Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:48, доклад
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение “Смерть поэта” (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске.
Доклад
на тему:
“Биография Михаила
Юрьевича Лермонтова
”
Краткая биография
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
(1814-41), русский поэт. Учился в Московском
университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую
школу гвардейских
Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах “Люди и страсти” (1830), “Странный человек” (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода — шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет
в Москве. Он обучается в Московском
университетском благородном
Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении пред романтической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов — от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами — от откровенно подражательных “Черкесов” (1828) до вполне профессиональных “Измаил-бея” и “Литвинки” (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, “вершинность” композиции, “недосказанность” сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены “магистральные” герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы “Демон”, 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма “Исповедь”, 1831, явившаяся прообразом поэмы “Мцыри”). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.
Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство (“Юнкерские поэмы”), место трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник “демона”. В то же время идет работа над романом “Вадим” (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство “ангела” и “демона”, “поэзия безобразности”, языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). “Демоническая” линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни “Княгиня Лиговская” (1836) и драме “Маскарад”. Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.
Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами “Ангел”, 1831; “Парус”, 1831; “Русалка”, 1832; “Умирающий гладиатор”, 1836; поэма “Боярин Орша”, 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, “Маскарад” не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма “Хаджи Абрек” (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима “не встреча” с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением “Смерть поэта” (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку, как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки “Ашик-Кериб”). Публикация в 1837 стихотворения “Бородино” упрочила славу поэта.
С апреля 1838 по апрель
1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии
гусарском полку, уверенно завоевывая
“большой свет” и мир литературы.
Устанавливаются связи с
В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества — безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения (“Дума”, 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас (“Поэт”, 1838; “Не верь себе”, 1839; “Журналист, читатель и писатель”, 1840), скептически оценивая жизнь как таковую (“И скучно, и грустно...”, 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (“Бородино”, “Песня про царя Ивана Васильевича...”, где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре (“Казачья колыбельная песня”, 1838), в чувствах ребенка (“Как часто пестрою толпою окружен...”, 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие (“Памяти А. И. О 1839; А. Щербатовой 1840). Богоборчество (“Благодарность”, 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты (“Три пальмы”, 1839; “Утес”, “Тамара”, “Листок”, “Морская царевна”, все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией (“Родина”, “Спор”, оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности (“Выхожу один я на дорогу...”, 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова — последней редакции “Демона” и “Мцыри” (обе 1839).
В 1838-40 написан роман “Герой нашего времени”: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в “Отечественных записках” и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника “Стихотворения М. Лермонтова” (октябрь 1840; включены “Мцыри”, “Песня про царя Ивана Васильевича...”, 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении “Я к вам пишу случайно, — право...”), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).
Возвращаясь на Кавказ,
Лермонтов задерживается в