Биография Николая Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:39, доклад

Описание работы

Николай Степанович Гумилёв родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец, Степан Яковлевич, окончивший гимназию в Рязани и Московский университет по медицинскому факультету, служил корабельным врачом. По некоторым сведениям, семья отца происходила из духовного звания, чему косвенным подтверждением может служить фамилия (от латинского слова humilis, “смиренный”), но дед поэта, Яков Степанович, был помещиком, владельцем небольшого имения Березки в Рязанской губернии, где семья Гумилёвых иногда проводила лето

Работа содержит 1 файл

BioGum.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

  Кроме того, Гумилёв активно участвовал и в литературной политике. Вместе с Н. Оцупом, Г. Ивановым и Г. Адамовичем он возродил “Цех Поэтов” (это был  уже 3-й “Цех”, 2-ой возник в 1917 г., но вскоре распался). “Цех Поэтов” должен был быть “беспартийным”, не чисто акмеистским, но ряд поэтов отказался в него войти, а Ходасевич кончил тем, что ушел. Уход Ходасевича был отчасти связан с тем, что в петербургском отделении Всероссийского Союза Поэтов произошел переворот и на место Блока председателем был выбран Гумилёв. В связи с этим много и весьма противоречиво писалось о враждебных отношениях между Гумилёвым и Блоком в эти последние два года жизни обоих, но эта страница литературной истории до сих пор остается до конца не раскрытой

  Гумилёв с самого начала не скрывал своего отрицательного отношения к большевицкому режиму. По словам А. Я. Левинсона, встречавшегося с ним во “Всемирной Литературе” Гумилёв “о политике  почти не говорил: раз навсегда с негодованием и брезгливостью отвергнутый режим как бы не существовал для него”.

  Жизнь Н. С. Гумилёва трагически оборвалась в  августе 1921 года. 3-го августа 1921 года, за четыре дня до смерти А. А. Блока, Гумилёва арестовали за “должностное преступление”, хотя ни на какой должности он и  не состоял. Примерно 24-ого августа  его расстреляли. Список расстрелянных содержал 61 имя. Гумилёв фигурировал в списке под №30, и о нём в официальном сообщении было сказано:  

  “Гумилёв Николай Степанович, 33 лет, бывший дворянин, филолог, поэт, член коллегии “Изд-во Всемирная Литература”, беспартийный, офицер. Участник Петроградской Боевой Организации, активно содействовал составлению прокламации контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, которая активно примет участие в восстании, получал от организации деньги на технические надобности”. 

  Долгие  годы это было официальной версией. Но вот в журнале “Новый мир” № 12 за 1987 год появилась сообщение  юриста Г. Л. Терехова, который в бытность его старшим помощником Генерального прокурора СССР и членом коллегии Прокуратуры СССР изучал по долгу службы все секретные материалы, находившиеся в архиве. По делу установлено, пишет Г. А. Терехов, преступление Гумилёва заключалось в том, что он “не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался”. Никаких других обвинительных материалов, которые изобличали бы Гумилёва в участии в антисоветском заговоре, в том уголовном деле, по материалам которого осужден Гумилёв, нет. Там содержится лишь доказательство, подтверждающее недонесение им о существовании контрреволюционной организации, в которую он не вступил. Мотивы поведения Гумилёва зафиксированы в протоколе его допроса: пытался ею вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не позволили ему пойти “с доносом”.

  В воспоминаниях о Гумилёве не раз  цитировалась фраза из письма его  к жене из тюрьмы: “Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы”. Упоминалось также, что в тюрьме перед смертью Гумилёв читал Гомера и Евангелие. Написанные Гумилёвым в тюрьме стихи не дошли до нас. Они были, вероятно, конфискованы. Н. Гумилёв – первый в истории русской литературы большой поэт, место погребения которого даже неизвестно. Как сказала в своем стихотворении о нем Ирина Одоевцева:  

  И нет на его могиле

  Ни  холма, ни креста - ничего. 

  Николай Гумилёв стал первым, с которого начался счёт поэтов, убитых Советской  властью,– за ним следуют тени Осипа Мандельштама, Павла Васильева, Т. Табидзе, Д. Андреева, Б. Корнилова...

  В сталинские времена физическая смерть расстрелянного поэта – не говоря уж о том, что о ней даже не сообщили бы – означала бы и его литературную смерть. В те времена это было не так, или не совсем так. В 1921-22 годах памяти Гумилёва посвящались вечера, кружок “Звучащая Раковина” приготовил посвященный ему сборник стихов. В 1922 году выходили еще в России сборники стихов Гумилёва и его переводы, в том числе посмертный сборник стихотворений с предисловием Г. Иванова, дополненный в 1923 году. В 1923 году вышел, также с предисловием Г. Иванова, сборник статей Гумилёва “Письма о русской поэзии”. В 1922 году драма Гумилёва “Гондла” была поставлена на Петроградской сцене. Она имела успех, и на первом представлении из публики стали кричать: “Автора! Автора!” После этого пьеса была снята с репертуара. С течением времени вокруг имени Гумилёва образовалась завеса молчания. Но читатели и почитатели у него оставались. Стихи его распространялись в рукописи, заучивались наизусть; по его строкам, говоря словами поэта Николая Моршена, выросшего под советским режимом и оказавшегося в эмиграции во время войны, узнавали друг друга единоверцы.

  Судьба  Николая  Гумилёва заставляет вспомнить  слова другого страдальца времени, замечательного писателя Александра Солженицына: “Несчастная гуманитарная интеллигенция! Не тебя ли,  главную гидру, уничтожали с самого 1918 года - рубили, косили, травили, морили, выжигали? Уж, кажется, начисто! уж какими глазищами шарили, уж какими метлами поспевали! – а ты опять жива? А ты опять тронулась в свой незащищенный, бескорыстный, отчаянный рост!..” 

Сдавался –  средняя школа «Науямесчё» (8-ая), г. Вильнюс.

Информация о работе Биография Николая Гумилева