Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:35, реферат
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Биография:
Михаил Юрьевич
Лермонтов
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Лермонтов Михаил Юрьевич
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Родился
в Москве в семье
армейского капитана
Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831)
и Марии Михайловны
Лермонтовой (1795—1817),
урожденной Арсеньевой,
единственной дочери
и наследницы пензенской
помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845).
Брак, заключенный
против воли Арсеньевой,
был неравным и
несчастливым; мальчик
рос в обстановке
семейных несогласий.
После ранней смерти
матери Лермонтова бабушка
сама занялась его
воспитанием, полностью
отстранив отца.
Детство поэта прошло
в имении Арсеньевой "Тарханы"
Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное
домашнее образование,
с детства свободно
владел французским
и немецким языками.
Летом 1825 бабушка повезла
Лермонтова на воды
на Кавказ; детские впечатления
от кавказской природы
и быта горских народов
остались в его раннем
творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие
горы Кавказа, приветствую
вас!..", 1832). В 1827 семья
переезжает в Москву,
а в 1828 Лермонтов зачисляется
полупансионером в 4-й
класс Московского университетского
благородного пансиона,
где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах
определился острый
интерес Лермонтова
к литературе и поэтическому
творчеству. Уже в пансионе
определяется преимущественная
ориентация Лермонтова
на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая
поэма становится основой
раннего творчества
Лермонтова. В 1828—1829
гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник",
"Олег", "Два
брата" (опубликованы
посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон"
В марте 1830 Московский
пансион по указу Сената
он был преобразован
в гимназию. В 1830 Лермонтов
увольняется "по прошению"
и проводит лето в подмосковной
усадьбе Столыпиных
Середниково; в том же
году после сдачи экзаменов
зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского
университета. К этому
времени относится первое
сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868),
с которой он познакомился
у своей приятельницы
А. М. Верещагиной. С
Сушковой связан лирический "цикл"
1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы"
("Взгляни, как мой
спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание
Байрону" ("У ног
твоих не забывал..."), "Я
не люблю тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько
позднее Лермонтов переживает
еще более сильное, хотя
и кратковременное чувство
к Н. Ф. Ивановой (1813—1875),
дочери драматурга Ф.
Ф. Иванова.
В эти годы (1830—1832) идет
формирование личности
поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения
являются во многом
попыткой личностного
самоутверждения. Возникает
жанр "отрывка"
— лирического размышления,
в центре которого определенный
момент непрерывно идущего
самоанализа и самоосмысления.
Стихотворения 1830—1831
содержат и социальные
мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле
Лермонтова редка; социально-политическая
проблематика, как правило,
выступает у него в системе
философских и психологических
размышлений. Это особенно
заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг.
Московский университет
жил философскими и
политическими интересами,
в нем функционировали
студенческие кружки
и общества (И. В. Станкевича,
А. И. Герцена, В. Г. Белинского).
О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако
он, возможно, разделял
свойственный им дух
политической оппозиции
и даже принял участие
в студенческой акции
(изгнание из аудитории
профессора М. Я. Малова).
Эти идеи нашли у него
выражение еще в "Жалобах
турка" (1829) и серии
стихов, посвященных
европейским революциям 1830—1831 ["30
июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям
Великой французской
революции ("Из Андрея
Шенье", 1830—1831) и эпохе
пугачёвщины ("Предсказание", 1830).
Так подготавливается
проблематика первого
прозаического опыта
Лермонтова — романа "Вадим" (1832—1834)
с широкой панорамой
крестьянского восстания
1774—1775 гг.
Адресатом лирических
стихов Лермонтова в
этот период была В.
А. Лопухина (1815—1851),
в замужестве Бахметева,
сестра товарища по
университету Лермонтова.
Чувство к ней Лермонтова
оказалось самым сильным
и продолжительным.
Лопухина была адресатом
или прототипом как
в ранних стихах ["К
Лермонтов" ("У
ног других не забывал...", 1831), "Она
не гордой красотою...", 1832,
и другие], так и в поздних
произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона";
образ ее проходит в
стихотворении "Нет,
не тебя так пылко я
люблю", в "Княгине
Литовской" (Вера).В 1830—1831
раннее лирическое творчество
поэта достигает вершины;
далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов
обращается к балладе
("Тростник", 1832; "Желанье"
— "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка",
1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова
в это время определяются
как бы две тематические
группы: одна тяготеет
к средневековой русской
истории ("Последний
сын вольности", 1831; "Литвинка",
1832), другая — к экзотическим
кавказским темам ("Измаил-Бей",1832;
"Аул Бастуиджя".
1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет
Московский университет
и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить
образование в Петербургском
университете; однако
ему отказались зачесть
прослушанные в Москве
курсы. Чтобы не начинать
обучение заново, Лермонтов
принимает совет родных
избрать военное поприще;
в ноябре 1832 сдает экзамены
в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит
два года в военно-учебном
заведении, где строевая
служба, дежурства, парады
почти не оставляли
времени для творческой
деятельности (быт школы
в грубо натуралистичном
виде отразился в так
называемых юнкерских
поэмах — "Петергофский
праздник", "Уланша", "Гошпиталь"
— все 1834). Она оживляется
в 1835, когда Лермонтов
был выпущен корнетом
в лейб-гвардии Гусарский
полк (сентябрь 1834); в
этом же году выходит
поэма "Хаджи Абрек"
— первое выступление
Лермонтов в печати (по
преданию, рукопись
была отнесена в журнал
без ведома автора).
Лермонтов отдает в
цензуру первую редакцию
драмы "Маскарад",
работает над поэмами
"Сашка", "Боярин
Орша", начинает роман
"Княгиня Лиговская".
Известно о знакомстве
Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими
к формирующимся славянофильским
кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не
окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые
обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно
Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835—1836),
первым произведением,
которое он считал достойным
обнародования, трижды
подавал в драматическую
цензуру и дважды переделывал;
драма, однако, была
запрещена.
В период 1836—1837 гг.
Лермонтов создает "Боярина
Оршу" (1835—1836), первую
оригинальную и зрелую
поэму. Орша — первая
попытка Лермонтова
создать исторический
характер — феодала
эпохи Грозного, живущего
законами боярской чести.
Эта тема была продолжена
в "Песне про царя
Ивана Васильевича,
молодого опричника
и удалого купца Калашникова" (1838).
Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова
было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину
Бородинского сражения (1837)
— "микро-эпос"
о народной войне 1812.
В 1835—1836 Лермонтов
еще не входит в ближайший
пушкинский круг; с Пушкиным
он также незнаком. Тем
более принципиальный
характер получает его
стихотворение "Смерть
Поэта" (1837; опубликовано 1858),
написанное сразу же
по получении известия
о гибели Пушкина. 18
февраля 1837 Лермонтов
был арестован; началось
политическое дело о
"непозволительных
стихах". Под арестом
Лермонтов пишет несколько
стихотворений: "Сосед" ("Кто
б ни был ты, печальный
мой сосед"), "Узник",
положивших начало блестящему "циклу"
его "тюремной лирики": "Соседка",
"Пленный рыцарь" (оба
— 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан
высочайший приказ о
переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский
драгунский полк на
Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись
в дороге, был оставлен
для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске;
по пути следования
в полк он "изъездил
Линию всю вдоль, от
Кизляра до Тамани, переехал
горы, был в Шуше, в Кубе,
в Шемахе, в Кахетии,
одетый по-черкесски,
с ружьем за плечами,
ночевал в чистом поле,
засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе.
В 1837 он записывает народную
сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит
восточной речи и психологию "турецкого"
сказителя; народный
характер поэт раскрыл
в "Дарах Терека", "Казачьей
колыбельной песне", "Беглеце".
В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н.
М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому
пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип
доктора Вернера в "Княжне
Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С.
И. Кривцовым, В. М. Голицыным,
В. Н. Лихаревым, М. А.
Назимовым) и близко
сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее
особенно раскрылось
художественное дарование
Лермонтова, с детства
увлекавшегося живописью.
Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки
— пейзажи, жанровые
сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны
с кавказской темой.
Кавказская ссылка
была сокращена хлопотами
бабушки через А. X. Бенкендорфа.
В октябре 1837 был отдан
приказ о переводе Лермонтова
в Гродненский гусарский (в
Новгородской губернии),
а затем в лейб-гвардии
Гусарский полк, стоявший
в Царском Селе. Во 2-й
пол. января 1838 Лермонтов
возвращается в Петербург. 1838—1841
— годы его литературной
славы. Он сразу же попадает
в пушкинский литературный
круг, знакомится с В.А.
Жуковским, П. А. Вяземским,
П. А. Плетнёвым, В. А.
Соллогубом, принят
в семействе Карамзиных.
У Карамзиных Лермонтов
накануне последней
ссылки читал "Тучи".
В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные
прижизненные сборники "Стихотворения"
и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова
к 1840 г. включало уже
около 400 стихотворений,
около 30 поэм, не считая
драм и неоконченных
прозаических сочинений.
Подавляющее большинство
произведений Лермонтова
опубликовано посмертно.
В 1838—1840 поэт входит
в "Кружок шестнадцати"
— аристократическое
общество молодежи,
частью из военной среды,
объединенное законами
корпоративного поведения
и политической оппозиционностью
участников.
В этот период в его
поэзии и прозе словно
оживают пушкинские
начала. Однако основы
прозы (как и поэзии)
Лермонтова, во многом
противоположны пушкинским;
ему не свойственны
лаконизм пушкинской
прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии.
Близких отношений с
пушкинским кругом у
Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский,
и Плетнёв далеко не
все принимают в его
творчестве. Столь же "выборочно"
принимают его и формирующиеся
московские славянофильские
кружки. Со своей стороны,
Лермонтов присматривался
к деятельности будущих
славянофилов (А. С. Хомякова,
Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи,
напечатал в "Москвитянине" (1841)
балладу "Спор",
но остался холоден
к социально-философским
основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения
устанавливаются у Лермонтова
с журналом "Отечественные
записки".
Именно там появляется
большинство прижизненных
и посмертных публикаций
лермонтовских стихов,
а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу
у графини Лаваль у Лермонтова
произошло столкновение
с сыном французского
посланника Э. Барантом;
непосредственным поводом
было светское соперничество
— предпочтение, отданное
Лермонтову кн. М. А.
Щербатовой, которой
был заинтересован Барант
и в 1839—1840 увлечен Лермонтов.
Ссора, однако, переросла
личные рамки и получила
значение акта защиты
национального достоинства.
18 февраля состоялась
дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов
тем не менее был предан
военному суду; под арестом
его навещают друзья
и литературные знакомые.
Под арестом состоялось
новое объяснение Лермонтов
с Барантом, ухудшившее
ход дела. В апреле 1840
был отдан приказ о переводе
поэта в Тенгинский
пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне
он прибыл в Ставрополь,
в главную квартиру
командующего войсками
Кавказской линии генерала
П. X. Граббе, а в июле
уже участвует в стычках
с горцами и в кровопролитном
сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841,
получив двухмесячный
отпуск, Лермонтов приезжает
в Петербург. Его представляют
к награде за храбрость,
но Николай I отклоняет
представление. Поэт
проводит в столице
3 месяца окруженный
вниманием; он полон
творческих планов,
рассчитывая получить
отставку и отдаться
литературной деятельности.
Его интересует духовная
жизнь Востока, с которой
он соприкоснулся на
Кавказе; в нескольких
своих произведениях
он касается проблем
"восточного миросозерцания" ("Тамара",
"Спор").
14 апреля 1841, не получив
отсрочки, Лермонтов
возвращается на Кавказ.
В мае он прибывает в
Пятигорск и получает
разрешение задержаться
для лечения на минеральных
водах. Здесь он пишет
целый ряд стихотворений:
"Сон", "Утес", "Они
любили друг друга...", "Тамара",
"Свиданье", "Листок", "Выхожу
один я на дорогу...", "Морская
царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов
находит общество прежних
знакомых, и в том числе
своего товарища по
Школе юнкеров Мартынова.
На одном из вечеров
в пятигорском семействе
Верзилиных шутки Лермонтов
задели Мартынова. Ссора
повлекла за собой вызов;
не придавая значения
размолвке, Лермонтов
принял его, не намереваясь
стрелять в товарища,
и был убит наповал.
Похоронен в фамильном
склепе в Тарханах.