Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:46, доклад
В годы эмиграции 3. Н. Гиппиус воспоминала: "Удивительное это было существо, Боря Бугаев! Вечное. ,,игранье мальчика", скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов, на все „да — да — да", но вечное вранье и постоянная измена. Очень при этом симпатичен и мил; надо было только знать его природу, ничему в нем не удивляться и ничем не возмущаться. Прибавлю, чтобы дорисовать его, что он обладал громадной эрудицией, которой пользовался довольно нелепо. Слов? „талант" к нему как-то мало приложимо.
ГОУСПО
Брянский медицинский колледж им.
ак. Н.М. Амосова
ДОКЛАД
на тему: «Биография и творчество Андрея Белого»
по дисциплине
«Литература»
Выполнила:
Студентка 14МД группы
Манухина Елена Викторовна
Проверила:
Трофименкова
Татьяна Александровна
Брянск
2011
В годы эмиграции
3. Н. Гиппиус воспоминала: "Удивительное
это было существо, Боря Бугаев! Вечное.
,,игранье мальчика", скошенные глаза,
танцующая походка, бурный водопад слов,
на все „да — да — да", но вечное вранье
и постоянная измена. Очень при этом симпатичен
и мил; надо было только знать его природу,
ничему в нем не удивляться и ничем не
возмущаться. Прибавлю, чтобы дорисовать
его, что он обладал громадной эрудицией,
которой пользовался довольно нелепо.
Слов? „талант" к нему как-то мало приложимо.
Но в неимоверной куче его бесконечных
писаний есть кое-где проблески гениальности".
Борис Николаевич
Бугаев родился в Москве в семье
профессора математики Московского университета
Н. В. Бугаева. Первым реальным "прикосновением"
к искусству он считал исполнявшиеся матерью
сонаты Бетховена и прелюдии Шопена. В
гимназические годы проявлял интерес
к философии, с 15 лет начал писать. "Два
года упорного чтения, — вспоминал поэт
в автобиографии, — где Шекспир, Гете и
Шиллер сменились Толстым, Достоевским,
Тургеневым, сменявшихся в свою очередь
Ибсеном, Метерлинком, Верленом и Ницше,
обратили меня в упорного и фанатически
настроенного символиста". В конце 1895
г. он сблизился с семьей брата философа
Вл. С. Соловьева — М. С. и О. М. Соловьевыми
и подружился с их сыном Сергеем. Здесь
поощряли его первые литературные опыты
и придумали начинающему автору псевдоним
"Андрей Белый". В 1903 г. он закончил
естественное отделение физико-математического
факультета Московского университета,
в следующем году поступил на историко-филологический
факультет, в 1905 г. обучение было прервано.
В отличие от
Блока, параллелизм жизненной и
творческой судьбы с которым Белый
прослеживал в своих позднейших мемуарах,
он не принадлежал к поэтам, полностью
реализующим себя в стихах. Энциклопедическая
"разбросанность" его увлечений удивляла
и восхищала современников. "Натура
богато одаренная. Белый просто не знает,
которой из своих муз ему лишний раз улыбнуться.
Кант ревнует его к поэзии. Поэзия к музыке.
Тряское шоссе к индийскому символу ...
Критика и теория творчества (статьи о
символизме) идут так — между делом. И
любуешься на эту юношески смелую постройку
жизни", — писал о нем И. Ф. Анненский.
В 1901? гг. Белый
знакомится и сближается с символистами
"старшего" поколения: В. Я. Брюсовым,
К. Д. Бальмонтом, Д. С. Мережковским, 3. Н.
Гиппиус. В январе 1903 г. начинается его
"мистическая" переписка с А.
А. Блоком (личное знакомство состоялось
год спустя). В отличие от "старших"
Белый понимает символизм шире, чем литературное
направление или литературную школу, он
для поэта — мироощущение и мировоззрение,
в котором гармонически сочетаются "религиозный,
жизненный путь, искусство и спекулятивное
мышление". Хотя с начала выхода в январе
1904 г. символистского журнала "Весы"
Белый — его неизменный участник, он считал,
что "идеология московской фракции
символизма созрела не в „Скорпионе"
и не в ,,Весах", а в интимных беседах
и разговорах среди молодых символистов
аргонавтического толка".
Литературный
дебют Белого, "Симфония (2-я драматическая)"
(1902),—созданный под влиянием музыки
экспериментальный жанр: "нечто
среднее между стихами и
эсхатологические
чаяния и ожидания от нового века духовного
обновления и преображения жизни, влияние
идей Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, "мистическое"
увлечение М. К. Морозовой.
Итог ранней
поэтической деятельности подвел сборник
"Золото в лазури" (1904). В этой книге
пафос солнечного "аргонавтического"
дерзания постепенно вытесняется мотивом
угасания зорь. "Творчество Белого,
— писал о сборнике В. Я. Брюсов, — это
— вспышки молний, блеск драгоценных камней,
разбрасываемых пригоршнями, торжественное
зарево багряных закатов. ...С дерзостной
беззаветностью бросается он на вековечные
тайны мира и духа, на отвесные высоты,
закрывшие нам дали, прямо, как бросались
до него и гибли тысячи других отважных...
Белый, со всей необузданностью, порывает
резко с обычными приемами стихотворчества,
смешивает все размеры, пишет стих в одно
слово, упивается еще неиспробованными
рифмами. ...Язык Белого — яркая, но случайная
амальгама; в нем своеобразно сталкиваются
самые ,,тривиальные" слова с утонченнейшими
выражениями, огненные эпитеты и дерзкие
метафоры с бессильными прозаизмами; это
— златотканая царская порфира в безобразных
заплатах".
Выход в свет сборника
совпал для Белого с периодом духовного
кризиса, вызванного прежде всего разочарованием
в мистических чаяниях рубежа века. "Ослепительное",
праздничное выступление поэта с первой
и второй "Симфониями" и стихами "Золота
в лазури" сменил долгий ряд "истерик,
срывов, обвалов и пропастей". В это
время у него возникает интерес к "точному"
знанию и философии. В надежде написать
"философский кирпич под заглавием
,,Теория символизма"" Белый штудирует
труды Канта и представителей марбургской
школы.
Во втором сборнике
"Пепел" (1909), посвященном Н. А. Некрасову
и во многом предопределенном его творчеством,
диапазон возможностей лирики Белого
в значительной степени расширяется за
счет социальной тематики и "жанровых"
стихов. "И жемчужные зори, и кабаки,
и буржуазная келья, и надзвездная высота,
и страдания пролетария — все это объекты
художественного творчества, — утверждает
он. Тема новой книги — Россия с ее разложившимся
прошлым и нерожденным будущим", такой
родина предстает в творческом сознании
автора после поражения в русско-японской
войне и подавления первой русской революции.
"Пепел чего? Прежних субъективных переживаний
поэта или объективной действительности,
— пепел России? — задается вопросом С.
М. Соловьев и сам же отвечает: и того, и
другого". Часть критиков символистской
ориентации с сожалением заметила, что
книга производит антихудожественное
впечатление. "Пепел — это только остатки
былого воспоминания", — констатировал
М. Л. Гофман. По мнению же Вяч. Иванова,
"творение, далеко выходящее по замыслу
за пределы интимного искусства поэтической
секты, посвященное преимущественно проблемам
нашей общественности и обращенное к обществу",
— отнюдь не измена символизму, а симптом
закономерной эволюции этого направления,
выход из "волшебного круга солипсизма
и индивидуализма отчужденной от мира
личности".
Сборник "Урна"
(1909), включающий стихи тех же лет,
что и "Пепел", составлен из
текстов, объединенных лейтмотивом "раздумья
о бренности человеческого
В 1910-е годы в
московском издательстве "Мусагет",
объединившем символистов религиозно-
После революции,
которую Белый воспринял в
мистическом ключе как начало духовного
религиозного обновления, он активно включается
в культурно-общественную деятельность,
участвует в Пролеткульте, Театральном
отделе Наркомпроса, читает лекции. Его
поэтическое творчество в целом сохраняет
приверженность символизму. Изданные
в советское время сборники "Королевна
и рыцари" (1919) и "Звезда" (1922) составлены
из произведений 1910-х годов. Книга стихов
"После разлуки" (1922) отражает поиски
новой формы, которую Белый определяет
термином "мелодизм".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/