Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:19, биография
Лермонтов Михаил Юрьевич (в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в доме генера-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) — 15(27).07.1841, Пятигорск), русский поэт. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Биография Лермонтова
Михаила Юрьевича
Лермонтов Михаил Юрьевич
(в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в
доме генера-майора Ф.Н. Толя напротив
Красных ворот) — 15(27).07.1841, Пятигорск),
русский поэт. По материнской линии
происходил из богатого дворянского
рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна
Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта
Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева)
— родная сестра Д.А. Столыпина, внук
которого Председатель кабинета министров
П.А. Столыпин приходился троюродным братом
Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
По отцовской линии
род Лермонтовых ведет свое начало
от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь
на службе у польского короля, в 1613
году, при осаде крепости Белой, Георг
Лермонт был взят в плен и перешел
на сторону русских, сражался в чине
офицера в отряде Д. Пожарского и
за хорошую службу царю получил грамоту
в 1621 году на владение землей в Галическом
уезде Костромской губернии. От него
и пошли Лермонтовы, уже во втором
поколении, принявшие Православие.
Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является
восьмым коленом от прибывшего в
Россию шотландского воина.
Отец поэта —
Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан
в отставке из небогатых помещиков
Тульской губернии. По словам близко знавших
его людей, это был замечательный
красавец, с доброй и отзывчивой
душой, но крайне легкомысленный и несдержанный.
Поместье его - Кропотовка, Ефремовского
уезда Тульской губернии - находилось
по соседству с имением
Детские годы Михаила,
с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы
Чембарского уезда Пензенской губернии
(ныне с. Лермонтово Пензенской области)
в имении бабушки Е.А. Арсеньевой.
Прекрасная природа,
заботливое отношение бабушки, отличное
домашнее образование, которое было
стандартом в дворянской среде того
времени, всё способствовало нравственному
и духовному развитию будущего поэта:
«Моя душа, я помню
с детских лет, // Чудесного искала...»
Первыми учителями
Лермонтова были грек, больше занимавшийся
скорняжным промыслом, чем уроками,
домашний доктор Ансельм Левис и
пленный офицер Наполеоновской гвардии,
француз Капэ. Из них наиболее заметное
влияние оказал на него Капэ, сумевший
внушить ему глубокий интерес и уважение
к "герою дивному" и "мужу рока".
После смерти Капэ наняли французского
эмигранта Шандро, описанный впоследствии
Лермонтовым в "Сашке" под именем
маркиза de Tess, "педанта полузабавного",
"покорного раба губернских дам и муз",
"парижского Адониса". Шандро скоро
сменил англичанин Виндсон, знакомивший
Лермонтова с английской литературой,
в частности с Байроном, который сыграл
в его творчестве такую большую роль.
В Тарханах, Лермонтов
с детства наблюдал картины крестьянского
быта и сельской природы, прислушивался
к народным песням, преданиям о
Степане Разине, Емельяне Пугачеве.
Семейное счастье семьи Лермонтовых
продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года,
в возрасте 21 года, скоропостижно
скончалась мать Лермонтова, далее
последовала ссора хозяйки
«...ты одарен способностями
ума, — не пренебрегай ими... это
талант, в котором ты должен будешь
некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь,
мой сын, доброе сердце, — не ожесточай
его даже и самою несправедливостью
и неблагодарностью людей, ибо с
ожесточением ты сам впадешь в
презираемые тобою пороки. Верь,
что истинная, нелицемерная любовь
к Богу, к ближнему есть единственное
средство жить и умереть спокойно».
Глубокий след в
памяти Лермонтова оставили поездки
с родственниками на Кавказ (1818, 1820,
1825 года). Летом 1820 года Лермонтов с
бабушкой гостили в Минеральных
водах у Е.А. Хастатовой, а в 1825
году они посещают Горячеводск, где
Лермонтов впервые влюбляется. Впоследствии
он запишет:
"Кто мне поверит,
что я знал уже любовь, имея
10 лет от роду? Мы были большим
семейством на водах
В 1827 году Лермонтов
приехал в Москву, начал писать
стихи, создал первые поэмы
(«Черкесы», «Кавказский
"Когда я начал
марать стихи в 1828 году, я как
бы по инстинкту переписывал
и прибирал их, они ещё теперь
у меня"
В Благородном пансионе
Лермонтовым составлялись рукописные
журналы. В одном из них ("Утренняя
Заря") Лермонтов был главным
сотрудником. В "Утренней Заре" Лермонтов
опубликовал свою первую поэму "Индианка".
В 1830 году Пансион преобразовывается
в гимназию и Лермонтов оставляет
его.
Лето он проводит
в Середникове, подмосковном имении
брата бабушки, Столыпина. Недалеко
от Середникова жили его московские
знакомые барышни, А. Верещагина и ее
подруга Е.А. Сушкова, "черноокая"
красавица, в которую Лермонтов
без памяти влюбился. В записках
Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным,
неуклюжим, косолапым мальчиком, с
красными, но умными выразительными глазами,
со вздернутым носом и язвительно-
После Пансиона Лермонтов
поступает в Московский университет
на нравственно-политическое отделение
(1830 - 1832), где обучался вместе с В.Г.
Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым,
уже тогда влиявшими на общий
идейный уровень студенчества. Во
время обучения в университете Лермонтов
увлекся Н.Ф. Ивановой и В.А. Бахметьевой,
но его постигло разочарование. В
это время Лермонтовым написаны
лирические стихи, поэмы, драмы, в том
числе драма «Странный человек»
(1831 год), осуждавшая власть и крепостное
право. После столкновений с профессурой,
которую раздражало дерзкое поведение
Лермонтова, поэта завалили на экзаменах.
Лермонтов не захотел оставаться
на второй год и покинул университет,
переехал в Петербург вместе со своей
бабушкой. В Петербурге он пытался
поступить в университет, однако
ему не зачли двухлетнего обучения
в Московском Университете и предложили
поступить на первый курс. По совету
своего друга Столыпина Лермонтов
поступил в школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров, в которой провёл «два страшных
года» (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных
военной муштрой, сначала в звании
унтер-офицера, а затем юнкера. Почти
в то же время в эту же школу
поступил его будущий убийца Н.С.
Мартынов, который описывал Лермонтова
в своих записках как высокообразованного
и начитанного человека, своим
воззрением далеко обогнавшего сверстников.
Урывками, тайком Лермонтов работал
здесь над романом «Вадим», рисующим
эпизоды Пугачевского восстания. В
1834 году Лермонтов закончил школу
в звании корнета, служил в лейб-гвардии
Гусарском полку, стоявшем в Царском
Селе под Петербургом, однако много
времени проводил в Петербурге.
В это время Лермонтов
становится душой компании местной
молодёжи, запевалой в беседах, сводит
с ума женщин. Именно к этому
времени приходится развязка его
давнего романа с Е.А. Сушковой. Он
притворяется влюблённым, добивается
взаимности и бросает её. В конце
1835 года до Лермонтова дошли слухи,
что Варвара Лопухина, которую
он издавна любил и не переставал
любить до конца жизни, выходит замуж
за Н.И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает,
как Лермонтова поразило известие о
ее замужестве. К 1835 году относится
и первое появление Лермонтова в
печати. До тех пор Лермонтов был
известен, как поэт, лишь в офицерских
и светских кругах. Один из его товарищей,
без его ведома, забрал у него
повесть "Хаджи-Абрек" и отдал
ее в "Библиотеку для Чтения". Лермонтов
остался этим очень недоволен. Повесть
имела успех, но Лермонтов долго
еще не хотел печатать своих стихов.
Критические наблюдения этой поры над
жизнью аристократического общества легли
в основу драмы «Маскарад» (1835 год),
которую Михаил Лермонтов переделывал
несколько раз, но так и не добился
разрешения цензуры на постановку.
Творчество Лермонтова
принято делить на два этапа: ранний
(1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841). Крутой перелом
в творчестве и судьбе Лермонтова
определило стихотворение «Смерть
поэта» (1837 год) — гневный отклик
на гибель А.С. Пушкина в январе 1837
года. Стихи, осуждавшие не только убийцу,
но и придворную знать — виновницу
свершившейся трагедии, разошлись по
всей России. Лермонтов был болен,
когда стало известно о смерти
Пушкина. До него доходили различные
толки; некоторые, "особенно дамы, оправдывали
противника Пушкина", находя, что "Пушкин
не имел права требовать любви
от жены своей, потому что был ревнив,
дурен собою". Негодование охватило
поэта, и он излил его на бумагу.
Сначала стихотворение
Со второй половины
30-х годов творчество Лермонтова
становится многообразнее по содержанию,
богаче в жанровом и стилистическом
отношении. Стихи Лермонтова начали
публиковать. Большой успех имела историческая
поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...»
(опубликована в 1838 году без указания имени
автора, не пропущенного цензурой). Лермонтов
сблизился с редакцией журнала «Отечественные
записки», познакомился с критиком В.Г.
Белинским. Работая над новыми романтическими
поэмами, Лермонтов одновременно пишет
стихотворные повести из современной
жизни («Сашка», «Тамбовская казначейша»),
в которых изображение быта и нравов приобретает
сатирический характер. В поэтический
мир Лермонтова входят большие вопросы
современности, раздумья о судьбе поколения
(«Дума», 1838 год), о трагическом одиночестве
свободолюбивого человека, о нравственном
состоянии общества. В стихотворении «Поэт»
(1838 год) Лермонтов провозглашает высокие
идеалы гражданской поэзии, которая должна
воспламенять «бойца для битвы». С нарастанием
реалистических элементов связано также
утверждение в творчестве Лермонтова
народной темы, обращение к устной эпической
поэзии, воссоздание русского народного
характера («Песня про царя Ивана Васильевича...»,
«Бородино», 1837, «Завещание», 1840, «Родина»,
1841). Торжеством лермонтовского реализма
явился роман «Герой нашего времени» (1840
год), насыщенный глубоким общественным
и психологическим содержанием. Художественным
открытием непреходящего значения стал
образ главного героя романа — Печорина,
который показан на широком фоне жизни
русского общества. Средствами реалистического
письма Лермонтов обнажает в своём герое
трагическое противоречие между глубиной
его натуры и бесплодностью действий.
Идейно-творческая зрелость Лермонтова
сказалась и в художественном новаторстве
романа, в совершенстве его композиции,
в тонком, психологически мотивированном
раскрытии характеров и душевной жизни
персонажей, в несравненном по своей точности
и чистоте языке, которым восхищались
Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
Творчество Лермонтова
питали традиции романтической лирики
декабристов, ему была близка мятежная
поэзия Д.Г. Байрона. Особенности романтического
искусства отвечали индивидуальному
складу Лермонтова-поэта, помогли ему
выразить свободолюбивые и мятежные
идеалы, утвердить идею свободы личности.
Лермонтовский романтизм, далёкий
от всякой созерцательности, наполнен
трагически обострённым чувством, напряжённой
мыслью; при этом он включает элементы
реалистического видения мира, постепенно
занимавшие всё большее место
в поэзии Лермонтова Так, в основе
романтической поэмы «Мцыри» (1839
год) — реальный сюжет из кавказской
жизни того времени и острозлободневная
идейная коллизия: вольный горец
взят в плен царским генералом
и заточен в монастырь; его
неукротимая жажда свободы