Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:13, биография
Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945). Родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли.
“Чем больше проходит времени, чем дальше
продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается
значение, важность и глубина его идей.
Это, вероятно, безошибочный критерий,
по которому мы отличаем великого ученого”
С. Р. Микулинский.
Можно долго перечислять научные
открытия, идеи Владимира Ивановича Вернадского
в области знаний наук земле, природе.
Указывать на новые направления, которые
он заложил, рассуждать о значении его
научной и общественной деятельности.
Многое можно сказать о его планетарном
учении, о ноосфере. Однако задача данной
работы — попытаться взглянуть на “Ломоносова
ХХ века” как на историка науки, ученого
достигшем на этом поприще немало побед.
Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний
день раскрыто далеко не полностью. Оно
ждет своего исследователя, а вернее исследователей,
потому что в наше время узкой специализации
вряд ли кто отважится охватить во всей
широте наследие ученого. Хотя с другой
стороны, только взятое в целом оно может
раскрыть особенности этого человека
как ученого,
логику его творчества, его идеи.
Значительное количество работ В. И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека. В 1902 он писал: “Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса — стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания”.
(1, стр. 9)
Биография
Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945). Родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.
Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу научного творчества и мировоззрения В. И. Вернадского. (9, стр. 10).
История науки играла большую роль в жизни ученого. Несомненно, это один из крупнейших историков науки ХХ века. Вернадский утверждал, что он “... в сущности, историк науки...” и “... если бы не сомнения и сознание своих недостатков исторических и филологических знаний, я с головой бы окунулся в историю науки”. Не смотря на подобные сомнения, Вернадский все глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и кристаллографии (1891 – 1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития человеческого знания. Написать его надо много лет — можно, казалось бы, потратить на него всю свою жизнь" (1, стр. 8).
Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. “Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами”.
Оригинальность
и новизна идей Вернадского тем
более ценны, если вспомнить, что
в его время теоретически проблемы
истории развития науки ни кем
серьезно не ставились. Позже были опубликованы
работы П. Таннери посвященные всеобщей
истории развития естествознания, Дж.
Сартона, А. Койре. Впрочем, и до Вернадского,
позитивисты, в частности Конт, касались
проблем исторического подхода к развитию
науки, но их рассуждения носили общий
характер.
Постоянно, работой посвященной истории
науки Вернадский занимался с начала 1890-х
г. и до конца своей жизни. Среди его основных
работ по этой теме можно выделить крупные
монографии: “Очерки по истории современного
научного мировоззрения”, “Очерки по
истории естествознания в России в XVIII
столетия”, “Академия наук в первое столетие
своей истории”. Публикации: “Прогресс
науки и народные массы” (1903), “Очерки
по истории кристаллографии” (в кн. “Основы
кристаллографии” 1903), “Кант и естествознание”
(1904), “Из истории идей” (1912), “Мысли о
современном значении истории знаний”
(1927), “Работы по истории знаний” (1927).
Одна из самых знаменитых работ “Научная
мысль как планетное явление” (1938) была
основана на результатах изучения роли
науки в обществе и содержала большой
фактический материал.
Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира — так понималась ученым цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.
История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.
Вернадский указывал на роль одаренных
личностей в истории науки и говорит о
том, что прогресс науки осуществляется
через их деятельность, они могут служить
как бы его ступенями, вехами. “…Очень
возможно, что для выявления самих периодов
научного творчества необходимо совпадение
обоих явлений и нарождение богато одаренных
людей их сосредоточение в близких поколениях
и благоприятных их проявлению социально-политических
и бытовых условий. Однако основным является
нарождение талантливых людей и поколений”
(4, стр. 545).
Он указывал и на временное сосредоточение
талантливых личностей в немногих поколениях
и их отсутствие в долгие промежуточные
времена. “Мы видим это, например, в Древней
Греции в истории искусства, литературы,
философии, где на пространстве многих
десятков лет были сосредоточены величайшие
гении эллинской жизни; видим пустые промежутки,
например, в VIII в. во французской изящной
литературе после расцветов XVI – XVII и XIX
столетий…” (4, стр. 546). Подобные закономерности
есть общее характерное явление хода духовных
проявлений человечества. В многочисленные
задачи истории науки ученый также включал
изучение истории ведущих проблем и отраслей
науки, историю науки отдельных стран,
историю методов научного исследования,
научных школ. Стоит отметить, что вопрос
о влиянии социальных условий на развитие
науки и техники один из самых сложных
в истории развитии науки. Конечно, условия
сами по себе не порождают таланты, но
их роль не только в том, что они либо заглушают
творческие возможности генетически заложенные,
либо позволяют им проявиться. Ведь они
могут стимулировать их развитие, способствовать
росту полноте и силе проявления. Однако
многим это представляется проблематичным
и спорным, потому что часто не учитывается,
что влияние социальных условий в полной
мере проявляется не сразу и не автоматически.
Необходима тонкая и сложная подготовка
— воспитание, образование, организация
научной деятельности человека. Еще сложнее
вопрос о том, как и какими путями, осуществляется
влияние социальных условий на содержание
и направления развития науки.
Вернадский, прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во многом рассчитаны на “натуралиста-эмпирика”. Для него является аксиомой, что все проявления исторического хода развития знаний, не случайны, а столь же подчинены весу и мере как движение небесных светил или ход химических реакций.
Ценность истории науки и ее значимость неоднократно подчеркивалась автором. “История науки является одной из форм выяснения научной истины. В особенности ее значение и роль возрастают в период крутой ломки научных представлений, или научных революций” (3, стр. 250). “При крутом переломе понятий и понимании происходящего, при массовом создании первых представлений и исканий неизбежно возникает желание связать их с прошлым. Часто историческое понимание является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль и единственной формой критической оценки позволяющей отделить ценное и постоянное в огромном материале этого рода, воссоздаваемой человеческой мыслью. Ведь значительная часть этого материала имеет переходящее значение и быстро исчезает, и чем быстрее это можно понять, тем быстрее будет движение нашей мысли, рост нового научного миропонимания (4, стр. 241). Действительно, глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями уже проверенными и подтвержденными, что тем самым способствует ускорению “восприятия нового”.
Это особенно важно, если учесть, что Вернадский жил и находился на “гребне взрывной волны научного творчества”. “Мы видим, что мы вступили в новый период научного творчества. Он (период) отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого”. Особенность момента не в том, что происходят изменения, они происходят постоянно на протяжении десятилетий, а в том, что они все проявляются разом, одновременно. Вернадский приводит примеры крупных изменений влияющих на мышление людей. Меняются представления о материи, энергии, времени, пространстве, создаются новые понятия, совершенно отсутствовавшие во всех предшествующих миросозерцаниях: символ кванта, новое понятие о симметрии, времени.
Вернадский считает, что в области истории наук на рубеже XIX – XX вв. наблюдаются два больших новых явления.
Во-первых, впервые входит в сознание человека чрезвычайная древность человеческой культуры, в частности древность проявления на нашей планете научной мысли. “Раньше концепции и представления о прошлом человечества сосредотачивались в истории европейской, тесно связанной со средиземноморским центром культуры. Эта европейская история казалась всемирной. Уже в течение всего XIX столетия шла неуклонная работа к перестройке этих не отвечающих реальному явлению представлений. Сейчас это ограниченное изучение прошлого кончилось. Исторический процесс создается как единый для всего Homo sapiens…” (4, стр. 553).
Во-вторых, впервые
сливаются в единое целое все до сих пор
шедшие в малой зависимости друг от друга,
а иногда и вполне независимо, течения
духовного творчества человека.
Таким образом, перелом научного понимания
Космоса, указанный раньше, совпадает
с одновременно идущим изменением наук
о человеке. С одной стороны эти науки
смыкаются с науками о природе. С другой
— их объект совершенно меняется.
“Одно из самых
могущественных орудий роста исторических
знаний, создание XVI – XIX вв. — историческая
критика и достоверность ее заключений,
— требует поправок, опирающихся
на эмпирический материал, предвидеть
который разум не может. Природный
процесс, может, как оказывается, в корне
менять достижения исторической критики”
(4, стр. 522).
Кроме научного значения “как одной из
форм выяснения истины”, как “орудие
достижения нового” история науки и техники
имеет так же и идеологическое значение.
Она помогает выявить достижение и значение
научной мысли и творческой научной работы
всего народа. Широкий охват знаний всего
народа имеет первостепенное значение
для его самосознания. А осознание народом
своего бытия, своего значения и положения
есть, может быть, самая большая сила, которая
движет жизнь. (3, стр. 251).
“Несомненно, корни научного знания теряются в бесконечной дали веков былого” (6, стр. 215). По мнению Вернадского, зачатки научного знания возникли еще задолго до появления науки, как самостоятельной формы человеческого сознания и деятельности. “Наука, — писал он, — есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни” (5, стр. 38). “Действие — это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания” (5, стр. 39).
Первоначальные знания человека о мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений. Но именно оно сыграло решающую роль в возникновении науки. Благодаря им закладывался ее фундамент — совокупность точно установленных фактов. “Корни научной мысли — связаны с гущей жизни, они много глубже и вдаль веков, чем думают, и только отчасти связаны с проникнутыми религиозными и философскими интуициями, построениями и обобщениями... Ясного понятия о сумме эмпирических знаний... в эти далекие от нас времена, мы сейчас, к сожалению, иметь не можем... Но история знаний с большой точностью выделяет такой объем таких эмпирических знаний, и во многом такое их совершенство в какое не верила наука ХХ столетия” (1, стр. 17).
Информация о работе Биография Владимира Ивановича Вернадского