
сословия, дочь пономаря и просвирни, умерла,
когда будущему драматургу было восемь
лет.
Детство и раннюю юность Островский проводит
в Замоскворечье - особом уголке Москвы
с его устоявшимся купеческо - мещанским
бытом.
Александр еще в детстве пристрастился
к чтению, получает хорошее домашнее образование,
знает греческий, латинский, французский,
немецкий, впоследствии – английский,
итальянский, испанский языки. Когда Александру
минуло тринадцать лет, отец женился второй
раз на дочери обрусевшего шведского барона,
которая не слишком занималась воспитанием
детей от первого брака своего мужа. С
ее приходом заметно меняется домашний
уклад, чиновный быт перекраивается на
дворянский манер, изменяется окружение,
в доме раздаются новые речи. К этому времени
будущим драматургом перечитана чуть
ли не вся отцовская библиотека.
С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой
Московской гимназии. В 1840 году по окончании
гимназии был зачислен на юридический
факультет Московского университета.
В университете студенту юридического
факультета Островскому посчастливилось
слушать лекции таких знатоков истории,
юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский,
Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему
автору "Минина" и "Воеводы"
впервые открываются богатства русских
летописей, язык предстает перед ним в
исторической перспективе. Но в 1843 году
Островский уходит из университета, не
пожелав пересдавать экзамен. Тогда же
поступил в канцелярию московского Совестного
суда, позднее служил в Коммерческом суде
(1845-1851). Этот опыт сыграл значительную
роль в творчестве Островского.
Второй университет - Малый театр. Пристрастившись
к сцене еще в гимназические годы, Островский
становится завсегдатаем старейшего русского
театра.
1847 – в "Московском городском листке"
Островский публикует первый набросок
будущей комедии "Свои люди – сочтёмся"
под названием "Несостоятельный должник",
затем комедию "Картина семейного счастья"
(впоследствии "Семейная картина")
и очерк в прозе "Записки замоскворецкого
жителя".
"Самый памятный для меня день в моей
жизни, - вспоминал Островский, - 14 февраля
1847 года...С этого дня я стал считать себя
русским писателем и уже без сомнений
и колебаний поверил в свое призвание".
Признание Островскому приносит комедия
"Свои люди – сочтёмся" (первоначальное
название – "Банкрут", закончена
в конце 1849г.). Ещё до публикации она стала
популярной (в чтении автора и П.М. Садовского),
вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя,
И.А. Гончарова, Т.H. Грановского и др.
"Он начал необыкновенно..." - свидетельствует
И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса
"Свои люди - сочтемся" произвела
громадное впечатление. Ее называли русским
"Тартюфом", "Бригадиром" XIX столетия,
купеческим "Горем от ума", сравнивали
с "Ревизором"; вчера еще никому неведомое
имя Островского ставилось рядом с именами
величайших комедиаграфов - Мольера, Фонвизина,
Грибоедова, Гоголя.
В правительственных сферах комедия эта
вызвала переполох. Драматической цензурой
она была сразу же запрещена к представлению
на сцене. "Все действующие лица...отъявленные
мерзавцы, - писал цензор. Разговоры грязны;
вся пьеса обида для русского купечества".
И все же, по недосмотру московской цензуры,
пьеса была напечатана в мартовской книжке
журнала "Московитянин" за 1850 год.
Вот тогда - то и посыпались жалобы на молодого
драматурга от оскорбленного купечества,
вот тогда - то и занялись его комедией
высокопоставленные сановники и даже
сам государь император. Царь перечитал
донесение, помедлил несколько и начертал
своим мелким почерком в углу: "Совершенно
справедливо, напрасно напечатано...".
Еще помедлил и добавил: "...играть же
запретить". И размашисто расписался:
"Николай".
За "неблагонадежным" автором было
установлено секретное полицейское наблюдение.
Гениальная комедия была поставлена на
сцене в 1861 году, через двенадцать лет
после ее написания.
После комедии "Свои люди – сочтёмся"
Островский каждый год выпускает по одной,
а иногда по две-три пьесы, написав, таким
образом, 47 пьес различных жанров – от
трагедии до драматических эпизодов. Кроме
того, есть ещё пьесы, написанные совместно
с другими драматургами – С.А. Гедеоновым,
Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также
свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н.
Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.).
В 1859 году Островский перевел "Гециру"
древнеримского драматурга Теренция,
в которой важна тема невестки и свекрови
(сравните с пьесой "Гроза").
Обладая незаурядным общественным темпераментом,
Островский всю жизнь деятельно боролся
за создание реалистического театра нового
типа, за подлинно художественный национальный
репертуар, за новую этику актёра. Он создал
в 1865 году Московский артистический кружок,
основал и возглавил общество русских
драматических писателей (1870 г.), писал
в различные ведомства многочисленные
"Записки", "Проекты", "Соображения",
предлагая принять срочные меры, чтобы
остановить упадок театрального искусства.
Творчество Островского оказало решающее
влияние на развитие русской драматургии
и русского театра. Как драматург и режиссёр
Островский содействовал формированию
новой школы реалистической игры, выдвижению
плеяды актёров (особенно в московском
Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев,
Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н.
Ермолова и др.).
Театральная биография Островского вообще
не совпадала с его литературной биографией.
Зрители знакомились с его пьесами совсем
не в том порядке, в каком они были написаны
и напечатаны. Только через шесть лет после
того, как Островский начал печататься,
14 января 1853 года поднялся занавес на первом
представлении комедии "Не в свои сани
не садись" в Малом театре. Пьеса, показанная
зрителям первой, была шестой законченной
пьесой Островского.
В это же время драматург вступил в гражданский
брак с девицей Агафьей Ивановной Ивановой
(у которой от него было четверо детей),
что привело к разрыву отношений с отцом.
По рассказам очевидцев, это была добрая,
сердечная женщина, которой Островский
во многом был обязан знанием московского
быта.
В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны
от туберкулеза, Островский вступил в
новый брак с актрисой Малого театра Марией
Васильевой. От второго брака у писателя
родилось пятеро детей.
Член-корреспондент Императорской Санкт
- Петербургской Академии Наук (1863 г.)
Литературные взгляды Островского сложились
под влиянием эстетики В.Г. Белинского.
Для Островского, как и для других писателей,
начинавших в 40-е годы, художник – это
своего рода исследователь- "физиолог",
который подвергает специальному изучению
различные части общественного организма,
открывая для современников ещё не исследованные
области жизни. В открытой области эти
тенденции нашли выражение в жанре так
называемого "физиологического очерка",
широко распространённого в литературе
40-50-х гг. Островский был одним из наиболее
убеждённых выразителей этой тенденции.
Многие его ранние сочинения написаны
в манере "физиологического очерка"
(зарисовки замоскворецкого быта; драматические
этюды и "картины": "Семейная картина",
"Утро молодого человека", "Неожиданный
случай"; позднее, в 1857году, - "Не сошлись
характерами").
В более сложном преломлении черты этого
стиля сказались и в большинстве других
произведений Островского: он изучал жизнь
своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом,
как внимательный исследователь - экспериментатор.
Наглядно это показывают дневники его
поездок по России и особенно материалы
многомесячной поездки (1865 г.) по верхней
Волге с целью всестороннего обследования
края.
Опубликованный отчёт Островского об
этой поездке и черновые записи представляют
своего рода энциклопедию сведений по
экономике, составу населения, обычаям,
нравам этого края. При этом Островский
не перестаёт быть художником – после
этой поездки волжский ландшафт как поэтический
лейтмотив входит во многие его пьесы,
начиная с "Грозы" и заканчивая "Бесприданницей"
и "Воеводой (Сон на Волге)". Кроме
того, возникает замысел цикла пьес под
названием "Ночи на Волге" (осуществлён
частично).
"Без вины виноватые" - последний
из шедевров Островского. В августе 1883
года, как раз в пору работы над этой пьесой,
драматург писал своему брату: "Забота
писательская: есть много начатого, есть
хорошие сюжеты, но ...они неудобны, нужно
выбирать что - нибудь помельче. Я уж доживаю
свой век; когда же я успею высказаться?
Так и сойти в могилу, не сделав всего,
что бы я мог сделать?"
В конце жизни Островский, наконец - то,
достиг материального достатка (он получал
пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также
в 1884 году занял должность заведующего
репертуарной частью московских театров
(драматург всю жизнь мечтал служить театру).
Но здоровье его было подорвано, силы истощены.
Островский не только учил, он и учился.
Многочисленные опыты Островского в области
перевода античной, английской, испанской,
итальянской и французской драматической
литературы не только свидетельствовали
о его прекрасном знакомстве с драматической
литературой всех времен и народов, но
и по справедливости рассматривались
исследователями его творчества как своеобразная
школа драматургического мастерства,
которую Островский проходил всю свою
жизнь (он начал в 1850 году с перевода шекспировской
комедии "Укрощение строптивой").
Смерть застала его за переводом шекспировской
трагедии "Антоний и Клеопатра") 2(14)
июня 1886 года в имении Щелыково , Костромской
области, от наследственной болезни —
стенокардии. Он сошел в могилу, не сделав
всего, что он мог сделать, но сделал он
чрезвычайно много.
После смерти писателя, Московская дума
устроила в Москве читальню имени А.Н.
Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на
Театральной площади перед зданием Малого
театра, где осуществлялись постановки
его пьес, был открыт памятник Островскому
(скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П.
Машков).
А.Н. Островский занесен в российскую Книгу
рекордов "Диво" как "самый плодовитый
драматург" (1993).
Творчество Островского можно разделить
на три периода: 1-й – (1847- 1860), 2-й – (1850-1875),
3-й – (1875-1886).
------------------------------
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
(1847- 1860)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь
дореформенной России. В начале этого
периода Островский активно сотрудничает
как редактор и как критик с журналом "Москвитянин",
публикует в нем свои пьесы. Начиная как
продолжатель гоголевской обличительной
традиции ("Свои люди – сочтёмся",
"Бедная невеста", "Не сошлись характерами"),
затем, отчасти под влиянием главного
идеолога журнала "Москвитянин" А.А.
Григорьева, в пьесах Островского начинают
звучать мотивы идеализации русской патриархальности,
обычаев старины ("Не в свои сани не
садись" (1852), "Бедность не порок"
(1853), "Не так живи, как хочется" (1854).
Эти настроения приглушают критический
пафос Островского.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник
журнала "Современник" – сближается
с деятелями демократической русской
журналистики. В годы общественного подъёма
перед крестьянской реформой 1861 года вновь
усиливается социальная критика в его
творчестве, острее становится драматизм
конфликтов ("В чужом пиру похмелье"
(1855), "Доходное место" (1856), "Гроза",
(1859).
------------------------------
ВТОРОЙ ПЕРИОД
(1860-1875)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь
России после реформы. Островский продолжает
писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые
дни", 1863 г., "Шутники", 1864 г., "Пучина",
1865 г.), по - прежнему высокоталантливые,
но скорее закреплявшие уже найденные
мотивы, чем осваивавшие новые. В это время
Островский обращается также к проблемам
отечественной истории, к патриотической
теме. На основе изучения широкого круга
источников он создаёт цикл исторических
пьес: "Козьма Захарьич Минин - Сухорук"
(1861 г.; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864
г.; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец
и Василий Шуйский" (1866 г.), "Тушино"
(1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических
комедий ("На всякого мудреца довольно
простоты" (1868), "Горячее сердце"
(1868 г.), "Бешеные деньги" (1869 г.), "Лес"
(1870), "Волки и овцы" (1875 г.). Особняком
среди пьес второго периода стоит драматическая
поэма в стихах "Снегурочка" (1873 г.)
– "весенняя сказка", по определению
автора, созданная на основе народных
сказок, поверий, обычаев.
------------------------------
ТРЕТИЙ ПЕРИОД
(1875 - 1886)
Почти все драматические сочинения Островского
70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале
"Отечественные записки". В этот период
Островский создает значительные социально-психологические
драмы и комедии о трагических судьбах
богато одарённых, тонко чувствующих женщин
в мире цинизма и корысти ("Бесприданница",
1878 г., "Последняя жертва", 1878 г., "Таланты
и поклонники", 1882 г., и др.). Здесь писатель
разрабатывает и новые формы сценической
выразительности, в некоторых отношениях
предвосхищающие пьесы А.П. Чехова: сохраняя
характерные черты своей драматургии,
Островский стремится воплотить "внутреннюю
борьбу" в "интеллигентной, тонкой
комедии" (см. "А.Н. Островский в воспоминаниях
современников", 1966, с. 294).
Драматург остался в истории русской литературы
не просто "Колумбом Замоскворечья",
как назвала его литературная критика,
но создателем русского демократического
театра, к театральной практике применившим
достижения русской психологической прозы
19 века. Островский являет собой редчайший
пример сценического долголетия, его пьесы
не сходят со сцены — это примета истинно
народного писателя.
В драматургии Островского вместилась
вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история,
ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить
себе, насколько беднее было бы наше представление
о России, о русском человеке, о русской
природе и даже о самих себе, если бы не
существовало для нас мира созданий Островского.
Не с холодным любопытством, но с жалостью
и гневом взираем мы на жизнь, воплощенную
в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным
и негодование против "темного царства"
- вот чувства, которые драматург испытывал
и которые он неизменно вызывает в нас.
Но особенно близка нам надежда и вера,
которые всегда жили в этом замечательном
художнике. И мы знаем - эта надежда на
нас, это вера в нас.