Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 02:36, реферат
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол.
В июне 1866 года, после выстрела В. В. Каракозова в Александра II, власти вновь запрещают издание "Современника". Рискуя своей репутацией, во имя спасения журнала Некрасов решается на "неверный звук": он произносит в Английском клубе стихи, посвященные О. И. Комиссарову, официально объявленному спасителем царя от покушения Каракозова. Но все эти отчаянные
попытки спасти журнал остались безрезультатными и явились предметом мучительных угрызений совести и раскаяния.
Только спустя
полтора года Некрасову удается
арендовать у А. А. Краевского журнал
"Отечественные записки". С 1868
года и до самой смерти Некрасов
остается бессменным редактором этого
журнала, объединяющего прогрессивные
литературные силы 70-х годов. В редакцию
"Отечественных записок" Некрасов
приглашает М. Е. Салтыкова-Щедрина
и Г. 3. Елисеева. В отделе беллетристики
печатаются А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин,
С. В. Максимов, Г. И. Успенский, А. И. Левитов
и другие писатели демократического
лагеря. Отделом критики руководит
Д. И. Писарев, а после его смерти
- А. М. Скабичевский и Н. К. Михайловский.
Отдел публицистики ведут Г. 3. Елисеев
и С. Н. Кривенко. Журнал "Отечественные
записки" разделяет в 70-е годы
славу запрещенного "Современника"
и стоит в самом центре общественной
и литературной борьбы. Деятельность
Некрасова-редактора
В самом начале общественного подъема 60-х годов, в 1856 году, выходит в свет поэтический сборник Некрасова, принесший поэту славу и невиданный литературный успех. "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мертвые души" имели такой успех, как Ваша книга",- сообщал поэту Н. Г. Чернышевский. "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся",- сказал Тургенев примечательные слова. Готовя книгу к изданию, Некрасов действительно проделал большую работу, собирая стихотворения "в один фокус", в единое целое, напоминающее мозаическое художественное полотно. Таков, например, цикл "На улице". Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: "Мерещится мне всюду драма". Совокупность сценок придает стихам некоторый дополнительный смысл: речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о "преступном состоянии мира", в котором существование возможно лишь на унизительных условиях. В этих уличных сценках уже предчувствуется Достоевский, уже предвосхищаются образы будущего романа "Преступление и наказание". Достоевский и сам признавал впоследствии огромное влияние поэзии Некрасова на его творчество. Узнав о смерти поэта, он просидел за томиками его стихов целую ночь. "...В эту ночь я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!"
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Бильрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной болезни - рак спинного мозга. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепляла слабеющие с каждым днем физические и духовные силы поэта. И в мучительной болезни своей, превозмогая боль, он продолжает работать и создает книгу стихов под названием "Последние песни".
Приходит время
подведения итогов. Некрасов понимает,
что своим творчеством он прокладывал
новые пути в поэтическом искусстве,
необыкновенно расширив сферу поэтического,
включив в нее такие явления
жизни, которые предшественники
и современники считали уделом "прозы".
Он обогатил отзывчивый на чужое несчастье,
на чужую радость и чужую боль
авторский голос поэтической
стихией многоголосия, присвоив себе
народную точку зрения на жизнь, создавая
произведения, которые народ признавал
за свои, которые превращались в
знаменитые народные песни, в популярные
романсы. Он создал новую лирику любви,
новый тип поэтической сатиры.
Только он решался на недопустимую
в прошлом стилистическую дерзость,
на смелое сочетание элегических, лирических
и сатирических мотивов в пределах
одного стихотворения, как в "Размышлениях
у парадного подъезда" или "Железной
дороге". Некрасов понимал, как он
расширил возможности поэтического
языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное
начало. Именно он, как никто другой
из его современников, творчески
освоил русский фольклор: склонность
к песенным ритмам и интонациям,
использование параллелизмов, повторов,
"тягучих" трехсложных размеров
(дактиля и анапеста) с глагольными
рифмами. В поэме "Кому на Руси жить
хорошо" он поэтически осмыслил пословицы,
поговорки, народную мифологию, но главное
- он творчески перерабатывал
Но главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всей жизни и особенно остро в последние дни, заключался не в формальных проблемах "мастерства". Как русский писатель, он был верен русскому пониманию искусства слова, подмеченному французским писателем Проспером Мериме в разговоре с Тургеневым: "Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою; наши поэты, напротив, идут совершенно противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске..." Русская дорога ставила перед Некрасовым один, главный вопрос: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить приветный отклик в народе. Мотивы сомнения, разочарования, порою отчаяния и хандры сменяются в "Последних песнях" жизнеутверждающими стихами. Самоотверженной помощницей умирающего Некрасова является Зина (Ф. Н. Викторова), жена поэта, к которой обращены лучшие его помыслы. По-прежнему сохраняется у Некрасова тема материнства. В стихотворении "Баюшки-баю" устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей...
Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге. На его похоронах возникла стихийная демонстрация. Несколько тысяч человек провожали его гроб до Новодевичьего кладбища. А на гражданской панихиде вспыхнул исторический спор: Достоевский в своей речи осторожно сравнил Некрасова с Пушкиным. Из толпы революционно настроенной молодежи раздались громкие голоса: "Выше! Выше!" Среди оппонентов Достоевского наиболее энергичным был Г. В. Плеханов, революционер-народник и будущий первый теоретик марксизма в России.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/